Как и обещал, выкладываю
увертюры Жана Филиппа Рамо в исполнении Кристофа Руссе и его оркестра «Лирические таланты», названного по одноименной опере Рамо. В 1997 году этот диск был признан английским журналом «Грамофон» - лучшим в категории «инструментальная музыка барокко».
Здесь представлены 17 из 29 сохранившихся увертюр Рамо. Все они довольно разнообразны: от люллистских («Ипполит», «Кастор», «Дарданус») до итальянизированных моделей («Храм Славы», «Зороастр», «Сюрпризы Амура»), и до форм абсолютно необычных в то время («Заис», «Наис», «Акант и Сефиза»). Среди этого многообразия хотелось бы выделить старого доброго «Кастора», таинственную увертюру к «Заис», разухабистую к «Наис» (все-таки битва богов с титанами), забавную - «Возвращение Астрее» (послушаешь, так и видишь богиню справедливости, которая бежит, спотыкается, торопиться вернуть «Золотой век» в правление Людовика XV, в действительности Рамо изобразил удары молота Вулкана, ария которого открывает оперу), роскошную по-генделевски увертюру к «Храму Славы», энергичную к «Зороастру», и, наконец, увертюра к «Аканту и Сефизе» во второй части которой Рамо изображает фейерверк, а в заключении крики толпы «Vive le Roi»!.
JEAN-PHILIPPE RAMEAU (1683-1764)
Ouvertures
01 Les Fêtes de Polymnie - 1745
02 Les Indes galantes - 1735
03 Zaïs - 1748
04 Castor et Pollux - 1737
05 Naïs - 1749
06 Platée - 1745
07 Les Talens lyriques - 1739
08 Zoroastre - 1749
09 Dardanus - 1739
10 Les Paladins -1760
11 Hippolyte et Aricie - 1733
12 Le Temple de la Gloire - 1745
13 Pigmalion - 1748
14 Les Surprises de l’Amour - Le Retour d’Astrée (Prologue) - 1748
15 Les Fêtes de l’Hymen et de l’Amour, ou Les Dieux d’Égypte - 1747
16 Les Surprises de l’Amour - L’Envèlement d’Adonis (Acte I) - 1757
17 Acante et Céphise, ou La Sympathie - 1751
LES TALENS LYRIQUES
CHRISTOPHE ROUSSET
TT 69.48
Editions de L’OISEAU - LYRE 1997 The Decca Record Company
Вот знаменитая
увертюра к «Заис», которая изображает «шок элементов», произведшая в свое время шок на парижскую публику. В результате при жизни Рамо ее исполнили только единожды в театре.
Из англ. и фр. статей буклета:
«Пролог к «Zaïs» (1748) изображает выделение элементов (Земли, Воздуха, Огня и Воды) из первоначального хаоса. Увертюра предваряет пролог представлением «шока элементов разделенных друг с другом». Это одна из наиболее оригинальных концепций Рамо. Увертюра начинается звуком приглушенных барабанов, прием достойный Бетховена, и здесь же есть подобная Бетховенской внезапная смена тональностей на протяжении всей первой части. Постепенно мрак рассеивается и, во второй части каждый элемент можно услышать со своей собственной отдельной темой.
Печально, но начальный раздел увертюры оказался слишком сильным для парижской светской публики. Как отмечал один острослов, не убежденный соответствию здравому смыслу изображения момента Творения: «этот лязг элементов, отделяющихся и примеряющихся, не может произвести приятного концерта для уха. К счастью ни один человек не мог еще услышать этого!». Рамо был вынужден заменить эту часть. Новая версия обладала такой бесхарактерной бледностью, что можно ощутить всю ярость и унижение композитора вследствие подобного художественного вандализма».
Rameau and the Overture (Graham Sadler)
«Увертюра к героическому балету «Заис» (1748) является, возможно, самой оригинальной и смелой из всех. Рамо хотел изобразить «Исчезновение хаоса и шок элементов разделенных друг с другом», и, не смотря на всю несхожесть, она равна увертюре Гайдна к «Творению», написанной полстолетия спустя. Таинственный приглушенный барабан начинает, и музыка развивается постепенно, резко переходя от ре мажора к фа минору (!), затем к ми минору (!), после чего возвращается в господствующую тональность. Размер ¾ поражает ритмическим богатством (множество триолей) и ослепительной оркестровкой (флейты, барабаны)»
J.Ph. RAMEAU Ouvertures (Harry Halbreich)