Систематизация свидетельств времени ССВ
(ссылки на стр. с содержанием / ССВ (в скобках указаны содержание / ключевые слова)):7. Гендер:
7.1. Гендер / теория власти / феминизм
7.1.(1) 7.1.(2) 7.1.(3)В феминизме ядром коллективного действия, его центром является теория, пересмотр и переосмысление действительности, и конкретно - подрыв и деконструкция доминирующих культурных кодов. Теория феминизма представляет собой, прежде всего и по определению, критическую теорию общества. "Теория" происходит от греческого "видеть", то есть, с помощью теории мы можем переосмыслить реальность. Теория делает возможным новое видение, новую интерпретацию - и новую организацию - реальности. Любое социальное движение разрушает господствующие культурные коды, но особенность феминизма в том, что он противостоит такой социальной и культурной организации, которая распространена повсеместно, является наиболее натурализованной и лежит в основе всех до сих пор известных нам общественных систем.
7.2. Психологический абьюз (насилие, злоупотребление, унижение, оскорбление), деструктивные отношения: перверзный нарциссизм (Gaslight)
17 (11.07.2010: характеристики перверзного; деструктивность через психологический контроль; структура насилия)
18 (04-19.09.2010: принцип: "Что и Зачем?"; негат.следствие - псих. зависимость; жертва, ответственность и социум; перечень обвинений перверзного, предъявляемых жертве; характеристики жертвы; выход из деструктивных отношений после необходимых изменениях в когнитивных схемах жертвы; распространение перверзных манипуляций)
19 (19-26.09.2010: псих.насилие как психосоматическая инвалидазация здорового человека, как индуцирование тревожности и депрессии; течение ситуационного расстройства; система невротических требований; микромачизмы - практики: (1) двойного стандарта (2) принуждения мужчин в отношении женщин)
20 (26.09.2010: терапия жертвы; разница в возрасте - что не так с твоим «зрелым» парнем;)
7.3. Stop Rape. О сексуальном насилии
7.3.1. Над женщинами
22 (31.10.2010: "Другие" - соц.роль женщин, созданная стереотипом ради осуществления власти; факторы образования стереотипов; 4 "жертвенных мифа"; объективизация женщин и своих половых органов освобождает мужчин от ответственности за свои действия - это их любимая рационализация)
23 (31.10.-22.11.2010: проблема в контексте социального принятие секс.насилия: мачистский характер и побуждения мужчин, совершающих секс.насилие; идея, выражаемая с помощью "женского" тела - это идея нахождения-в-распоряжении и функциональной пригодности)
24 (22.11.2010: женщины: адаптация к роли жертвы: 3 категории дисциплинарных практик, применяемых к девочкам/женщинам и делающих из них секс.объект)
25 (22.11.2010-30.01.2011: женщины: адаптация к роли жертвы: профиль социального заложника - женщины, ведущей себя стереотипно "женственно"; симуляция-пробуждение сострадания-вхождение в доверие (три кита "женственности"; изнасилование и ПТСР, симптомы ПТСР)
26 (30.01.2011: продолжение изнасилование и ПТСР: ихменение диалектики травмы с течением времени; одиночество жертвы через разрушение базового доверия,позитивной ценности человеческой личности,смысла жизни, телесной целостности; изнасилование без флёра "влечения": тюремные и военные; за несуществование "специфических" видов изнасилования говорит и тот факт, что "общественность" всегда ведет себя одинаково: солидаризуется с насильником и криминализирует жертву)
7.3.2. Педерастия / Педофилия
7.3.2.(1)Сексуальное насилие над детьми - это не проблема психических отклонений у каких-то особенных и странных индивидов, а социальная проблема, в основе которой лежит статусное злоупотребление.
Сексуальный абьюз над детьми - это поведение и действия, реализуемые взрослым (мужчиной) в отношении детей, направленные на собственное сексуальное удовлетворение и осуществляемые самыми разнообразными способами: эксгибиционизм, вуайеризм (особенно в моменты туалета), насильственные прикосновения, объятия и поцелуи, принуждение к просмотру порнографии, к участию в порнографических сессиях, съемках на видео, проникающий оральный, анальный и вагинальный секс.
Для достижения своих целей взрослый (мужчина) использует эмоциональный шантаж, обман, угрозы и, реже, физическое насилие.
Педофила привлекает в ребенке его полная зависимость, материальная, физическая и психическая: в этой ситуации возможность абьюза стремится к бесконечности, а это именно то, что педофилу надо.
Проблема педофилии в частности и сексуального насилия вообще состоит в том, что оно осуществляется вполне безнаказанно, и любые попытки поставить под вопрос эту ситуацию (не говоря уже о принятии реальных действенных мер по её изменению) наталкивается на сильнейшее сопротивление и ответную реакцию-удар (backlash), в первую очередь на концептуальном уровне.
Педофилия - это преступление ненависти, опасно прикрывать это "филиями", называть преступников "больными", ибо это автоматически ведет к негласному снятию с них ответственности.
7.4. Домашнее насилие
38 (08.05.2010: Почему они не уходят: насилие через эмоц.связь, психические механизмы, обеспечивающие пребывание жертвы в ситуации насилия и формирующие специфический травматический эффект)
39 (31.05.2010-20.11.2011: Почему они не уходят: потому что подвержены процессу психологического контроля, методы которого направлены на то, чтобы произвести эффект страха и беззащитности, а также на то, чтобы разрушить у жертвы чувство собственного "я" в отношениях с другими, составляющие гендерного насилия; жертва домашнего насилия часто имеет определенный склад психики, который носит название зависимое расстройство личности; в контексте поляризованных гендерных ценностей возникают психопатологические отношения, "четыре императива, определяющие маскулинность", эскиз психического портрета гендерного насильника)
40 (20.11.2011: интериоризованный мандат хорошей матери заставляет женщину оставаться рядом с гендерным насильником. Это не волитивное действие, не осознанное решение, не идеал самосовершенствования, а норма того, что положено женщине, что должно являться осью её жизни. Норма мандата - самопожертвование, подчинение собственных желаний нуждам других людей, особенно если это эмоционально значимые люди. В идеале матери, и как следствие в идеале женщины (так как материнство приравнено к феминности) нет место ни агрессии, не сексуальности, ни власти. Невозможность осознать и принять собственную агрессию ведет к формированию обсессивного стремления центрироваться и полностью посвящать себя достижению любви другого, его признания, что в свою очередь - и это остается неосознанным - ведет к тому, что женщина начинает подавлять в себе всё то, что партнёр не может или не хочет принять; почему так часто жертвы домашнего насилия впоследствии отказываются от своих обвинений)
60 (25.07.2012 Отрывок из выступления Ланди Бэнкрофта - американского клинического психолога «Единственное нормальное отношение к насилию - это гнев». Если женщины выражают гнев по поводу мужского насилия, то они тут же подвергаются нападкам. В данный момент ситуация такова, что женщины вынуждены приходить в суд после того, как их избивали, насиловали, унижали, оскорбляли, обрекали на бедность. В суде они должны спорить с мужчиной, который все это с ними делал, а сейчас спокойно врет про их отношения, а они даже не могут выразить свое возмущение или гнев в его адрес! Более того, если они выглядят возмущенными или демонстрируют гнев, то суд может поставить под сомнение их способность воспитывать детей. * В нашем обществе сформировался образ насильника как страдальца. Якобы это человек, который перенес огромные травмы, он очень страдает и потерял контроль над собой, а его насилие над женщинами - это прямой результат его боли. Я много лет работаю с мужчинами, совершающими домашнее насилие, и я могу с уверенностью утверждать - никакой такой особенной душевной боли мои клиенты не испытывают. Психологические особенности насильника ничем не отличаются от психологических особенностей мужчины, не склонного к насилию. Разница сводится к иным ценностям и взглядам, к его менталитету. Взгляды и образ мыслей насильника - презрительное отношение к женщинам, стремление к доминированию, отвращение к тем, кто «ниже» тебя, чувство превосходства, изобретение оправданий для своего насилия. Он считает, что он должен править. Он не будет сразу же прибегать к насилию - сначала он будет контролировать ее иными способами. Мне кажется, это очень важный момент, который нужно понять. Ему нет никакой необходимости часто применять физическую силу. Физическое насилие применяется только время от времени - ровно в той степени, которая нужна, чтобы другой человек начал относиться к вам настороженно, и вы бы смогли контролировать ее множеством других способов. Каждый день насильник говорит покровительственно, принижает, оскорбляет, диктует вам, что делать, говорит, что вы не должны делать, разрушает вашу самооценку, заставляет вас почувствовать себя глупой и так далее. Насильник действительно воспринимает себя, как стоящего выше партнера, и он верит, что у него есть право на отношения, которые будут целиком и полностью происходить на его условиях, и что у него есть право на всевозможные двойные стандарты. В таких отношениях существует один набор правил для него, и совершенно другой - для нее./)
7.5. Система Энеаграмма дает нам возможность понять динамику взаимодействия страстей (у каждого человека в характере представлены все страсти, при одной - ведущей), предсказать возможное направление развития личности, наконец, узнать свой ум (ибо его незнание горестно) и научиться им управлять. У каждого из нас свой излюбленный способ избегания реальности, сформировавшийся из биологических и генетических потенций под влиянием окружения, среды, в которой мы развивались. Доминирующая страсть не только обуславливает наше видение мира, но и вторгается в область инстинктивного, трансформируя и подстраивая её «под себя».
В моем понимании, характер представляет собой результат насильственных процессов адаптации, которые переживает человек в первые годы жизни (плюс соотношение процессов мимесиса и контитуциональной предрасположенности), поэтому само развитие характера становится амбивалентным процессом адаптации/дезадаптации, развивающемся в трех зонах:
- внутренняя зона - то, что мы чувствуем телесно и эмоционально
- внешняя зона - данные перцепции о внешнем мире, поставляемые нам органами чувств
- промежуточная зона - наша интеллектуальная активность (фантазии и мысли)
Дезадаптативность - механизированное, некритическое воспроизведение харáктерных механизмов в этих трех зонах. Адаптативность - осознанное управление этими механизмами.
Изучение типов характеров должно служить не идентификации с ними, а приучению себя отдавать себе отчет, пребывать в осознанности относительно собственных способов поведения.
7.5.1. Дао зависти. Почему мы бываем навязчивыми
42 (27.02.2011: эмоция как способ избегания трудностей: посредством эмоции мы не воздействуем на конкретные вещи, людей, ситуацию, - мы пытаемся наделить их другими, «произвольными» и необходимыми нам качествами; 3 уровня самонаблюдения для выявления доминирующей страсти; зависть как характерообразующая страсть, ее внутренняя и межличностная динамика)
43 (26.02.2011: характер завистника в действии через призму инстинктов: самосохранения (упорство "быть особенным"), социального (стыд) и сексуального (буря чувств и затем разочарование); основное противоречие зависти - противоречие между необходимостью в другом, воспринимаемой как крайняя, и отрицание и обесценивание этой необходимости; восприятие через сравнение "больше/меньше"; негативное самовосприятие через стыд; осн.защита - интроекция; депрессивный фон; взрывоопасная агрессия; сексуапьность признается очень важной, но не приносит удовлетворения; модель функцион-я х-ра: завистливый характер организован вокруг базовых: (1) страха быть воспринятым как дефективный (2) желания понять себя, (3) слабости предаваться фантазиям; направлением интеграции для завистливого характера будет движение от субъективности к объективности, от зависти к самовыражению; начало дезинтеграции: использование фантазии и самопрезентации неординарности - поиск спасителя - обыденность и ординарность - стадия отчуждения - выход через зависимость - суицидальное поведение; тест для определения присутствия черт завистливого характера; рекомендации для преодоления дезинтеграционных тенденций)
7.5.2. Дао похоти. Нескромное обаяние хулиганов
44 (26.03.2011: Противоположным и комплементарным характеру зависти (4 энеатип) является похотливый (вожделенческий) характер (8 энеатип). Слово "lujuria" / "похоть" указывает на излишество, интенсивность, порок "в чистом виде". Страсть к интенсивности является компенсацией бесчувственности, отсутствия внутреннего чувства живости и участия в жизни. В деятельности не наблюдается границ или сдерживающих факторов (ни внешних, ни внутренних), люди не только не скрывают (подавляют/вытесняют) похоть, но и действуют вполне осознанно, открыто и напоказ в соответствии с ней - это позиция силы и подчеркнутого презрения к слабости и зависимости. Цели жизни формулируются предельно конкретно: это власть и наслаждение. Это страсть, которая вторгается, использует, эксплуатирует, требует подчинения, доказательств лояльности, способности прощать (вернее, попустительствовать). В любви похотливца очень много насильственного и агрессивного: похотливый характер ищет прежде всего любви-контакта, непосредственной и конкретной, которая длится столько, сколько длится контакт. Эта любовь-контакт должна быть, разумеется, зашкаливающей интенсивности, не ставящей под вопрос независимость похотливца и не создающей для него компромисса. Черты этого характера - особенно дисфункциональные - социально понимаются как абсолютно желательные в отношении мужчин, как "система ценностей маскулинности" ("как, у тебя нет крапленой колоды, которая всегда выигрывает? - ну, ты дебиииил") и абсолютно нежелательные в отношении женщин (личная инициатива, стремление к независимости и к контролю над обстоятельствами собственной жизни жестко табуируются). Стандартный мужской подтип похотливого характера тяготеет к соседнему с ним обжорству: это отважные люди, любящие риск, частенько преувеличивающие собственные возможности, экстраверты, изворотливые хитрецы, обладающие даром слова, самоуверенные и очень самоуверенные. Их мало интересует, нравятся они окружающим или нет, главное для них - отстоять собственный интерес во что бы то ни стало (настаиваю, что это выражение стоит понимать буквально). В основе жизненной позиции, характеризуемой силой, независимостью и жесткостью (жестокостью), лежит чувство хронической неудовлетворенности, которая переживается как несправедливость. Типичной формой манипулирования у похотливого характера является тотальное вовлечение другого в собственные проекты, ощущения, опыт, переживания. Похотливец прежде всего стремится к упразднению расстояния между собой и объектом, к контакту (в первую очередь, физическому), поставляющему ему необходимые ощущения, поэтому очень быстро психологические манипуляции заменяются на прямые эксплицитные приказы. Конфронтация и агрессия как способ поведения подразумевают развитие таких характеристик, как не-сентиментальность, реалистичность восприятий, прямота, резкость и категоричность и одновременное чувство презрения к противоположным чертам слабости, чувствительности и, особенно, страха. Склонность бессмысленно и безрассудно рисковать - один из основных показателей общего огрубения психики и способ преодоления страха внутри себя самого. Межличностная динамика похоти - посыл трех мессиджей: - меня не интересуют ни твои радости, ни твои печали (аффективная объективация), - так тебе и надо/а кто тебя заставляет быть размазней? (презрение), - я тебе ничем не обязан (снятие с себя ответственности))
45 (26.03.2011: В похотливом характере: а) инстинктивный аспект самосохранения выражается как территориальность и удовлетворение потребностей, замечательно справляются с задачами материального обеспечения себя и близких, б) социальный инстинкт выражается как товарищество, сообщничество, любовь-дружба, в) сексуальный инстинкт выражается как стремление к власти. Внешне, в поведении человек 8-го энеатипа раскован, эксплозивен, с тенденцией рисковать. Это характер, который не боится чужих выражений гнева и не сдерживает свои. На обиды отвечает мгновенно, ударом на удар, расквитавшись, быстро забывает и преодолевает раздражение и гнев. Фоновая гипер-агрессия, выражающаяся в иронии, сарказме или прямых угрозах (угрожающем поведении). Устойчиво ассоциирует власть и насилие, поэтому противостоит власти всеми доступными средствами, прежде всего, пренебрежением моральными ценностями и общепринятыми нормами поведения. Однако, как замечает Хорни, похотливец "ни честен, ни открыт, ни справедлив, и возможно, не способен быть ничем подобным. Наоборот, если кто и решил -- неосознанно -- добиться триумфа, не принимая в расчет правду, так это именно он". Справедливости ради надо сказать, что похотливому характеру не свойственна ложь, как таковая. Его излюбленным способом подтасовки фактов и трансформации реальности является умалчивание или отрывочность, несвязность сообщений, - похотливцы придают гласности только то, что может быть им выгодным: "Если не хочешь, чтобы я тебя обманывал/а, не задавай вопросов". Когнитивный стиль похотливого характера: не склонен к рефлексии, крайне интиутивный, не самокритичный, сенсо-моторная ориентация, которая выражается во вживании в настоящее, в стремлении к осязаемому, к сфере ощущений и непосредственных стимулов и в преобладании действия над рефлексией. Восприятие других реалистично, отсутствует идеализация, положительно оценивается сила и честность, в отличие от доброты, которая ассоциируется с конформизмом и лицемерием. Огрубление психики выражается в физической выносливости. Очень характерно внешнее "отсутствие возраста" (связано с идеей не-старения). Импульсивность, непризнание границ, стремление к самоутверждению, самоуверенность. Явно выражено стремление к интенсивности ощущений, как средству снять фоновую скуку. Отсутствуют ощущения страха, сожаления, сентиментальность. Быстрые, скачкообразные переходы из одного эмоционального состояния в другое. Управление агрессией отсутствует: агрессия выражается прямо, открыто, спонтанно и бесцеремонно. Сексуальность, лишенная аспекта "сентиментальности", нежности, заботы о партнере, проявлена как инстинктивная чувственность и окрашена стремлением к доминированию и контролю. Очень характерен низкий уровень удовлетворенности (то, что Райх и Лоуэн называли "оргазмической импотенцией"), обусловленный именно стремлением сохранить контроль во всех аспектах сексуального взаимодействия, порог возбуждаемости снижен, - всё это создаёт иллюзию собственной гипер-сексуальности, уверенности в собственной сексуальной "мощи". Похотливому характеру свойственна идеализация эмоциональной связи - идея любви-дружбы, в которой бы он мог свободно доверять партнеру. Верность и доверие понимаются как отвлеченные, не связанные с моногамным поведением. Чётко прослеженной является связь между формированием а-социальности и детским опытом выживания, сталкивается в детстве с отсутствием заботы, это физический и психический абьюз (в том числе, принуждение к выполнению непосильных, не соответствующих возрасту задач), побои, суровые наказания, жестокое и крайне жестокое обращение в целом. Как и всей триаде инстинкта похотливому характеру свойственен неосознанный страх личного исчезновения, аннигиляции. Направление интеграции похотливого характера - избавление от чувства неприсутствия в жизни, от диссоциации к принадлежности. Тревожным звонком для похотливого характера является битва за независимость, когда стремление к самостоятельности оборачивается обсессивной идеей о необходимости защищаться)
7.6. Гендер глазами не феминистов
7.6.(1) 7.7. Женское как таковое, а именно: материнская любовь (в пику отцовской, когда любят за что-то); иррациональность, эмоциональность, эмпатия, сочувствие (в пику рационализации и логике); ризома (не хаос, но близко) (в пику системности и иерархичности); взаимодействие как взаимопомощь (в пику соревновательности, конкуренции); «нестрогость мышления»: образность, мифологичность, интуитивность, чувствование (то, чем нужно обогатить логику, убирая этим ее погрешности); обогащение духовным материального или женским мужского (что есть суть изменений и в науке, и в искусстве, и жизни).
(с) 51 (30.01.2011: относиться к мужчинам как к людям / стать женщиной - это не убить (подавить) в себе свою мужскую половину, это отказ от войны, это уверенность в своей уникальности, ценности и нужности / как только женщина надевает на себя этот чрезмерно сексуализированный образ, она мгновенно перестаёт быть автономным субъектом и превращается для мужчин в кричаще одетое тело. В таких условиях просто нет пространства, где мужчины и женщины могли бы встречаться как равные. / Женское - не функция. Скорее, следует говорить о свойствах. А свойства всегда проявляются во взаимоотношении с другим (человеком, предметом). Свойства - это проявления чего-то более глубинного - возможно, сущности. Если же мы хотим выявить женское как таковое, то нам надо снять весь этот культурный слой и обратиться к истокам. И первое в чем надо признаться самим себе, что мы заражены мачизмом: мы невольно играем по правилам, навязанным обществом (мужским по сути), и мы хотим нравиться этому обществу (мужчинам), чтобы оно поставило нам оценку - этакий под-мачизм. Но несмотря на это, спасибо мужчинам-философам, слой с женского стали смывать и докапываться до сути. И в этой сути выделили некоторые женские ценности, то есть женское как таковое, а именно: материнская любовь (в пику отцовской, когда любят за что-то); иррациональность, эмоциональность, эмпатия, сочувствие (в пику рационализации и логике); ризома (не хаос, но близко) (в пику системности и иерархичности); взаимодействие как взаимопомощь (в пику соревновательности, конкуренции). / Человек, у которого все нормально в цепочке "восприятие-обработка информации-вывод-действие" не станет жрать то, от чего тошнит и находиться там, где скверно. Он отмаркирует эту ситуацию как неподходящую для себя. Женщина, у которой порушен контакт с собственной телесностью не способна быть чуткой и внимательной ни к себе, ни к своему мужчине, ни к своим детям. Она способна лишь функционировать в рамках предписанной социальной роли. Потому что развитие - это творчество, это изобретение и внедрение нового, выход за пределы того, что уже есть, что было раньше, задавание каверзных вопросов и поиски ответов на них, подвергание сомнению того, что раньше казалось очевидным и незыблемым. / Сорок пять уроков жизни от 90-летней женщины. / Фрейд определил, что первичным объектом любви в традиционной семье у детей обоих полов является мать, и что вынужденное дальнейшее замещение этого объекта на отца наносит серьезную травму и вынуждает в дальнейшем принимать подчинение как необходимость. У М и Ж сексуальная физиология вопиюще разная, и М для Ж очень мало подходящий партнёр, эта его непригодность стала одной из великих тайн патриархата, кащеевой иглой. Вместо 100% удовлетворения в сексе для женщин придумали "любовь", а также радость материнства и примат духовности. / Сексуальность - это вожделение жизни. У нынешних женщин вся сексуальность ушла в голову. Они так ходят, как будто у них отобрали бедра. Удовольствие сводится к редкому в наши дни умению - умению чувствовать, вчувствоваться и ощущать жизнь. Кажется, что каждый их жест, каждое слово наполнено чувством. / Повесть Симоны де Бовуар "Сломленная". Семь кругов ада, которые проходит героиня с момента открытия ей факта измены, точно и досконально описывают то, что происходит с любой женщиной, переживавшей крушение брака по этой причине. Произведение очень драматургично и абсолютно точно и последовательно отражает динамику женской сепарации. Боль, ужас, ненависть, горе и ревность, которые испытывает женщина, когда от нее насильственно отрывают ее половинку, ее Любимого, с которым она успела срастись, это расплата за то, что называется в наше время Любовь - нарциссическое присвоение объекта для комплектации неполноценного Я. Боль и ужас от потери объекта любви испытывают и мужчины, однако, женщина в таком случае теряет не просто "зеркало, отражающее ее" (по выражению Лакана), она теряет само отражение, то есть субъективное Я, которым для нее является мужчина. / )