Для создания открытки использовано фото из личных архивов
Народный праздник Симеон-летопроводец отмечается 14 сентября (дата по старому стилю - 1 сентября). В православном календаре - это день почитания святого Симеона Столпника, поэтому другое название праздника - Семёнов день.
История
На Руси с днем памяти св. Симеона Столпника совпадало окончание старого лета (года) и начало нового, отчего преподобный Симеон и получил название летопроводца. На этот день приходился особый «чин препровождения лета», празднование церковного новолетия. На I Вселенском Никейском соборе в 325 г. было принято решение перенести начало нового лета - нового года с 1 марта на 1 сентября. В связи с этим, с XIV в. по 1700 г., до известного Указа Петра I, перенесшего празднование нового года на 1 января, день св. Симеона был первым днём нового года.
Действо новолетия начиналось в полночь ударом вестовой пушки в Кремле. При этом слышался колокольный звон на колокольне Ивана Великого и открывались городские ворота. Утром народ сходился в Кремль. По окончании утренней службы в Успенском соборе, патриарх выходил в западные двери со святыми образами, в сопровождении духовенства. Перед вратами, на церковном дворе совершалось «патриаршее молитвословие». Царь подходил к Евангелию и принимал благословение от патриарха.
Иллюстрация с сайта uleoparda.ru
Традиции и обряды
«Летопроводец» дословно означает «лето провожающий». Это народный праздник начала бабьего лета, который отмечается народными гуляниями.
День считается удачным для новоселья. Главное, не забыть забрать с собой домового.
С этого дня наступают свадебные недели и смотрины.
С Семёнова дня начинались «засидки», т.е. работа в избах при огне. При этом было принято накануне погасить весь огонь, кроме лампадного, а на утренней заре зажечь новый огонь. Раньше существовал обычай добывать новый огонь из сухого дерева. Делалось это так: пожилые люди тёрли сухое дерево о дерево, а молодые парень или девушка зажигали спицею новый огонь, которым топили печи в избах и банях, а на засидках зажигали лучину и свечи.
Иллюстрация с сайта profhobby.ru
Бабье лето считалось и бабьим праздником и временем, когда начинались осенние женские работы: мяли и трепали пеньку, мочили коноплю, мыли в воде и расстилали по лугам лён. В Семёнов день начинали прясть и затыкать кросна, т.е. подготавливали основу на ткацких станах, чтобы ткать холст.
Проводится обряд пострига - посвящение детей, которым исполнилось 3 года, в воины и землепашцы. После молебна ребенку выстригается пучок волос. Крёстный сажает его на коня и проводит лошадь по двору. После этого обряда считается, что дальнейшим воспитанием мальчика занимается только мужская половина семьи.
На Симеона-летопроводца хоронят мух и тараканов, которые олицетворяют бедность и домашние неурядицы. Из моркови или репы вырезается гробик. В нем закапываются как можно дальше от жилища пойманные в доме насекомые.
Ко дню Летопроводца заканчивали уборку яровых культур («Семён-день - семена долой»), завершали посев ржи («в Семёнов день севалка с плеч»), солили огурцы и начинали опахивание полей для предохранения их от нечистой силы.
По народным представлениям считалось, что в Семёнов день чёрт меряет воробьев меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить; для этого все воробьи собирались к нему и их нельзя было увидеть.
Фото с сайта poembook.ru
Существовало поверье о том, что на Семён-день на утренней заре выходит из воды на берег рыба-угорь и ходит по лугам на три версты по росе. Верили, что таким образом она смывает с себя все болезни, передавая их человеку. Поэтому не разрешалось в этот день выходить на берег реки, пока не спадет утренняя роса. Угорь вообще считался на Руси запрещённой рыбой, которую есть разрешалось только в крайнем случае, когда "семь городов наперёд обойдешь - никакой яствы не найдешь", да и в этих случаях нельзя было касаться головы и хвоста. В народе угорь виделся в образе хитрого и злобного водяного змея, за грехи лишенного возможности жалить людей и животных. Знахари и колдуны использовали угря во время гаданий: они клали его на горячие угли, и по направлению прыжков, определяли, где находится украденная вещь.
Приметы
В этот день крестьяне следили за погодой, так как по нему определялось состояние природы на всю последующую осень:
Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла.
Сухая осень, коли на Семен-день сухо.
Если на Семен-день ветер из-под солнца, зимой ветры будут с севера.
На Семена ясно - осень ведреная.
Много паутины на полях - осень будет долгой.
Определяли погоду и по поведению животных и птиц в этот день:
Если дикие утки садятся, а скворцы не отлетают - осень протяжная и сухая.
После Семёна журавли отлетают в теплый край.
Если гуси улетают на Семён-день, жди ранней зимы.
Фото с сайта welcometoural.ru
Источник 1Источник 2