Изучение буддийской культуры в сочетании с просмотром рисунков Марии Фомальгаут приводит к внезапным и странным даже для самого автора результатам.
Странный какой-то лабиринт - нет у него выхода, только бесконечные и безначальные коридоры, и по сторонам - двери, двери, много дверей. И все заперты.
Нет, это не я сказал, это кто-то когда-то в какой-то старой сказке, еще в детстве читанной или на виниле слышанной. Точно, на старой-престарой пластинке, с царапинками, на которых игла застревала. Там еще эхо было: зааааперты!
Но у меня свой лабиринт. Из него не выбраться ни днем, ни ночью, ни летом, ни зимой. В нем нет времени, нет снов, нет перерывов на ланч и обед. Только иди себе да иди, ищи выход, которого нет.
Пока семь пар железных башмаков не стопчешь, семь посохов медных не сотрешь, в семи реках брод не найдешь, семь огненных морей не переплывешь - не дойти тебе до конца пути.
А ведь все так хорошо начиналось. Ребята - Ирочка, Лёнька и Карина - на день рождения торжественно вручили мне подарочный сертификат на реалити-квест «Найди выход за 60 минут». Красивый проспектик: черный, с золотыми буквами, с нарисованным лабиринтом; складывающийся в бумажный кубик-рубик.
Они так смеялись, вталкивая меня в комнату. И тот парень, координатор или менеджер, тоже смеялся.
- А если я заблужусь?
- Ну что вы выдумываете: у нас еще никто не заблуждался! Все выходили - ровно через 60 минут, как полагается. Да и браслет у вас на руке: в случае чего, найдем, вытащим.
А Ирочка, Лёнька и Карина всё шутили: не заблудись, дескать, в своем рубике с четырьмя стенами и одной дверкой, и обещали ждать меня с той стороны. Вот только понять бы, где она: та сторона? Сколько иду, а всё - эта. И никакой другой что-то не видно.
Так что иду, рассказываю себе сказки, складываю их в фигурки, узоры, мозаики. А что еще делать-то?
Первые минут десять все было, как в проспектике написано: темная комната, найди свечу. Нашел, зажег. Странная, кстати, какая-то свеча - сколько иду, а она все не сгорает, даже меньше не становится. И воск, что капает на пальцы, не обжигает. Красивые капельки, белые, с золотистыми разводами.
Комната поначалу тоже была правильная, в точности, как на сайте. Стол, два стула, в углу дверь. Понятно, что не настоящая. Кто ж такую очевидную подсказку на видном месте оставит? Но я ее все-таки открыл: играть - так по правилам. Разумеется, проем был наглухо заложен кирпичом.
Потом я долго приподнимал все ковры на полу: вдруг где-то найдется люк в подвал; пересматривал начинку всех шкафов: странная там хранилась одежда - от костюмов привидений на Хеллоуин до старинных платьев времен Людовика неведомо какого. Пахло лавандой и нафталином (терпеть не могу этот запах!), но я все равно старательно вытаскивал платья, камзолы, брючные костюмы эпохи хиппи, украшенные блестками наряды бэлль эпох, короткие топики и обтягивающие джинсики, байкерские куртки и горностаевые мантии, - вытаскивал и раскладывал сначала на столе, потом, когда место кончилось, на полу.
Вот так я и нашел дверь в одном из шкафов. И открыл ее.
И с тех пор иду по бесконечному лабиринту, сворачиваю в темные коридоры, время от времени безнадежно дергаю всегда запертые двери и складываю бумажных журавликов из уже рассказанных самому себе сказок. А что еще делать?
Чудовищ тут нет, сражаться не с кем. Принцесс тоже пока не встречалось. Даже полагающегося по сюжету старичка-лесовичка, который сидит на пеньке, курит трубочку и дарит страннику клубочек, путь указующий, и то не попалось. Да и откуда тут быть старичкам-лесовичкам? Они в лесу живут, а леса здесь нет. Только коридоры - те самые, что на подарочном сертификате нарисованы: черно-золотые, с отблесками пламени от свечи на стенах, с капельками воды на полу.
Где-то далеко журчит ручеек, но где - я не знаю. Звук бегущей воды слышится то из-под пола, то из-за стены. Тихий звук, убаюкивающий. Он не становится ни громче, ни тише, сколько бы я ни прошел, куда бы ни свернул.
Помню, была еще сказка про живую и мертвую воду. Ее приносил ворон-колдун или серый волк, товарищ умирающего от ран воина. Только я не воин, значит, нет у меня друга волка и помощника ворона. Складываю еще одного журавлика или ворона, выпускаю в темноту коридора. Бумажная птица легко взмахивает крыльями, исчезает. Как и все остальные сказки - навсегда.
Коридор резко поворачивает, устремляется вверх. Не иду, почти ползу, лезу по отвесной стене, цепляясь руками за вделанные в стены крючья и рукоятки. Скалодром какой-то. Между прочим, альпинизмом заниматься я не подписывался. И вообще высоты боюсь. А вот в сказках можно по бобовому стеблю взобраться на небо. Но мне не надо на небо, мне надо найти выход из лабиринта.
Стена резко обрывается, и я лечу в пропасть. Пытаюсь успокоить себя: это не может быть пропасть на самом деле! Это же квест, игра. Не хотят же они там все - координаторы и менеджеры, - чтобы у них клиенты разбивались насмерть? Да и ребята - Ирочка, Лёнька и Карина - мне такой подарок не стали бы делать. Хотя откуда им знать, что там, за дверью, которую надо открыть?
Плюхаюсь на груду пропахшей пылью и нафталином одежды. Я что, снова вернулся в комнату, с которой всё началось?!
Нет, это еще один коридор, а на полу навалены старые тряпки. Чихаю, стряхиваю с себя пыль, выбираюсь, как пловец в шторм на берег, против течения, путаясь в длинных подолах, расшитых жемчугом вуалях, кружевных манжетах. Тоже, наверное, выпали из времени или из какой-нибудь сказки: про Синюю Бороду или Спящую Красавицу.
Что-то вываливается из кучи тряпок, катится следом за мной, рассыпая хрустальный звон по каменному полу.
Ставлю на пол свечу, в стороне от изысканных нарядов, - вдруг загорятся. Кстати, а откуда у меня свеча? Я ведь точно помню, что оставил ее там, в начале вертикального коридора, свернувшегося рулончиком за спиной, как только я его прошел.
Ну да ладно, взялась и взялась. Как в сказке, из ниоткуда. Только нет таких сказок, чтобы что-то из ниоткуда бралось: обязательно тебе это что-то кто-то дает - или фея-волшебница, или добрый леший, или дракон, которого ты победил. Но сначала надо выполнить задание, пройти квест: сразить злодея, освободить принцессу, принести яблочек молодильных. Но я-то не в сказке, а в заправдашнем мире, и у меня свой квест: найти выход из лабиринта.
А что это на полу - темное, круглое, небумажное, выпавшее из не прочитанной сказки?
Часы-луковица. Поднимаю, подбрасываю на ладони. Тяжелые, позвякивающие цепочкой. Часы недовольно щелкают крышкой, захлопываются, расправляют черные крылышки, взлетают к темному потолку и исчезают в глубине коридора.
Иду следом, глядя на оставленную на полу цепочку маленьких часиков-теней. Они совсем как живые - вертят усиками-стрелками, хлопают крылышками, - но я почему-то знаю, что это тени. Интересно, а где те, настоящие? Помню, была сказка про человека, который потерял свою тень. А часы что, тоже тени потеряли? Нет, наверное.
Спохватываюсь. Это же мой клубочек - ниточка путеводная. Часики летающие, тени оставляющие. Часики - Ариадна, бабочка с разноцветными крылышками, с волшебной палочкой в тонких пальчиках. Нет, не оригами, а живые, металлические.
Вот и пойдем по ниточке, авось, куда выведет.
Коридор становится шире; темно-серый гладкий пол изгибается под ногами, словно лента Мебиуса, раскрашивается в черно-белые шахматные квадратики, покрывается трещинками, как асфальт на дорожке к школе. Была такая примета: если идти очень аккуратно, перепрыгивая через трещинки, и не наступить ни на одну, - день будет удачным.
Иду, перешагивая через границы: черная-белая, белая-черная, черная-черная, белая-белая. Клеточки мелькают под ногами, подворачиваются гранями, складываются в ступеньки лесенки, ведущей в никуда, изгибаются, меняют форму, превращаясь в круги, овалы, зигзаги, ромбики, журавликов, бабочек, слонов и ферзей, трехмерные модели себя самих, и снова делают вид, что они всего лишь плоские плитки на полу коридора. Главное, не наступать на края, и тогда всё будет хорошо.
Вот, наконец, и дверь: тяжелая, металлическая, с проржавевшим замком. А рядом - корзинка с ключами. Осталось только выбрать нужный. Ну ничего, время у меня есть, теперь-то уж точно времени полно, куда оно денется. Вон и часики со всеми своими тенями вокруг летают, пританцовывают, крутят стрелками-усиками, подмигивают круглыми циферблатами.
Вытаскиваю со дна корзинки самый большой ключ. Наверное, именно таким открывают сундуки с пиратскими сокровищами, двери в несуществующие комнаты, секреты за семью замками, тайны за тринадцатью печатями, порталы в параллельные миры.
Толкаю изо всех сил - дверь со скрипом подается, приоткрывается. В коридор проскальзывает тонкий, прозрачный лучик света. Жаль, что я не тонкий и не прозрачный, - мне в эту щель не пролезть.
Продолжаю давить на скрипящую, тяжеленную дверь, наваливаюсь всем телом. Уф, наконец-то можно выбраться - на свет, на волю, в привычный, знакомый мир.
Ну теперь-то я им всем покажу: и менеджерам, и координаторам, и Лёньке, и Карине, и даже Ирочке. Вот втянули меня в историю! Никогда не поверю, что прошел всего лишь час!
Странный мир. Клетчатый, как шахматная доска, и такой же черно-белый. Только красные листья, как капли застывшей крови, падают с деревьев. Да тени часиков - уже обескрылевших - осыпаются на ступеньки мавзолея.
Здесь нет пространства - оно сворачивается по углам, как акварельный рисунок, на который перелили воды; а за границами рисунка - беспросветная, черная пустота, не-мир, не-существование. Здесь нет ветра, но листья и тени все падают и падают под ноги. Потому что и времени тоже нет.
Помню, в какой-то сказке принц, преодолев все препятствия, добрался до темницы, где томилась принцесса, и обнаружил, что никакой красавицы и в помине нет. Даже сделанной из бумаги.
Заглядываю внутрь мавзолея. Конечно, откуда тут взяться принцессе? Только три белые вертикальные стелы на черно-белом шахматном полу.
Ирочка. Лёнька. Карина.
И сворачивающийся в оригами черной дыры лист того, что когда-то было моим миром.