7 ССВ: (19) психологический абьюз 19-26.09.2010

Feb 22, 2020 00:19

Психологический абьюз, деструктивные отношения
(продолжение) 19.09.2010 accion-positiva.livejournal.com/21416.html «Gaslight. Эпидемиология. Виктимизация как инвалидизация. Иду по следу тех вопросов, которые возникают в обсуждении.
2. Психическое насилие как психосоматическая инвалидизация здорового человека.
Хочу изложить некоторые соображения относительно спектра психосоматических расстройств, вызываемых психическим абьюзом и "замыкающих" ситуацию на циклическом воспроизведении. Понимание этой схемы может способствовать правильному подходу к терапии последствий абьюза и предотвращению повторной виктимизации (спасибо Z.)
     Ключевые слова - "хроническое травматическое стрессорное расстройство". При остром стрессорном расстройстве основным симптомом является повышенная тревожность. При хроническом расстройстве к ней присоединяется биполярное расстройство, то есть депрессивно-маниакальный синдром. Так реагирует на стресс любой нормальный человек.
      Перверзный либо "подсоединяется" к существующим депрессивно-маниакальным циклам жертвы (примером такой ситуации может служить типичная ситуация потери близких, проблем с трудоустройством и т.д., когда у жертвы в условиях длительного стресса развивается депрессивно-маниакальный цикл), либо, если жертва до встречи с ним не находилась в таком состоянии, он формирует у нее свой цикл. При этом стадия "отрезвляющей оплеухи" будет соответствовать острому стрессу, жертва реагирует острой тревогой. Она пытается выяснить у перверзного, что не так, но он не дает ответа и держит ее в состоянии тревоги. Тревога становится хронической.
     Далее, как при всяком хроническом травматическом стрессорном расстройстве (ТСР), у НОРМАЛЬНОГО человека формируется депрессивное состояние. Необходимо подчеркнуть - у нормального, здорового человека (именно такие ценны для перверзного, потому что люди с другими пограничными или психотическими расстройствами не в состоянии так хорошо и качественно обслуживать его, как здоровый и полный жизненной энергии человек). Затем, когда жертва отработала удобный для перверзного депрессивный эпизод, выделила нужное ему количество энергии за счет тревожности, он ослабляет коммуникационный карантин, оказывает жертве знаки внимания. Она рада, что все "образовалось", "недоразумения выяснились", "отношения наладились" - нормальная человеческая реакция. Каждый нормальный человек хочет жить в любви и согласии со своими близкими. У жертвы появляются силы жить дальше. Но это состояние нельзя назвать "манией", оно нормальное. Для того, чтобы сформировать маниакальную фазу, нужно повысить градус "радости", "творчества". От жертвы требуют (теми или иными манипулятивными действиями) "подвигов" и "эффективности", как правило, во имя и славу перверзного. Это может быть устройство его личных дел, семейных, а на худой конец сгодятся и личные достижения жертвы (те же профессиональные), но так, чтобы они подняли статус самого перверзного, и чтобы жертва далеко не убежала. Ее все время держат под контролем - "дергание за леску".
     Постепенно стимулирующие методы огрубляются и ужесточаются. Но для этого должно пройти достаточно много времени, жертва должна быть связана по рукам и ногам детьми, обязательствами, чувством стыда, секретами полишинеля, компроматами и т.д., чтобы перверзный мог запросто сказать ей: "Эй, ты, а ну давай..." В общем, она для него золотая рыбка. Но без рыбкиного хэппи-энда. Итак, депрессивно-маниакальный цикл сформирован, перверзный знает, с какой регулярностью он может доить свою рыб.. то есть уже не рыбку, а что-то ближе к рабочей скотине. Считаю, что с течением времени, если абьюз стал хроническим, перверзный становится способным задавать частотность и интесивность депрессивных и маниакальных циклов у жертвы и использует это по типу электрошока в пунитивных целях. В общем, вариации на тему "как превратить золотую рыбку в рабочую скотину".
     Ближе к медицине. Психический абьюз необходимо рассматривать как индуцирование affective disorders - тревожности и депрессии. Тревожность - непродуктивная трата энергии. Она идет "фоном" на протяжении всех отношений, истощая жертву и подкармливая перверзного. На этом фоне у жертвы проявляется биполярное (депрессивно-маниакальное) расстройство. Через какое-то время это превращается в болезнь. Жертва больна, но у нее нет предрасположенности к НАСТОЯЩЕМУ, эндогенному клиническому биполярному расстройству, которое возникает само по себе, без видимых внешних стимулов: у здорового человека, ставшего жертвой, это ситуационное расстройство. И что самое интересное, сама природа запрограммировала у человека такую цикличность (сезонную, суточную). В основе лежат нормальные гормональные ритмы. То есть, перверзный использует НОРМАЛЬНЫЕ циклы человека в своих корыстных целях, утрируя их и превращая в болезненные своими манипуляциями. Если вспомнить типы характеров (нормальных) - циклоидный, истероидный, параноидный и шизоидный, то самый здоровый (хотя все они здоровы) - это циклотимик. Он добр, оптимистичен, жизнелюбив и эмоционален. Когда ему хорошо - он радуется, плохо - печалится. Это - идеал жертвы для перверзного.
     Теперь о течении "ситуационного расстройства". Во время депрессивного эпизода жертва теряет огромное количество энергии, вплоть до полного истощения. Причем в ситуации психического абьюза депрессия практически всегда маскируется под хорошее настроение ("улыбающаяся депрессия"), энтузиазм ("ажитированная депрессия") . Во время маниакального эпизода появляется надежда, которая выражается в усиленном и патологизированном "исполнении обязанностей". Присутствует эйфория и неадекватное восприятие реальности, чувство собственного всемогущества (инверсия низкой самооценки и страха). Насколько я понимаю, со временем депрессивные эпизоды становятся более затяжными. Поэтому у жертвы длительного психического абьюза преобладает депрессивная симптоматика, выраженная в триаде "беспомощность-стыд-вина". Так соматические расстройства начинают подпитывать эмоциональные в режиме обратной связи. Можно предположить, что именно поэтому выход из деструктивности так сложен. Даже если объективно ситуация абьюза не существует (перверзный нашел новую жертву), остается хроническое травматическое стрессорное расстройство. И оно препятствует установлению адекватных межличностных отношений - организм уже "подстроен" под патологию. Так создается риск повторения того же сценария в новых отношениях. Потом начинают говорить о некоем "расстройстве личности по типу эмоциональной зависимости" (сейчас это предложено к включению в DSM-V, так как скорее всего "мазохистское расстройство личности" удалят окончательно, так пытаются не мытьем, так катанием его обратно впихнуть - выгнали в дверь, лезет в окно) в ответ на вопрос жертвы о том, что, почему и как происходит. Важно надувают щеки, вещают что-то об эдиповом комплексе, архетипах, перекладывании ответственности на другого, комплиментарности, удобстве быть жертвой, "пиисят на пиисят" и т.д. . Тут физиология рулит, против депрессии не попрешь, это все равно, что больного с кровотечением склонять к установке олимпийского рекорда. В комментариях несколько раз прозвучала мысль о том, что окружающая обстановка "требует" от человека радоваться, быть счастливым, эффективным, устроенным. Многие воспринимают это как внутреннюю потребность, я бы сказала, как интериоризированное ожидание, требование. Такое своеобразное подталкивание человека из депрессивной фазы в маниакальную.
      Как бы это было не трудно, необходимо настроить себя на постепенность выздоровления, на необходимость дать себе время, перестать себя пришпоривать. Переставить акценты с "других" на себя. Иметь истинное представление о том, что, как и почему происходит, чтобы перестать себя винить и действовать сознательно и целесообразно в отношении самих себя.
     Пишу тут. Рецептов и техник 100% успеха у меня нет. Сейчас их нет ни у кого. Могу только поделиться собственными наблюдениями, выводами, мыслями, дать информацию, чтобы каждый сам сделал свои выводы.»
26.09.2010 accion-positiva.livejournal.com/22802.html ««Сделать так, чтобы не ушла».  Некоторые из читавших про похождения перверзных персонажей указали мне на то, что в комментариях высказываются в основном женщины, и на то, что этот факт означает, во-первых, что я сама обижена жизнью в плане «неимения мужика» (популярный психоанализ в действии), и во-вторых, что написанное мной - глупость (на которую как раз женщины и слетелись потрындеть, что и понятно). Не может, мол, такого быть, чтобы столько людей были в отношениях с перверзными.
Перверзные действительно не ходят табунами по улицам и не партизанят в каждой кухне. И тем не менее, очень многие ЖЕНЩИНЫ идентифицируются с жертвами перверзной агрессии. Этот пост в первую очередь для них.
     Есть такая «вещь» - привилегия. И есть устойчивая ментальная структура, которую К. Хорни когда-то назвала «системой невротических требований», и которую я называю «системой требований привилегий». Вот она (нисколько не изменившаяся за последние почти сто лет с того момента, когда о ней впервые написали):
«- требование, чтобы никто не критиковал нас и не сомневался в нас
- требование быть всегда правыми
- требование, чтобы нам подчинялись
- требование, чтобы мы могли обманывать и манипулировать без того, чтобы нас обманывали и нами манипулировали
- требование, чтобы за нас решали проблемы, и делали бы всё, чтобы избежать конфликта
- требование собственного иммунитета, даже в случае, если мы навредили другим
- требование, чтобы нас понимали, вне зависимости от обстоятельств
- требование безусловного и исключительного обожания, оправдываемого любовью
- требование, чтобы нам не мешали, чтобы оставили нас в покое»
     Понаблюдайте за человеком, делающим другим гадости: вы всегда найдете в основе его поведения весь комплект. Теперь проблема: что произойдет, если часть граждан (конкретно, 50% от наличествующего контингента) будет социализирована (=воспитана) как субъекты в этой системе требований привилегий? - Эти граждане будут убеждены, что эти привилегии принадлежат им по праву рождения и неотъемлимы. Что произойдет вслед за этим? - Требования привилегий будут автоматически предъявлены другой половине граждан.
Все эти требования объединены одной характеристикой - они не могут быть осуществлены без того, чтобы те, к кому они предъявляются, не находились бы в подчиненном положении к тем, кто их предъявляет. Значит, будут осуществляться маневры по подчинению и контролю.
     Эти маневры могут быть видимыми и ненормативными (открытые проявления гендерного насилия), а также невидимыми (психологический контроль). В обычной гетеросексуальной паре этот психологический контроль осуществляется мужчиной в отношении женщины (кстати, женщины могут сколько угодно воображать себе, что они «вертят» партнером, но это не так), без того, чтобы мужчина был непременно перверзным.
     Наглядно это можно представить в виде континуума принуждения:
Эгалитарные мужчины -- Микро-мачисты →→→→→Мачисты и сексисты →→→→→→
→→→→→→→→Психические/физические/сексуальные агрессоры →Совершающие фемицид. Это улица с односторонним движением и неодинаковыми пробегами между различными стадиями.
     Большинство женщин, которые идентифицируются с жертвами перверзных агрессий, находятся в отношениях с мужчинами, применяющими в своих повседневных взаимодействиях с партнершами субтильные и практически невидимые техники психического принуждения, находящиеся «почти за границами очевидного», и имеющие целью навязать собственные интересы, точки зрения и представления. Для женщин эти техники практически всегда остаются за гранью их собственного восприятия, а результаты этого постоянного и невидимого принуждения обычно выражаются в низкой самооценке, хронической неуверенности в себе, нервных срывах, депрессивных эпизодах, апатии и потери интереса к самой себе и к жизни, чувстве безысходности.    
     Разные исследователи по-разному называют эти техники психического принуждения: мини-тирания, интимный терроризм, «мягкое» насилие, насилие «низкой интенсивности», уловки принуждения, невидимый мачизм, благоволящий сексизм.
     Цель возни глобальна:
1) занять привилегированное положение в отношениях
2) сделать это незаметно и перенести конфликт в психику женщины с тем, чтобы избежать открытого столкновения
3) застраховаться от «наказания» в виде отказа женщины от продолжения отношений - «сделать так, чтобы не ушла».
     Луис Бонино называет такую комплексную возню «микромачизмами» (мМ) и определяет их, как: Перманентные низкоинтенсивные практики принуждения через психический контроль, осуществляемые в отношении женщин. Латентная форма абьюза c целью навязать точки зрения и мнения в отношении повседневной жизни, которые позволили бы мужчинам делать так, как захочется, и не позволили бы поступать так женщинам (моральная дихотомия «мужчина имеет право/женщина должна»). Микромачизмы - это манипулятивные приемы, которые составляют нормализованное в современном обществе поведение мужчин в отношении женщин. Это социально принятое и нормализованное поведение представляет собой требование привилегий, удобств и прав за счет упразднения личностной, ментальной и поведенческой автономии женщин.
И это - реальная ситуация абсолютного большинства устойчивых гетеросексуальных пар с детьми. И именно женщины, состоящие в таких браках/отношениях, являются большинством в кабинетах терапевтов (как есть).
     Микромачизмы разделяют на четыре категории:
- утилитарные мМ используются для навязывания женщинам «заботящегося», «материнского» поведения в сфере быта
- «скрытые» мМ используются для отвлечения внимания от истинной их цели: навязывания собственных мнений
- кризисные мМ используются с целью поддержания неравноправного статуса кво, когда он оказывается под угрозой
- принудительные мМ служат для удержания власти через использование психического и морального давления
Все мМ - это практика двойных стандартов: «то, что можно мне, нельзя тебе». Знать, что они из себя представляют и как действуют, может изменить очень многое. Итак, расклад.
     Утилитарные мМ. Самые распространенные и наименее видимые. Характеризуются тем, что с их помощью женское присутствие приносит материальную пользу (утилизируется), и тем, что осуществляются эти мМ не активно, а пассивно: важно, не то, что делается, а то, что не делается. С помощью этих мМ на женщин возлагается обязанность по выполнению всего спектра репродуктивного труда, начиная от уборки и кончая поддержанием социальных связей с родственниками и знакомыми. При этом сами женщины полностью уверены, что они тем самым самореализуются, - так возникает положение, когда подчиненный сам выбирает именно такое поведение, которое ожидается от него доминантной стороной.
За счет чего это достигается? -
• складывание с себя обязанностей за устройство и функционирование быта. Это всем известная ситуация «ничегонеделания дома» от прямого отказа встать с дивана или прервать диалог с телевизором до провозглашения себя «помощником», как бы ждущим ценных указаний, что и как надо сделать.
• использование и абьюз «женской» способности быть полезной. Это ситуация, когда мужчина «приспосабливается» к традиционному распределению ролей (он - добытчик, она - «хранительница очага»), в котором женщине напрямую вменяют обязанности прислуги. Сюда включаются некоторые психологические тактики для убеждения или поддержания в женщинах уже усвоенной ими идеи о том, что им «от природы» назначено исполнение облуживающих других ролей: мать, кухарка, сексуальная партнерша, домработница, управляющая, психолог, социальный работник, секретарша, официантка, телефонистка, портье и складывательница в ящики мужского белья.
Индуцирование исполнения этих ролей осуществляется тремя способами:
1. Делегирование работы по поддержанию социальных связей. Женщину убеждают в том, что она должна заботиться о качестве жизни партнера и о поддержании с ним полноценных отношений, в том, что воспитание детей и забота об их здоровье касается в первую очередь - а чаще исключительно - только ее. Также на ее ответственности находятся отношения с семьей и друзьями партнера. Это работа называется «эмоциональной», и это именно работа, а не что-то иное, на нее уходят время и силы и за нее приходится «отчитываться».
2. Скрытые принуждения. Это неозвученные требования и приказы, выражаемые в жестах, мимике, невинных вопросах и комментариях, призванные спровоцировать автоматизированные женщиной отклики «заботливой наседки» и таким образом заставить женщину выполнять эти требования и приказы, не отдавая себе отчет в том, что то, что она делает, она делает не по собственному желанию, а под невидимым давлением. Кроме того, так как эти требования и приказы не озвучиваются, это означает, что они никогда не существовали, а значит, не нуждаются в ответной благодарности за их исполнение. Именно эти мМ заставляют женщину вставать из-за стола за солью, идти открыть, когда кто-то звонит в дверь, вести мужчину к врачу и покупать ему одежду и обувь. Знаменитый вопрос: «А где?...» без того, чтобы ранее совершались попытки найти нужное, в действительности означает: «Найди, принеси и подай». Знаменитая реакция на «некачественное» или «несвоевременное» исполнение неозвученных требований: болезнь. Знаменитое поведение во время болезни (мнимой или действительной): маленький тиран - L'Enfant Terrible.
3. Отказ в ответной заботе. Вытекает из традиционной убежденности в том, что на самом деле заботиться надо только и именно о мужчине (даже не о детях). Обыкновенно отказ помочь женщине или позаботиться о ней выражается или прямо/открыто и мотивируется «неумением», или тактиками бойкота. Если женщина заболевает, то обычно это «ничего серьезного», если она не успевает сделать что-то из-за перегруженности на работе и в быту, то обычно это «не уметь распределять время».
• сама собой разумеющаяся «помощь мужу» в его работе. Женский вклад в карьеру мужчины. От материального содержания, пока он пишет диссертацию, до написания этой самой диссертации. Приоризация интересов партнера в трудовой сфере (вынужденные переезды, оставления женщиной собственного рабочего места «ради семьи»), бесплатная работа в «деле/предприятии» партнера.
     ВАЖНО: всё вышеизложенное проделывается женщиной «самостоятельно», «по собственному желанию». Абьюз состоит в том, что за «самостоятельные» решения женщины выдаются ОЖИДАНИЯ и СКРЫТЫЕ ТРЕБОВАНИЯ со стороны партнера. И это вполне признается мужчинами в рамках терапевтических групп: по их мнению, существует уравнение «можешь забеременеть» = «можешь гладить, следить за детьми и заботиться о моих родителях».
     Когда на терапии кто-то выступает с этой теорией, присутствующие не только соглашаются с ней, но и поддерживают высказавшего ее. Если терапевт спрашивает, не кроется ли за этим некое желание «наказать» женщину, обычная реакция - молчание, переглядывание друг с другом и смех. Когда терапевт спрашивает, не отдают ли себе отчет в том, что неравноправное распределение «физических и психических усилий» по организации и поддержания приемлимого функционирования быта приводит к улучшению качества жизни мужчин и к увеличению их свободного времени за счет того, что снижается качество жизни и здоровья женщин, обычно отвечают, что да, они об этом знают, поэтому и пришли на терапию, - жена пригрозила разводом и это не гуд.
     Самый «интересный» (и неприятный) момент в терапии - это то, что мужчины часто приходят на нее с целью заполучить некую формулу, которая поможет им эффективнее «заставлять ее делать то, что она не хочет». Это именно те приемы, которые представляют собой «скрытые» микромачизмы и используются с целью подавления на подсознательном уровне собственных желаний женщины и замещение их желаниями мужчины.
     Скрытые микромачизмы - наиболее манипулятивные и напоминающие перверзные тактики. Это уже не просто использование женщины для личного материального благополучия, это уже эмоциональные удары различной интенсивности, направленные на обусловливание ее психического функционирования:
• Создание ситуации недостатка общения. Похоже на перверзные круги «не преступи», с помощью которых мужчина пытается занять ведущую позицию морального авторитета в отношениях, позиционировать себя как того, кто решает, что, сколько, когда, застолбить за собой право НЕ договариваться и не принимать в расчет никого. Применяемые тактики:
1. Импозиционное молчание. Тот, кто молчит в ответ на обращения к нему, навязывает молчание партнеру. Молчать - это не только не разговаривать, это не чувствовать себя обязанным разговаривать, объяснять или информировать, поэтому молчание может позволить себе только тот, кто доминирует в отношениях. Когда мужчина отказывает женщине в диалоге, он тем самым заставляет ее заполнять коммуникативное пространство (обычно она начинает «орать» или «истерить»). Отказ в диалоге сопровождается обычно тем, что терапевты называют «телепатическими ожиданиями», то есть навязыванием женщине обязанности расшифровывать то, что думает/чувствует мужчина.
2. Отстранение и показное плохое настроение: следующая стадия маневра молчания, наступающая в том случае, если «она не затыкается и не отстает» в ответ на его импозиционное молчание. В этих случаях мужчина или просто уходит, или начинает чем-нибудь заниматься. Теперь представим ситуацию: этого мужчину вызывает начальник и начинает на него орать - в ответ мужчина либо молча выходит из кабинета, или раскрывает газету и углубляется в чтение. Представили? - Я тоже нет, потому что такого не было и не будет, разве что в кино покажут.
3. «Ни во что не ставить» - не признавать физические, материальные и психические потребности женщины. Не признавать ее профессиональные успехи или ее вклад в организацию быта. Именно эти маневры «незамечания» создают настоящую психическую зависимость женщины: она начинает стараться еще больше, выглядеть еще лучше, готовить еще вкуснее, йога, пилатес, духовное усовершенствование и самое эротическое белье. Всё, что вам нужно сделать, это всё съесть, всем воспользоваться и «ничего не заметить». Иногда «незамечание» принимает форму «засадного поведения»: ничего не предпринимать для решения того или иного вопроса и ждать, пока женщина возьмет на себя инициативу, чтобы потом раскритиковать ее.
• Псевдо-коммуникация. Имитация процесса диалога и «переговоров» относительно того, что мужчина для себя уже решил. Он дает женщине выпустить пар, долго и пространно излагать ее точку зрения, даже обсуждает с женщиной проблему, но никогда - способы ее решения (это обсуждению не подлежит). Часто такие псевдо-диалоги сопровождаются обвинениями женщины, что она провалила «переговоры» своей эмоциональностью или неумением правильно выражать свои мысли: «Если бы ты мне сказала это другим тоном!..»
• Не ответственность. Это маневр с двойным дном. Состоит в том, чтобы не признавать себя ответственным и не давать объяснений, и в то же время - требовать ответcтвенности и объяснений от окружающих:
1. Обвинение. Все «не так», потому что женщина виновата, не справилась, плохая жена, плохая мать, просто дура, кастрирующая и пр. Женщина виновата за 1) то, что происходит в мире 2) то, что происходит с мужчиной 3) то, что она чувствует себя неудобно от его обвинений (тут она или «преувеличивает», или «сошла с ума, истеричка»). Маневр обвинения очень выгоден, так как ставит обвиняющего в позицию судьи, а судья автоматически ни в чем не виновен.
2. Самооправдание. Излюбленным методом является проекция. «А откуда я знал?», «Да, но...», «Это ты меня довела», «У меня нет времени», «Это невозможно», «Я же ненарочно забыл». Собственные ошибки не имеют значения и ошибками не являются: это незаслуженные упреки. «Куда ты дела мои запонки?» - сакраментальный вопрос, когда задающему его прекрасно известно не только то, что запонки он потерял, но и где это было.
     ВАЖНО: скрытые мМ никогда не признаются. На терапии обычно озвучивается подозрение или обвинение терапевта в том, что он нарочно "защищает" женщину с целью внушить мужчине чувство вины и с его помощью манипулировать им (это я называю «палиться»). Это еще одно сходство с перверзными методами психического контроля: переложить ответственность за абьюз на жертву, заставить ее извиняться и «работать над собой». Это также самые эффективные мМ, с их помощью можно бесконечно долго поддерживать выгодную для себя позицию внутри отношений.
     В какой-то момент после установления асимментричных отношений женщина начинает чувствовать себя истощенной (я называю это «издержки самореализации» - меня очень раздражают разговоры о том, что женщина реализует себя «в отношениях») и предпринимает попытки «что-то изменить». Мужчина реагирует острым чувством страха потерять контроль, стать импотентом, быть униженным или брошенным (стандартный набор) - тогда возникает необходимость в кризисных микромачизмах, которые не только способствовали бы сохранению статуса-кво неравноправных отношений, но и разубедили бы женщину в дальнейшем предпринимать попытки что-либо изменить.
     Кризисные мМ - это широкое применение пассивно-агрессивной тактики:
• Пассивное сопротивление и саботаж. Прекратить общение и сидеть с козьей мордой, вздыхать и отрицать, что что-то не так (знакомо, не правда ли?). Универсальный пессимизм и мрачные перспективы: все ужасно, плохо на работе, плохие новости по телевизору, я плохо себя чувствую. Создание общей атмосферы дискомфорта и приближающегося конца света: перегоревшая в коридоре лампочка не будет заменена, сколько бы об этом не просилось. Ничто не будет сделано, когда это необходимо, важные вопросы будут забываться или игнорироваться, а при попытке получить объяснения по этому поводу, вас обвинят в том, что вы пытаетесь контролировать и обесценивать. Вас попросят не залазить на чужую территорию и уважать границы личности. «Ну, смотри сама», «Тебе лучше знать», «Делай, как хочешь, только оставь меня в покое» - три стопроцентно пассивно-агрессивные фразы.
• Откладывание на потом. Если женщина не поддается на пассивно-агрессивные манипуляции, то мужчина применяет тактику откладывания на потом. «Да, что-то не так в наших отношениях, но мне сперва необходимо подумать, прежде чем что-то решить». «Дай мне время, я не могу вот так сразу взять и все поменять». «Давай поговорим об этом в другой раз». «Посмотрим, что можно будет сделать». Всё это не более, чем пустые декларации. Здесь мужчина предпочитает, чтобы женщина была истощена, впала в отчаяние, в депрессию, прежде чем признать, что он ведет себя нечестно по отношению к ней. В большинстве случаев, мужчина просто не думает о том, как отразится его позиция на женщине - он просто выжидает, когда она устанет возмущаться, требовать или просить, и всё вернется на круги своя.
     ВАЖНО: обычно кризисные мМ аннонсируют начало конца отношений. Неважно, сколько они продлятся затем во времени: те, кто решают применить методы пассивной агрессии в отношении партнера, открыто делают ставку на его психическое и физическое истощение. Это предполагает отсутствие положительных чувств, эмоциональной близости и той самой «любви», которой обычно всё оправдывается и покрывается. В этой стадии мужчины еще приходят на терапию в попытке «сделать так, чтобы она не ушла», но без особой заинтересованности. Гораздо удобнее и дешевле начать искать запасной аэродром. Вообще, пассивно-агрессивное поведение отличается особым, «утонченным» цинизмом. Человек все более отчетливо формулирует для себя мачистскую идеологию и всё менее заинтересован менять собственные установки на активное требование привилегий.
     Переход к принудительным микромачизмам часто становится и переходом из дискомфортных отношений к гендерному насилию (со всем его спектром).Принудительные микромачизмы - это уже открытые попытки контролировать поведение женщины, лишить ее личного времени, ограничить ее возможности принимать решения. Эти мМ уже мало чем отличаются от прямой агрессии:
• Личная экспансия за счет женщины. Эта тактика основывается на идее, что мужчины имеют приоритет на использование физического пространства и времени, так как они заняты «более важными делами», чем кто бы то ни было. Личная экспансия за счет других становится нормой для мужчин и практически запретом для женщин. Примеры микромачизмов пространственной экспансии: разбрасывать одежду, монополизировать телевидение (к просмотру разрешаются только те программы, которые интересны мужчине), запрещать музыку в доме или навязывать собственные музыкальные вкусы, запрещать использование другими членами семьи отдельных предметов мебели (кресло, диван) или аппаратуры. Примеры микромачизмов временнóй экспансии: создавать и использовать свободное время для себя (например, в выходные или после работы) - свободное время для женщины не только не мыслится, но и осуждается, как «безответственность», «ленность», «плохая хозяйка и мать»; искусственно создавать «срочность» и «неотложность» в делах, которые таковыми не являются, что дает возможность мужчине присутствовать и отсутствовать по своему усмотрению; отказываться разделить свое время с другими (чаще всего выражается в отказе посвящать свое время детям).
• Обесценивание мнений и решений женщины за счет «мужской логики», которая представляется как некая «высшая» форма мышления. При этом «мужской логикой» является то, что выгодно ее применяющему, а «женскими глупостями» - то, что невыгодно.
     Хотя по отдельности микромачизмы могут показаться банальными и незначительными, «глупостями» или «странностями» поведения, их настоящее значение - в постоянном и комбинированном применении, которое создает токсический климат в отношениях, проживаемый женщиной как «несение бремени, тяжести», как постоянные разочарования, огорчения и чувство бессилия. Постепенно это приводит женщину к различной тяжести эмоциональной дестабилизации, даже если практика микромачизмов не эволюционирует в практику открытого гендерного насилия. Женщина теряет личностную автономию и во многом становится неспособной к принятию самостоятельных решений (слишком много приходится согласовывать и слишком многое иметь в виду). Конечный результат: женщина находится в распоряжении мужчины и никогда наоборот. И в этом смысле ситуация мало отличается от ситуации перверзной агрессии - поэтому так много женщин идентифицируются с жертвами перверзных."
*
содержание журнала  dar-aya.livejournal.com/43398.html

феминизм как теория социализации, психологическое насилие, гендер=социальная стратификация общества

Previous post Next post
Up