Про шейха который умел быть великолепным....

Mar 21, 2013 18:47

Я весьма саркастичный человек, даже больше, я могу быть очень и очень циничным человеком... Ничего не поделаешь, если ты вырос в период слома идеологий и краха империи, по другому навряд ли получится... Но знакомство с историей жизни этого человека побивает мой цинизм как золотой динар побивает кучу медной мелочи. Для нас, выросших в СССР и сразу после, его биография звучит как сказка... Да она, собственно и начинается как сказка...



То ли в 1916, то ли в 1918  году (арабы тех времен не ввели еще метрик), в семье наследного правителя эмиртата Шейха Султана, родился четвертый сын. Правящий дом Аль Нахьйянов, к которому мальчик принадлежал по праву рождения, правил на территории эмирата уже около двухсот лет, а его ставкой была небольшая рыбацкая деревушка на острове Абу-Даби. Мальчика назвали Зайедом, что означает Приумножающий (говорят что имена нам дают на небесах, это ли не подтверждение?). Мальчик был смышленным, обаятельным, смелым и не имел особых шансов на то чтобы занять место правителя. А вот дальше сказка стала страшной...  В 1926 году его отец был убит амбициозным братом Сакром и сыновья свергнутого правителя вынуждены были бежать и скрываться среди родни из пустынных бедуинов (по следам наследников шли убийцы). Возможно именно эти годы изгнания сформировали те самые качества, которые превратили мальчика в мужчину знающего цену жизни и ее тяготам.

Образование детей (даже отпрысков аристократии) нельзя было назвать системным... Мальчиков учили читать, писать, считать, а кто-то из местных проповедников наставлял их в основах Ислама. Остальному их учила жизнь. В последствии Шейх много и с удовольствием вспоминал о своем опыте бедуинской жизни основаной на узах мужского братства в условиях тяжелого выживания. Одним из увлечений оставшихся с ним из того времени стала соколинная охота. В одной из своих книг он говорил: "Общение на охоте позволяет каждому члену экспедиции общаться свободно и выражать свои мысли и точки зрения без препятствий и сдержанности, что позволяет людям наделенным ответственностью услышать пожелания своего народа, знать их проблемы и воспринимать их взгляды без искажений, чтобы быть в состоянии помочь и улучшить их положение".


Это удивительно, но из одних и  тех же испытаний люди выносят очень уже разные уроки. В 1928 году Сакр был убит, а к власти в эмирате пришел старший брат Зайеда - шейх Шахбут, его правление было долгим... Сказать, что в это время страна была нищей, это не сказать ничего... Немногие торговые коалиции занимались импортом-экспортом сельхоз продукции, что-то приносили рыбные промыслы, а ловцы жемчуга к шестидесятым годам окончательно разорились, когда в Японии были построены жемчужные фермы. Сейчас в это трудно поверить, но саранчу здесь считали деликатесом, а рис лекарством. Люди умирали от тяжелых условий и туберкулеза.

В конце сороковых годов на Аравийский полуостров прибыли поисковые партии британских геологов, Зайед был одним из тех кому поручили их сопровождать и охранять. По воспоминаниям одного из тех британцев (сэра между прочим) будущий монарх был «крепко сложенным мужчиной лет тридцати с коричневой бородой. У него было сильное умное лицо, с прямым и наблюдательным взглядом, его манеры были спокойными, но величественными". В экспедициях 48-50 годов британцы, в сопровождении охраны, пересекли "пустой квадрат" пустыни несколько раз... В конце 50-х в Абу-Даби нашли нефть, а в 1963 г. начали ее экспорт..., но на жизни людей это не отразилось.

Консервативный Шейх Шахбут опасался, что улучшение жизни народа подорвет устои его власти. Солнечным днем, 6 августа шейхи дома Нахайянов на семейном совете решили сместить шейха Шахбута и избрать эмиром шейха Заеда. Почему выбор пал на младшего из братьев? Чтобы объяснить это, придется вернуться немного назад... С 1949 года Зайед был наместником в городе Аль-Айн. Первым большим делом, за которое он взялся стала вода. Шейх добился контроля над ее источниками под гарантии справедливого распределения, через 10 лет город стал самым зеленым в Аравии, а жители начали богатеть на продаже сельхоз продукции. Там же он открыл первые школы. Не смотря на ревность правителя, жители Аль-Айна горой стояли за своего главу. Было еще много чего, что заставляло людей говорить о мудрости и справедливости шейха. К моменту своего воцарения, Зайед был уважаем далеко за пределами своего родного Эмирата.

Придя к власти, шейх Заед сделал программное заявление: "Если Аллах облагодетельствовал нас своими дарами, то первое, что мы должны сделать в угоду и благодарность ему - направить богатства на преобразование страны и творение добра народу. Мы построим общество, обеспеченное жильем, питанием, медицинским обслуживанием и образованием". Мир слышал много красивых слов... Эти отличаются тем, что говоривший выполнил свои обещания. Британский парламентарий посетивший страну в 1966 году говорил: "«В это трудно поверить. Аэропорт состоит из одной асфальтированной дорожки. На острове нет ни дорог, ни мощеных улиц. Люди живут в тростниковых хижинах»." В 1970 году темпы развития Абу-Даби в три раза превышали те, что были зафиксированы в Кувейте, занимавшем тогда лидирующие экономические позиции в регионе.

Стране не хватает кадров? Он открыл границы и пригласил в созданные министерства и ведомтсва специалистов со всего Ближнего Востока и Азии. Особый упор делался на министерства Здравоохранения и Образования. Подрастающее поколение должно было вступить в руководство многочисленными спецами-варягами. «Человек - самая дорогая ценность, - говорил он- Богатства ничего не стоят, если они не служат людям, и государство среди всех своих дел должно отдавать предпочтение заботе о человеке и воспитанию гражданина». Министерства образования и здравоохранения стали самыми крупными правительственными ведомствами. Чтобы побудить родителей отпускать детей учиться, школьникам в первые годы становления государства выплачивались стипендии.

Жители пустыни хотят развивать сельское хозяйство? Желающим бесплатно (!) стала выделятся земля, государство субсидировало фермеров семенами, саженцами, удобрениями, техникой, выдавало беспроцентные ссуды на строительство и даже (в ряде случаев) помогало оплачивать труд наемных рабочих из-за границы.  Сегодня страна помимо традиционных культур экспортирует овощи, цветы и прянности.

В стране царит нищета и нет потребительского рынка? Он сделал нечто невозможное... В 1966 году все без исключения малоимущие граждане эмирата от были приглашены от имени монарха на организованный в столице страны колоссальный прием под открытым небом. Граждане практически лишенные политических прав (а их были десятки тысяч)  были порясены. Но настоящий сюрприз был в другом, каждому из бедняков от имени шейха Заида выдавалась сумма, эквивалентная среднему годовому доходу, более того, их тут же тщательно инструктировали, как эти средства оптимально потратить. В тот день в руки беднякам отдали 20 миллионов долларов США. Сколько это по нынешним деньгам?  А на следующий день в стране появился рынок и стала исчезать бедность.

А потом настал черед обратиться к соседям. 2 декабря 1971 года шесть эмиров "Договорного Омана" объявили о создании федерации под названием Объединённые Арабские Эмираты В 1972 году к ним присоединился эмират Рас-Аль-Кхайма.  К этому процессу они шли долгих семь лет. А вам кажется простой задача убедить семерых абсолютных монархов объединиться, ограничить свою власть и проводить перемены в общем русле? Ну-ну... попытайтесь организованно вывезти семь семей на дачу, для начала... Ему удалось больше. Может для кого-то это и новость, но нефть здесь есть не везде. Зайед Аль Нахьян субсидировал неразвитые сектора соседей и участвовал в развитии их инфраструктуры, гарантировал привлечение инвестиций и помогал развивать все, что было возможно. В том году страна подняла свой флаг, а он был избран ее Президентом. Позже политологи назовут это демократией шейхов - союз равных, базирующийся на способности правящих неукоснительно исполнять свои обещания.



Слева направо: шейх Рашид бин Ахмед Аль-Муалла, тогда наследный принц, а ныне правитель Умм-аль-Кувейна; шейх Султан бин Мухаммед Аль-Кассими, правитель Шарджи; покойный шейх Рашид бин Саид Аль-Мактум, вице-президент и премьер-министр ОАЭ, правитель Дубая; шейх Заед бин Султан Аль-Нахьян, президент и правитель Абу-Даби; шейх Сакр бин Мухаммед Аль-Кассими, правитель Рас-Аль-Хаймы; шейх Мухаммед бин Хамад Аль-Шарки, правитель Фуджейры; шейх Хумейд бин Рашид Аль-Нуайми, тогда наследный принц, а ныне правитель Аджмана.

Государству было два года, когда разразился ближневосточный кризис. Глава буквально только что созданного государства, заявил, что его народ готов по-прежнему питаться одними финиками, но не потерпит унижения поражением. «Или мы навечно опустим флаги, или будем жить с гордо поднятой головой и петь свои гимны», - сказал он. Возмущенный нерешительностью арабских лидеров обсуждавших 5% снижение экспорта нефти в ответ на произральскуюю политику Запада,  Зайед объявил о полном прекращении поставок. Пристыженные правители Ближнего Востока последовали его примеру. Он начал получать угрозы, но ответил на них словами настоящего мужчины: "Те, кто в борьбе за честь шел в первых рядах, уже пролили кровь. А нефть крови не дороже!".

Слова были произнесены, а дальше были дела... Шейх распорядился закупить в европейских странах все предлагаемые для продажи передвижные госпитали и направить их с оборудованием и медикаментами в Сирию и Египет. С целью справедливого освещения хода военных действий он мобилизовал 40 европейских журналистов и за свой счет направил их на театр военных действий. Он занял в английских банках 100 млн. фунтов стерлингов и передал их Каиру и Дамаску. Маленькие Эмираты не выиграли эту войну, но донесли до всего мира честную точку зрения, а Запад получил урок, который вспоминается ему до сих пор.
Президент ОАЭ не скрывал, что гордится достижениями своей страны. «Я стремился ко многому, но сам не мог себе представить, что страна придет к таким успехам», - говорил он. И не мудрено... меньше чем за 40 лет, страна проделала путь из восемнадцатого века в двадцать первый. Один из самых высоких ВВП на душу населения, уход от нефтяной зависимости, новые отрасли, одна из лучших в мире систем автодорог и все новые и новые чудеса, влекущие гостей со всего мира.

Многие могли бы высказать сомнения в непрочности построенного одним человеком... Но жизнь, покуда, это опровергает. Зайед ибн Султан аль-Нахьян покинул этот мир 2 ноября 2004 года.  А страна созданая его стараниями не расплась, не погрязла в конфликтах и весьма бодро прошла через мировой финансовый кризис, не потеряв своей привлекательности. Эмиратские старожилы рассказывали мне, что страх перед тем, что все рухнет с его уходом достигал такой силы, что многие экспаты на полном серьезе обсуждали пути отхода в соседний Оман... Пустое. Страна на месте. Она его наследие и стоит на его моральных принципах.

Рассказ получился длинным, но вы не сможете понять этой страны, если не поймете и не узнаете истории этого человека. Я приведу только некоторые из его высказываний...



"Не существует славы без славы страны и ее граждан. Мы должны гордиться нашими предками, которые были в состоянии противостоять суровой жизни, их сильной воле и самоотверженности, которая сформировала наше лучшее общее будущее."

"Они говорили, что сельское хозяйство не имеет будущего [в ОАЭ], но с Божьего благословения и нашей решимости, нам удалось в преобразовать эту пустыню в зеленую землю".

"Мы не должны полагаться на нефть только в качестве основного источника национального дохода. Мы должны диверсифицировать источники выручки и строить экономические проекты, которые обеспечат свободную, стабильную и достойную жизни для народа".

"Ислам дает женщинам их законный статус, и призывает их работать во всех секторах, позволяющем оказывать им соответствующее уважение".

"Ислам воздерживается от насилия практикуемого террористами, которые убивают своих братьев и совершают свои презренные действия под прикрытием религии. Ислам строго отделяет себя от этих людей и их действий".

"Богатство не в деньгах. Богатство в людях. Вот где истинная власть, которую мы ценим. Это то, что убеждает нас направлять все наши ресурсы для развития индивидуальности, а также использовать богатство, которое дал нам Бог на службу нации".

"Каждый человек должен исполнить свой ​​долг. Человек смертен, но не его труд. Таким образом, труд важнее, чем богатство".

"Независимо от того, сколько зданий, учреждений, школ и больниц мы строим, или сколько мостов мы поднимаем, все это только материальные ценности. Истинным двигателем прогресса является человеческий дух, способный человек с его интеллектом и возможностями".

"Правитель не должен возводить барьеров, которые отделяют его от людей".

Существует множество способов подвести итог. Если речь идет о жизни мужчины, то обязательно вспоминают о посаженном дереве, воспитаном наследнике и построенном доме. Человек о котором я вам рассказл построил прекрасную страну. Он был женат девять раз (никогда не состоя в браке с более чем четырьмя женами одновременно) и воспитал девятнадцать прекрасных сыновей. Вот вам довод в пользу многожентсва... Шучу конечно (не нуждается это в доводах), но лично мне приятно, что такой человек передал свои гены по эстафете (это позволяет на многое надеятся).  А что до деревьев... то, по некоторым данным, он посадил их  50 000 000. Да, была у него и такая программа...

Я рад, что мне довелось рассказать вам эту историю, так похожую на сказку... Возможно вы тоже порадуетесь, что на нашей планете и в нашем времени жил мужчина, который, как и всякий человек улыбался, грустил, любил женщин, растил детей, испытывал трудности, но оставался правителем, который верил в Бога, уважал людей и был честен.

искусство возможного, Абу-Даби, история, монархическое, многабукаф, Эмираты, Ислам

Previous post Next post
Up