Про кровавые деньги...

Apr 27, 2013 15:27



И нет не угадали, я не собираюсь громить кровавых имериалистов и капиталистических акул. И про жуцццкий роман или фильм речи тоже не идет. На самом деле кровавые деньги (или дия) это вполне себе легетимный термин местного права. О чем речь? Рассказываю по порядку.

Правовая система в Дубае, это сочетание шариата и определенных международных норм гражданского и уголовного законодательства. В других эмиратах в большей степени применяется шариатское право.
Согласно ему же, если некто (случайно или намеренно)  стал причиной смерти или телесного увечья другого человека, он (или она) должен уплатить Дия. Кровавые деньги должны быть выплачены семье жертвы в качестве компенсации, а размер суммы опередляется в соответствии с нормами шариата.

Дия также используется как форма взыскания и средство защиты прав родителей потерявших детей. В этом случае компенсация присуждается автоматически (то есть родители не должны специально подавать в суд). Выплата обеспечивается судьей, который рассматривает уголовное дело (обычно он обязывает обвиняемого к выплате Дия при вынесении приговора).

Цена за кровь выплачивается и за нерожденных. В 2010 году суд принял решение о компенсации женщине у которой произошел выкидыш в результате автокатастрофы. Правда, поскольку ребенок не был рожден, судья посчитал компенсацию равной 10% от обычной суммы.

Кровавые деньги уплачиваются только если человека, который привел к гибели другого человека, признали виновным в уголовном порядке и возложили на него юридическую ответственность за совершение противоправного деяния, правонарушения или преступления.
Согласно шариату, жизнь мусульманина оценивается в большую сумму, чем жизнь представителей иных религий, однако в ОАЭ сумма возмещения за пролитую кровь одинакова для всех мужчин проживающих в стране, независимо от их религии или национальности и составляет 200 000 Drh. (54 000$)
Расхожая шариатская  практика так же предполагает, что компенсация за  смерть женщины составляет половину суммы уплачиваемой за потерю мужчины,(т.е. 100 000 дирхамов). Тем не менее, это решение, остается на усмотрении судьи. Тут требуется пояснить, что этот вопрос вызывал и вызывает массу дискуссий. В трех эмиратах (Дубае, Абу-даби и Рас-Аль-Хайме) выплаты одинаковы, в прочих нет. При чем и тот и другой подход трактую шариатские правоведы.

В апреле 2010 года, Д-р Абдул и другие 16 судей Верховного суда рекомендовали Судебному Совету по сотрудничеству, (который осуществляет надзор за судебной системой на местном и федеральном уровне),  принять положение по которому кровавые деньги будут равными для мужчин и женщин. Эксперты призвали к таким реформам, утверждая, что традиционные построения по этому вопросу более не применимы к современным условиям.

Согласно мнению мусульманского богослова, д-р Мохаммеда Джамала, потеря женщины несет значительные финансовые последствия ее семьи.

"Причиной, по которой некоторые ученые настаивают на предоставлении более низкой дия за смерть женщин является то, что они не рассматривают шариатский подход комплексно и в целом" - сказал д-р Мохаммед, который специализируется в области исламского права.
"Они игнорируют принцип "целей шариата", который является одним из основных принципов в области исламского права и делает акцент на прагматических аспектах каждого религиозного постановления. Ученые должны рассмотреть конечную цель религиозных постановлений, прежде чем они выскажут свои мнения". Доктор Мухаммед подчеркнул, что не существует коранических норм, по которым кровавые деньги за мужчину должны быть больше, чем за женщину. Он также подствердил, что плата большей компенсации базировалась на том, что мужчины были более важны, как кормильцы и именно они поддерживали благополучие семей. "Те ученые основываются на хадисе, который обозначает, что женщина получает в наследство половину иммущества мужчины, и применяют его к вопросу о кровавых деньгах", сказал д-р Мохаммед.

Если не совсем понятно, то поясню... Основой исламского подхода к решению подобных вопросов является прагматизм, то есть исполнимость и польза выносимого решения, как для пострадавшей строны, так и общества в целом. Если изменилась жизнь (например усилилось участие женщин в делах благосостояния семьи), то на это нужно соотвественно реагировать. Мне нравится такое логичное понимание права.

Что еще? Дия не выплачивается, если человек убивает другого, защищая себя, свою семью, свое имущество или других лиц и их имущество от вреда. Согласно законам ОАЭ, человек, который содержит животное (он или она не важно)  ответственен за него и обязаны контролировать. Животное юридическую ответственность нести не можети и если по его вине кто-то погиб или покалечился, то деньги уплачиваются хозяином. Также владелец здания или менеджер компании, завода и любое иное ответственное лицо будет нести юридическую ответственность за смерть или увечье людей из-за небрежности с их стороны.
Типичный случай из местной юридической практики - на заводе погиб рабочий. Он обслуживал агрегат по изготовлению бетонных блоков. Машина застопорилась, а он, вырубив электричество, полез внутрь, ее чинить. Другой работник увидев что машина выключена, а напарника в цеху нет, дернул рубильник. В результате сели трое, работник, бригадир и менеджер по безопасности (каждый на полгода, для рабочего 6 месяцев с депортацией). Выплату дия разделили между рабочим и менеджером (один нарушил правила, а другой не проследил за их исполнениями). За что сел бригадир? А рабочие не должны были чинить установку, его ответственностью было проследить, чтобы каждый занимался своим делом.

Сам подход кажется мне очень логичным и справедливым. Несчастные случаи происходят. Это печально, но жизнь после них не останавливается... Остаются семьи погибших и семьи виновных. Сажать кого-то надолго? А смысл? Чтобы было две несчастных семьи? В таких случаях (исключая пьянство за рулем) местная фемида предпочитает обеспечить пострадавшие семьи, а сроки давать небольшие. Компенсация кажется вам не большой? А сколько народу у нас вообще не получают компенсаций? Да и по индийско-пакистанским меркам, это весьма приличные деньги. Это кстати рождает коллизии...

Во-первых, что делать если денег нет? Да такие случаи бывают. На слуху была история индийского водителя, который отсидев два положенных года, отсидел еще два, как должник, потому что с выплатой дии не справлялся. У той истории был счастливый конец, полиция Дубая объявила благотворительную акцию и сбор средств среди сотрудников. Собрали, уплатили, выпустили. Хотя обычно это бремя ложиться на родственников сидельца. Читал о прецендентах, когда в похожую ситуацию попадали западные экспаты. Не знаю как сейчас, а пару лет назад были популярны специальные страховки на случай дии.

Другой проблемой, некоторое время, были безумные индусы, которые решили, что 54 тыс. $, это хорошая помощь близким и стали намеренно кидаться под машины. Эту дикость прекратили довольно жестко. Для начала стали дотошно расследовать всякий случай и сделали невозможной автоматическую выплату. А после и вовсе перестали выплачивать компенсации семьям пешеходов сбитых в неположенных для перехода местах ( в первую очередь на дорогах от четырех полос движения).

В любом случае, знание о такой особенности местного закона полезно. Имейте в виду, любой несчастный случай здесь не просто "так получилось", но имеет и денежное выражение. Если (не дай Бог!) что-то произошло с вашими близкими, нанимайте адвоката и подавайте в суд. Компенсация никого вам не вернет, но поможет в житейских сложностях. А уж если вы сами (опять же, не дай Бог!) оказались виновником чего-то подобного, то озаботьтесь наличием денег или страховки. Закон суров, но он справелив и неизбежен.

Дубай, нафигнафиг, многабукаф, закон, Эмираты, Ислам

Previous post Next post
Up