В соавторстве с Daredevil
Глава 12. Порт-Рояль
- Надеюсь, сегодня нам не встретится «Летучий Голландец». Как-то нет у меня особого желания знакомиться с зомбо-пиратами.
- Именно. Ничего хорошего от них не дождешься. Только если попытаются тебя, солнышко, похитить и будут с меня выкуп требовать.
- Но ты же заплатишь, в случае чего?
- И не подумаю. Я им тебя оставлю на пару деньков, а потом…
- Что?!
- …а потом будет классика жанра. Подозреваю, кстати, что «Вождя краснокожих» пираты не читали, учитывая, что написан он был куда позднее.
- Звучит заманчиво. Как думаешь, до границы они добежать успеют?
- Ой, вряд ли!
- Простите, - робко вмешалась Жанин, - а можно мне с вами?
- Ты уверена? - Сноуи была совершенно серьезна. - Жанин, ты же сама не хотела…
- Не хотела. И сейчас немножко побаиваюсь. Но я столько слышала и читала о Порт-Рояле, что было бы непростительной глупостью не посмотреть, раз уж я тут оказалась.
- Тебе решать, - сказал Тони. - Если считаешь, что все в порядке, - пошли. Но имей в виду: мы абсолютно не представляем, что нам может встретиться. И велика вероятность, что на сей раз спасать тебя никто не будет, если ты вдруг решишь в обморок грохнуться.
- Я знаю.
- Тогда иди переодевайся.
***
Тони и Сноуи, - уже привыкшие, что в каждом подводном городе их ожидают неприятные приключения на всю голову или приятные сюрпризы сапфирами по головам, - настороженно поглядывали по сторонам, ожидая или выскочившего из-за угла бывшего веселого дома скелета в кринолине, или выпадающего из окна трактира покойничка с саблей наперевес.
Что касается Жанин, то она наслаждалась прогулкой, заплывала в каждый дом, любопытничала, делала селфи - в общем, вела себя, как заправский турист-разгильдяй. Тони и Сноуи пытались было приглядывать за девушкой, но потом рукой махнули: вряд ли что-то необычное произойдет в центре города, полного развлекающихся беззаботных дайверов.
Погибший в результате землетрясения Порт-Рояль выглядел так, словно жители только-только покинули его: посуда на столах, разбросанные детские игрушки возле домов, даже парочка не убранных археологами скелетов завалялась. Несколько кварталов было разрушено полностью, но туда никто и не заплывал: в сохранившихся районах было на что посмотреть.
Тони, Сноуи и все время отстававшая Жанин двинулись к грудам щебня, справедливо полагая, что в туристической зоне ничего привлекательного не найдется.
Возле бывшей пристани, полностью разрушенной и ушедшей под воду первой, лежали остовы нескольких кораблей. Затонувшие пиратские суда были мертвы: только маленькие рыбки шныряли между водорослями, по засыпанным песком каютам и палубам, на которых ярко-алые, фиолетовые, бледно-желтые и сиреневые кораллы танцевали под неслышную музыку.
Жанин дернула Сноуи за руку и ткнула пальцем куда-то вправо. Миссис Спрайд посмотрела в указанном направлении и увидела старинную каравеллу: ту же самую или точную копию той, которую археологи уже встречали в Египте.
Тони отодвинул женщин в сторону и двинулся к подозрительному кораблю первым.
На сей раз «начинка» каравеллы выглядела более реалистично и убедительно: заросшая спутанными водорослями настолько, что аквалангисты пробирались сквозь них с огромным трудом, временами прорубая себе путь ножами.
Добравшись до капитанской каюты, троица обменялась разочарованными взглядами: никаких навигационных инструментов. И, разумеется, никакой еще одной шкатулки.
Похоже, на этот раз приключения не собирались сваливаться на головы Тони, Сноуи и Жанин. Поворошив кучи нанесенного течениями песка и порывшись в поломанных ящиках секретера, дайверы двинулись в обратный путь, который, надо признать, оказался не из легких, потому что прорубленная в водорослевых джунглях тропа куда-то исчезла, и мистер Спрайд, плывший впереди, вынужден был прокладывать новую.
Когда водоросли, стоявшие, подобно суровым стражам по всем палубам и трапам, закончились, оказалось, что Тони, Сноуи и Жанин выбрались совсем не туда, куда изначально планировали.
Перед учеными расстилался пустынный шельф, усыпанный костями (хорошо хоть, не драконьими, а человеческими) и проржавевшим оружием.
Сноуи и Жанин сняли с поясов мачете - было очевидно, что скелеты здесь разбросали не просто так. С другой стороны, какой может быть от ножей толк против поднимающихся со дна мертвых, следовательно, бессмертных пиратов?
Гремящая костями и поскрипывающая суставами армия надвигалась на археологов, вынуждая их отступать обратно к каравелле, которая ощетинилась водорослями, расцветшими бутонами змеиных голов. Зажатые между двумя врагами, Тони, Сноуи и Жанин выбрали единственно возможный путь отхода - наверх.
Водоросли тянули к пловцам удлиняющиеся, змеящиеся в прозрачной воде ветви, но Сноуи, проскользнув между ними, зависла над бестолково мечущимися по дну пиратами, что-то бросила в ржаво-костяную кучу, а потом заработала ластами изо всех сил, поднимаясь к поверхности. Тони и Жанин рванули следом, прекрасно понимая, что сейчас «ой, что-то будет!»
«Ой» настиг дайверов уже возле берега: из глубины донесся приглушенный расстоянием гул; по поверхности пошли сильные волны, перевернувшие парочку маленьких лодочек (к счастью, возле самой пристани); в небо взметнулся столб воды, трансформировавшийся сначала в высоченный, похожий на ядерный гриб, затем - в облако, в центре которого сверкала и переливалась голубая сфера. Шар вращаясь с такой скоростью, что с трудом удавалось разглядеть мелькавшие картинки: скачущую антилопу; мать, убаюкивающую малыша; солдата, вытирающего с лиц кровь и грязь; кивающий алой головкой мак; ослепительный восход солнца над заснеженными вершинами; хирург в окровавленном халате, устало сидящий на полу после завершения операции; - и еще много, много других.
Померцав несколько минут в ясном небе, сфера погасла. Все стихло.
***
- Кажется, нам наконец-то показали, что мы ищем, - заметил Тони уже на берегу.
- Очень вовремя, смею заметить: у нас (и на шкатулке) осталась только одна точка маршрута.
- Миссис Спрайд, а что вы кинули в скелетов?
- Полагаю: именно то, что нужно. Хотя тебе, милый, - Сноуи обернулась к мужу, - это может и не понравиться.
- Да я уже понял, солнышко, что новый кулон тебе категорически не хочется. Интересно, почему на сей раз нас не пытались прибить или одарить, а только напугать?
- Видимо, потому, что и у водорослей и у пустых черепушек мозгов нет. Если бы были - хоть с одной извилиной, - эти существа не стали бы тратить время на такое бесполезное занятие.
Говорят, что иногда великие планеты и ведомые нам звезды рисуют на небе узор, подобный тому, что сверкал на небе в ту ночь, когда Мастер завершил работу. И тогда можем мы на краткий миг лицезреть картину, созданную кистью небесной натуры и доброй магии, и картина эта - точное изображение Творения. Ведомо же неким мудрецам, что мир наш не стоит в центре Вселенной, а вечно движется по пути, коий еще не постиг разум человеческий. Потому-то и картина сия - переменчива и обманчива, как легкое облачко, что на краткий миг затмевает солнце в ясный день, или легкий дождик, что пишет послание вечности в дорожной пыли на загадочном языке.
Глава 13. Ллис Хелиг
Северное побережье Уэльса встретило вернувшихся путешественников и французскую гостью холодным дождем и пронизывающим ветром.
Тони и Сноуи с сочувствием посматривали на бедняжку мадмуазель Карре, которая куталась в дождевик и тряслась от холода.
- Ну вот мы и дома! - рассмеялась Сноуи. - Жанин, может быть, вы посидите в гостинице? Шестое чувство подсказывает мне, что купаться вы не хотите.
- Да-да, спасибо… Эх, а так хочется пойти с вами. Это же последняя точка в маршруте.
- Будете пугать Ктулху утробным кашлем сквозь маску, а летающую свастику - простуженным хрипом? Нет уж, оставайтесь в номере. Можете наши фото посортировать или отчет написать - о совместно проделанной работе. Между прочим, Жанин, личный помощник из вас отменный. Реставратор, замечу, тоже неплохой. Но полевой или подводный археолог - простите, никакой.
- Знаю-знаю, именно так дела и обстоят. Доброй вам охоты.
- Думаешь оставить девочку секретарем? - поинтересовалась Сноуи, когда супруги поднимались на борт катера, который должен был отвезти их к месту спуска.
- Почему нет. Образование у нее хорошее, девочка старательная.
- Да, но ты не можешь предложить ей постоянную работу, только периодические задания. А что она будет делать в остальное время? Нянькой у нас подрабатывать?
- Попробую поговорить со знакомыми в Британке. Может быть, для Жанин найдется место: такие специалисты на дороге не валяются.
- Но захочет ли она переезжать?
- Почему нет? Во Франции мисс Карре все равно сидела без работы. Ладно, вернемся, спросим. Ты мне лучше скажи, солнце мое, ты взяла мозаики? Что-то мне подсказывает, что сегодня они нам пригодятся.
- Разумеется, взяла. Но мне кажется, нам понадобится только одна. Вот эта, - и Сноуи вытащила из пакета фрагмент с изображением инь-ян.
- Почему? Если судить по тому, что мы видели в Порт-Рояле, назначение этого артефакта сугубо мирное. Так что лабрис и перо точно не подходят. А остальные кусочки тебе чем не глянулись?
- Змея, свернувшаяся в кольцо, - символ стабильности, цикличности мира, следовательно, знак покоя, а не развития. Ракушка-каури…
- …денежная единица. Согласен, материальные блага немножко не в тему. А вот с половинкой земного шара что не так?
- Половинка - это незавершенность.
- Логично… Ладно, давай переодеваться. Мы почти на месте.
***
Высокая каменная стена протянулась вдоль скалистой гряды на несколько километров. Хорошо, что под водой через нее можно было перебраться поверху: на суше пришлось бы топать в обход.
Темный замок древних королей - Ллис Хелиг - стоял на обрыве, настороженно глядя черными провалами слепых окон на незваных гостей.
Тем не менее, когда Сноуи и Тони вплыли в парадный зал на первом этаже, ничто и никто не помешало им. Также темно, холодно и пустынно было на втором этаже и в трех сторожевых башнях, украшавших навершие короны неприступного замка.
В четвертой узкая винтовая лестница была освещена уже знакомым археологам голубым светом. Сноуи и Тони поднялись наверх. В тесной пустой комнатушке над невысокой каменной колонной, одна половина которой была сделана из нефрита, а вторая - из гагата, - парил темный шар.
Мистер и миссис Спрайд подплыли поближе и увидели разноцветную панель, украшавшую пьедестал Творения. На выполненных из светящихся осколков стекла и эмали (а, возможно, какого-то иного, похожего материала) мозаиках были изображены сцены охоты, брачные игры животных; руны неведомых алфавитов, астрономические и астрологические символы; пары, занимающиеся любовью; взлет космических кораблей; рушащиеся в бездну города; битвы прошлого, настоящего и будущего; прекрасные женщины и смеющиеся детишки; синие горы и огненные леса; демоны и чудовища; микробы и динозавры; - весь непредставимо огромный, прекрасный и ужасающий мир.
В центре мозаики было пустое место для одного фрагмента. Туда-то Сноуи и вставила знак инь-ян. Раздался легкий щелчок, древний замок вздрогнул, как живое существо, - от фундамента до флюгеров на башнях, - а шар, паривший над пьедесталом, вспыхнул и начал вращаться. Рядом со сферой в воде возникли изображения двух полупрозрачных рук: они обнимали Творение, не касаясь его. По контурам рук пробегали серебристые искры, исчезавшие в глубинах шара и на короткие мгновения замедлявших его движение. В эти мгновения руки приближались к сфере, почти касаясь ее, потом снова отдалялись.
Спустя пару минут изображение погасло, а шар закружился с такой скоростью, что невозможно стало разглядеть быстро мелькающие картинки.
Сноуи и Тони переглянулись, протянули: она - правую, а он - левую руки, - и коснулись Творения с двух сторон. Сфера замерла, картинка внутри нее стала четкой, приблизилась и развернулась в киноленту.
Говорят, что Великий Мастер не был уроженцем нашего города, но избрал его для того, чтобы завершить работу свою, над которой трудился долгие годы: рисуя и разрывая на части чертежи, добывая редкие камни и металлы по всему свету; путешествуя в самые отдаленные места знаемого мира, чтобы увидеть нечто, никем, кроме самого Мастера, невиданное доселе.
И вот, поняв, что ныне готов он приступить к осуществлению своего замысла, создатель Творения пришел в город наш и уединился в доме, который построил на окраине. И с того дня никто не видел Мастера до той минуты, когда подарил он неблагодарным, не способным оценить дар жителям Творение свое.
Эпилог романтически-исторический, не обязательный
Год спустя. Где-то в южноамериканских джунглях
Сноуи и Тони закончили фотографировать рельефы в гробнице и уже складывали камеры и ноуты, когда где-то в дальнем углу большого зала раздался треск, а потом с потолка посыпался песок.
Опытным и прошедшим огни, воды и медные трубы археологам не надо было объяснять, что случилось. Подхватив рюкзаки, Сноуи и Тони быстро двинулись к выходу и помчались в сторону центрального входа по извилистому лабиринту (хорошо, хоть были тут не в первый раз, успели все тупички и ловушки запомнить).
За спиной у пары с треском подломилось несколько деревянных опор, а плиты потолка начали покачиваться и расходиться. Сквозь щели на головы мистеру и миссис Спрайд сыпался песок, трава и мелкий гравий из межэтажных перекрытий.
- Тебе это ничего не напоминает? - крикнула Сноуи, прибавляя ходу.
- Если ты про картинку в голубом шаре, то еще как напоминает! Кстати, какой вопрос был тебе задан?
- Думаю, тот же, что и тебе. «Кто из вас успеет?»
- И каков был ответ?
Сноуи остановилась и обернулась так резко, что Тони чуть не врезался в нее.
- А то сам не знаешь! Тот же, что и у тебя.
Одновременно произнесенное на двух языках короткое слово, казалось, заставило мир замереть, а время остановиться. Наступила тишина, спустя пару минут прерванная грохотом рухнувшей потолочной плиты.
Отряхиваясь, Сноуи буркнула:
- Черт бы побрал местных богов-хранителей! Как же им не вовремя приспичило это безобразие устраивать!
- Тебе не кажется, дорогая, что они тоже самое могут сказать про нас?
- Их никто не спрашивает! - возмутилась Сноуи. - Могли бы вести себя поделикатнее и не мешать людям…
Еще одна каменная плита упала совсем близко, зацепив боковую стенку, которая угрожающе затрещала и накренилась.
- По-моему, они думают иначе, - вздохнул Тони. - Ну что, побежали? Посмотрим, помогут ли нам мистика и колдовство на сей раз.
- Не верю я ни в какие мистики и колдовство! - махнула рукой Сноуи и, схватив мужа за руку, рванула вперед, туда, где за последним поворотом лабиринта, в конце лестницы, был выход из гробницы - яркий прямоугольник, залитый голубым сиянием.
Показав людям Творение свое, Великий Мастер поднял руку, призывая восхищенных и шумных сограждан к тишине, и сказал:
- Нет такой силы - ни у людей, ни у богов, чтобы повернуть время вспять или перемотать, словно папирусный свиток, дни и годы в грядущее. Время подобно бескрайнему океану, который может быть ласков и нежен, как дитя, а может гневаться и бросаться в битву, как разъяренный воин. Волны времени набегают, как волны прилива, переставляя камушки и так, и эдак, выбрасывая то комок зеленых водорослей, то дивную ракушку, то мертвую рыбу. Только тому, кто постиг, как удержаться на гребне волны; кто ведает, как пробежать в полосе прилива и успеть между двумя мгновениями, не замочив ног, - известно, что и прошлое, и будущее - всего лишь узоры времени на песке нашей жизни. Лишь настоящее неизменно, но столь кратко оно, что даже боги не тщатся ловить тоненькую ниточку убегающего мига.
Каждый кратковечный в силах начертить на песке тот узор, который пожелает. Но, чтобы не смыли его волны, чтобы не рассыпался он от ударов набегающих минут, нужно знать слово, превращающее слабое творение рук и сердец человеческих в прочный рисунок, не исчезающий с годами. Слово это превыше высочайших гор и крепче камня, и оно дарует знающему его власть над временем. Ибо было оно до всех времен, до начала нашего мира, и пребудет всегда.
Послесловие
Вы добрались до финала, не запутавшись в коллаже из мифов, легенд, сюжетов приключенческих романах, скрытых цитатах, отсылках и многочисленных заимствованиях, присутствующих в нашем повествовании?
Выражаем вам свое почтение, дорогой читатель, и надеемся, что вы развлекались так же, как мы, монтируя это нелогичное безобразие в единое целое.
Официально заявляем, что во всей повести серьезными являются только два абзаца, потерявшиеся в многостраничном королевстве кривых зеркал.
И да не обругаете вы нас за это.
С любовью, авторы