Старое Крестительское кладбище - купцы Сухановы.

Mar 21, 2012 20:13


На Крестительском кладбище Орла похоронены представители многих орловских купеческих родов. У орловских купцов здесь были семейные склепы или большие участки, но далеко не все из них сохранились до наших дней. Безусловно, самым заметным, красивым и лучше всего сохранившимся из купеческих участков Крестительского кладбища является семейное ( Read more... )

история, орловский тафофил, Крестительское, купцы, кладбища, Орел

Leave a comment

guglivaty March 22 2012, 09:56:54 UTC
Кстати два купца из рода Сухановых, которые были главными жертователями на постройку Смоленского храма, завещали похоронить себя рядом с сим храмом, и были похоронены рядом с трапезнеой частью. В Советское время их надгробия были разрушены и точное местонахождение захоронений сейчас неизвестно. В 50-ые годы при ведении некиих земляных работ на территории Смоленского храма, бывшего в ту пору орловским хлебзаводом, были обнаружены лишь останки священника, но само захоронение Сухановых, по-видимому, не было разграблено в Советское время.

Reply

daria_iz_orla March 22 2012, 10:02:12 UTC
Спасибо, я предполагала что их могли там похоронить, но в литературе упоминаний не нашла.
Вы об этом где читали?
А вот еще вопрос. Упоминается что Иван Матвеевич Сребреников тоже пожертвовал деньги на этот храм. Вроде даже все состояние завещал. Похоронен он на Крестительтском. Было ли такое или я путаю что-то?

Reply

daria_iz_orla March 22 2012, 10:05:41 UTC
Ой! Леша, это ты? Не признала. :0))

Reply

guglivaty March 22 2012, 10:18:34 UTC
Значит богатым буду)))
Про Сребренниковых и Сухановых упоминает Валентина Амиргулова в книге "Лучезарный светильник" - http://www.zeninasvet.ru/pdf/1-046.pdf(книга про Смоленский храм) и упоминается также в Орловском Церковном Археологическом Сборнике.

Reply

daria_iz_orla March 22 2012, 10:31:19 UTC
Повезло. :0))
"Лучезарный светильник" не читала, спасибо.
А в Археологическом Сборнике, по-моему про Сухановых ничего не говорится. Только про Сербереникова.

Reply

guglivaty March 22 2012, 10:45:19 UTC
В Лучезарном Светильнике Валентина Амиргулова дает очень интересные описания тому, как писались иконы для Смоленского храма, в частности она говорит, что будто бы прихожане Смоленского храма были ценителями древнерусской иконопииси, изготовление икон было заказано Епанчикову, а иконы писал некий иконописец Фролов. Интересно что это были за иконы и в каком стиле был расписан иконостас, т.к. при упоминании фамилии Фролов вспоминается старообрядческий иконописец Фролов - http://zarubezhje.narod.ru/tya/f_026.htm http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/3054245 . Часто в книге "Лучезарный Светильник" также Валентина Амиргулова говорит, что прихожане Смоленского храма любили древнерусское иконописание и церковное пение, а от бывшего настоятеля сего храма отца Николая однажды слышал, что существовало мнение, что немало прихожан Смоленского храма были старообрядцы. Не совсем уверен в праведности ( ... )

Reply

daria_iz_orla March 22 2012, 10:56:42 UTC
История Смоленского храма тоже интересная. :0))
На счет старообрядцев вполне может быть. В сборнике Арх. Общества упоминалось что к его приходу были приписаны несколько староверских семей живших поблизости. Во второй половине 19 века они могли срывать свою веру и делать вид, что примкнули к официальной церкви. А следовательно и ходить в свой приходской храм. Тем более, что храмов старообрядческих тогда в Орле не осталось.
Так и могло быть.

Reply

guglivaty March 22 2012, 11:12:18 UTC
А как же Успенский Единоверческий храм? Меня очень интересует и судьба святынь и икон этого храма? Может ли быть так, что старинные иконы канонического стиля, которые сейчас можно встретить в женском Введенском монастыре Орла имеют происхождение из Единоверческого Успенского храма и частных собраний староверов? В женском м-ре в Воскресенской церкви-усыпальнице очень красивый Деисусный чин, в котором заметна рука старого мастера, да и в надвратном храме Тихвинской иконы Божией Матери немало старинных икон этого стиля. Интересно также и где сейчас находится икона Успения Божией Матери, подаренная свт. Филаретом, митр. Киевским, орловским староверам? У меня есть подозрение, что икона из Ахтырского Собора и есть та самая икона Успения. До реставрации(которая была как-то ужасно проведена) она выглядела еще более ближе к каноничному стилю - http://ricolor.org/i/upload/orel46.jpg

Reply

daria_iz_orla March 22 2012, 11:39:39 UTC
Успенский храм все же был единоверческим, многих это могло не устраивать. Даже сейчас многие староверы единоверия не признают. Да и вообще в годы активных гонений часть из орловских староверов могла предпочесть скрываться за ширмой официального православия. Я как-то читала, что в уездах священники за мзду закрывали глаза на таких своих прихожан.
По вопросам икон это лучше всего у Комовой спросить.
В Воскресенской церкви-усыпальнице я даже не была никогда.
А сам ты в монастыре не спрашивал откуда у них иконы? Успенскую я помню иконочку, действительно она до "реставрации" была интересней. И похожа на украинскую.

Reply

guglivaty March 22 2012, 12:06:15 UTC
В Орловском Археологическом Сборнике пишется, что икона Успения была подарена орловским единоверцам свт. Филаретом и была точной копией Киево-Печерской иконы Успения. Отличительная черта Киево-Печерских списков в том, что у одра Божией Матери изображается стоящая книга(видимо Евангелие). К матушке игуменьи подходить с таким вопросом нужно осторожно - неизвестно еще как под настроение попадешь. Очень советую сходить в Воскресенскую церковь. Также в новой каменной Воскресенской церкви, что на Афанасьевском кладбище меня удивил образ Балыкинской Божией Матери. Написан он в каноническом стиле, близком к современным палехским иконам, но видно, что не новодел, а написан в веке 19 скорее всего.
http://orelgazeta.ru/?p=1483

Reply

daria_iz_orla March 22 2012, 12:55:03 UTC
А когда же бывает открыта Воскресенская церковь?

Reply

guglivaty March 22 2012, 13:13:51 UTC
Воскресенская церковь на Афанасьевском кладбище обычно открыта каждый день примерно до 11-30 - 12.00 дня.
Воскресенская церковь-усыпальница не могу сказать точно когда может быть открыта, но помню, что раньше в женском монастыре вывешивали объявление о богослужениях и писали в каком храме то или иное богослужение совершается

Reply

daria_iz_orla March 22 2012, 13:20:50 UTC
Хорошо, как буду в тех краях посмотрю есть ли там расписание.
А на счет Афанасьевского кладбища сомневаюсь. Была там раза три, еще до 12.00 и всегда церковь была закрыта. Может мне просто не везло.

Reply

proofreader_z March 23 2012, 15:08:21 UTC
Да, таких немало было,
прикидывались никонианами по разным причинам.

Кроме того была категория староверов,
скажем так, не шибко строгих,
считали что при случае
не грех и в такой церкви помолиться.

Reply

daria_iz_orla March 23 2012, 15:12:02 UTC
Конечно, так и могло быть.
Про "не шибко строгих" я тоже подумала. Могли "на два дома работать". :0))))

Reply


Leave a comment

Up