Россия. ВТО
08.11.2011
warandpeace.ru/ru/commentaries/vprint/63485/ "В начале недели все федеральные СМИ, не скрывая ликования, сообщили о громкой дипломатической и экономической победе России: после 18 лет скрупулезной подготовки, переговоров и консультаций наша страна наконец-то сможет вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Последний барьер на этом пути сняла Грузия. ВТО - это организация, которая определяет правила торговли стран друг с другом. Главная ее цель - добиться снижения таможенных пошлин и прочих барьеров, которые препятствуют движению товара. Дело в том, что очень часто страны, стремясь защитить своего производителя, вводят различные торговые барьеры - прежде всего, в виде пошлин. Например, ни для кого не секрет, что российские пошлины на иномарки весьма высоки. Это делается для того, чтобы защитить отечественного производителя - "АвтоВАЗ", но мешает мировой торговле."
10.11.2011
lenta.ru/news/2011/11/10/tariffs/ "Россия в рамках вступления во Всемирную торговую организацию согласилась снизить ставку импортных пошлин на несколько групп товаров, сообщается в пресс-релизе ВТО. Так, средняя ставка пошлины на сельскохозяйственную продукцию снизится с 13,2 до 10,8 процента, а на промтовары - с 9,5 до 7,3 процента. Ставка на молочные продукты будет снижена с 19,8 до 14,9 процента, на зерновые - с 15,1 до 10 процентов, на электротехнику - с 8,4 до 6,2 процента, на древесину и бумагу - с 13,4 до 8 процентов.
Треть тарифов изменится в день вступления России в ВТО, еще четверть - через три года. На ряд товаров пошлины снизятся через 7-8 лет, к их числу относится мясо птицы, легковые автомобили и гражданские самолеты. Кроме того, Россия также сократит субсидии сельхозпроизводителям. Объем государственной поддержки АПК к 2018 году составит 4,8 миллиарда долларов - почти в два раза ниже показателя, запланированного на 2012 год". Объем господдержки сельского хозяйства в РФ, искажающей торговлю, должен будет не превышать 9 миллиардов долларов по итогам 2012 года, а к 2018 году объем поддержки будет снижен до 4,4 миллиарда долларов. С даты вступления РФ в ВТО и до 31 декабря 2017 года, в целях недопущения чрезмерной поддержки отдельных культур и видов продукции, господдержка, направленная на отдельные культуры и виды продукции, должна будет не превышать 30% от общей поддержки сельхозпродукции.
Окончательный протокол о присоединении России к ВТО был принят 10 ноября. Одобрение документов означает, что Россию могут формально принять в организацию на министерской конференции, которая пройдет 15-17 декабря 2011 года. Внутренние ратификационные процедуры в России должны быть завершены к 15 июня 2012 года.
9 ноября стало известно, что Грузия подписала соглашение о поддержке вступления России в ВТО. Таким образом, все формальные переговоры по членству РФ в организации были завершены".
13.11.2011
sg-karamurza.livejournal.com/102850.html "Вступление в ВТО: рациональность обоснования. Вопрос вступления РФ в ВТО уже несколько лет разделяет политически активную часть нашего общества на два непримиримых лагеря. Число нейтральных или колеблющихся невелико. Это значит, что основания для раскола имеют фундаментальный характер. Отношение к планам вступления в ВТО стало пробным камнем при политическом размежевании граждан.
В понятийном аппарате, которым пользуются сторонники вступления в ВТО, изобилуют туманные, неопределимые термины (типа «интеграция в мировую экономику»). Часто они просто неприложимы к реальности РФ (говорится о необходимости продвижения отечественных товаров на мировой рынок, в то время как они вытесняются с внутреннего рынка). Строгие понятия нередко подменяются метафорами, обычно неадекватными. Не формулируются постулаты, допущения и гипотезы. Нет связного массива фактов для аргументации, многие тезисы прямо противоречат эмпирическим данным. Не названы ограничения, в рамках которых будет вынуждена действовать РФ при вступлении в ВТО, трудно найти перечень индикаторов, по которым реформаторы собираются следить за ходом процесса, и тем более нет никаких указаний на то, каким образом эти индикаторы связаны с латентными величинами, которые они должны представлять. Наконец, скандальным является демонстративный уход от формулировки критериев, по которым реформаторы будут судить об успехе или провале всей программы. Вся конструкция настолько уродлива и неустойчива, что в ней отсутствует даже самый простой вывод в виде ответа на примитивный вопрос: зачем РФ вступать в ВТО?
В целом интеллектуальная основа, на которой стоит утверждение о пользе вступления в ВТО, напоминает ту, что была построена для обоснования приватизации 1992-1994 гг. Но тогда ее манипулятивный характер не вызывал такого возмущения, потому что общество переживало “время гибели богов” и приватизация была лишь элементом общей катастрофы. Сейчас мы проходим период относительной стабильности, противостояние приобрело позиционный характер, все берется на учет и запоминается.
Напротив, противники вступления в ВТО используют простые, однозначно трактуемые понятия, опираются на хорошо организованную эмпирическую базу опыта мировой капиталистической системы “центр-периферия”, включающую большой массив надежно установленных количественных данных. Система периферийного капитализма изучена настолько, что знание о ней во многих аспектов достигло уровня теории, модели которой, в отличие от неолиберальных концепций, включают в себя важные черты реальности как центра, так и периферии. Противники вступления в ВТО сформулировали небольшое число важнейших (“ядерных”) постулатов, а также создали защитный пояс тезисов второго эшелона. Их аргументы вполне определенны и логика прозрачна. Хотя по ряду вопросов разные авторы имеют отличные точки зрения, в целом логика отрицания внутренне непротиворечива. Когнитивная структура этой позиции является целостной, достаточно полной и способной к развитию. По своим свойствам когнитивная структура противников вступления РФ в ВТО - это нормальная, добротная структура, отвечающая требованиям научной рациональности. Сильнейшей стороной в тактике противников вступления в ВТО является проведение в ряде отраслей “штабных игр”, в ходе которых были изучены, с реальными данными в руках, неминуемые последствия приложения норм ВТО к этим отраслям. Ни один добросовестный специалист, каким бы энтузиастом ВТО он ни был, не может игнорировать результатов этих исследований. Они были представлены на слушаниях в Госдуме и опубликованы в виде доклада Торговой палаты РФ. Парадоксально, но позиция противников вступления РФ в ВТО согласуется с представлениями западных ученых - тех, кто как раз и проектировал ВТО. Напротив, те, кто в РФ обеспечивает интеллектуальную поддержку правительству, вынуждены ссылаться на идеологические заявления западных политиков и замалчивают суждения ученых.
Рассмотрим самые главные нестыковки в рассуждениях сторонников вступления РФ в ВТО. Прежде всего, имеет место замалчивание информации о проблеме. Проблема не представлена обществу в ее хотя бы самых главных аспектах. Более того, произведена подмена предмета спора. Политики и СМИ, агитирующие за вступление в ВТО, делают упор на торговых аспектах экономики. Это глубокое заблуждение или сознательное искажение сути дела. Центр тяжести проблемы не в этом! ВТО - один из главных инструментов глобализации. Участие в ВТО снизит или полностью устранит барьеры, защищающие хозяйство России от мирового рынка - в момент, когда наше хозяйство больно, а большинство производств неконкурентоспособны. И самое серьезное влияние на экономику РФ окажет выполнение т.н. «системных» условий вступления в ВТО:
(1) - свободный доступ иностранных фирм на рынки РФ и уравнение их в правах с отечественными;
(2) - Обязательным условием ВТО является уравнивание внутренних и мировых цен на топливо и электроэнергию, а также транспортных тарифов;
(3) - обязательной нормой ВТО, которая не подвергается обсуждению, является отказ государства от избирательной поддержки отдельных отраслей или предприятий посредством субсидий, дотаций, льготных цен, налогов и т.д. ... необходимость для государства поддержки некоторых отраслей и предприятий вызвана не экономическими соображениями, а самыми главными национальными интересами страны. Целый ряд отраслей абсолютно необходимы для обеспечения выживания страны. Выживание страны есть категория более фундаментальная, нежели выгода отдельного производства. Жизненно необходимыми для России являются те отрасли, которые обеспечивают нашу военную безопасность и с развитием которых мы связываем надежды на возрождение страны - области наукоемкого производства. Кроме того, именно в этих отраслях могут быть в существенной мере компенсированы повышенные издержки производства в России, связанные с холодным климатом и большими расстояниями. Именно эти отрасли, а не “труба”, станут тем локомотивом, который вытянет наше хозяйство из разрухи. Уникальная советская система мобилизационной подготовки страны к войне - эта система, созданная Сталиным в конце 20-х-начале 30-х годов оказалась настолько живучей, что её влияние и сейчас сказывается на развитии российской экономики сильнее, чем пресловутая “невидимая рука рынка” Адама Смита... Начавшаяся в конце 20-х годов индустриализация с самых первых шагов осуществлялась таким образом, чтобы вся промышленность, без разделения на гражданскую и военную, была в состоянии перейти к выпуску вооружения по единому мобилизационному плану, тесно сопряженному с графиком мобилизационного развертывания Красной Армии. Основные усилия советского руководства в эти [30-е] годы направлялись не на развертывание военного производства и ускоренное переоснащение армии на новую технику, а на развитие базовых отраслей экономики (металлургия, топливная промышленность, электроэнергетика и т.д.) как основы развертывания военного производства в случае войны... После второй мировой войны довоенная мобилизационная система, столь эффективно проявившая себя в годы войны, была воссоздана практически в неизменном виде. Многие военные предприятия вернулись к выпуску гражданской продукции, однако экономика в целом по-прежнему оставалась нацеленной на подготовку к войне. На слушаниях в Госдуме они говорили, что в любом изделии отечественного машиностроения эксперты ВТО обнаружат скрытую субсидию - или использован материал, разработанный по заказу государства для ВПК, или оборудование, закупленное для оборонного производства, но в «свободное время» используемое для гражданских целей. Обнаружение таких субсидий наказывается, согласно нормам ВТО, крупным штрафом независимо от их величины (которую к тому же невозможно вычислить, как показал опыт ЦРУ).
(4) Нормы ВТО окажут прямое воздействие на научно-техническую деятельность в РФ. Прежде всего, на систему исследований и разработок РФ станет действовать введенная ВТО возможность принудительного лицензирования патента, если его держатель в течение трех-пяти лет не начал промышленного производства и свободного экспорта продукта или если он производит его с завышенной, по сравнению с конкурентами, себестоимостью. Второе положение, подрывающее наше наукоемкое производство, заключается в том, что, согласно ТРИПС, патентная защита технологического процесса распространяется теперь и на продукт.
(5) - Если говорить попросту, выполнение норм ВТО будет просто невозможно. Например, РФ не в состоянии обеспечить таможенный контроль на границах со странами СНГ, а также пресечь контрабанду и нелегальное использование рабочей силы иммигрантов. Все это будет в ВТО наказываться, и надеяться на снисхождение нет никаких оснований. Мы же мечтали о конкуренции, а ее законы снисхождения не признают!
(6) - Вступление в ВТО делает РФ беззащитной против угроз в информационно-психологической сфере. Соглашении ВТО по телекоммуникациям дает США «новый инструмент международной политики». Дело в том, что участники соглашения обязаны предоставить иностранным инвесторам права делать без ограничений капиталовложения в этой сфере.
(7) - Наконец, нельзя же не видеть, что вступление в ВТО нанесет тяжелый удар по национально-государственной системе. В РФ исключительно неравномерное размещение производительных сил по территории. Поддерживать равновесие в такой системе невозможно без государственного (“внерыночного”) перераспределения ресурсов. В 1990 г. максимальная разница в среднедушевом доходе между регионами РСФСР составляла 3,5 раза. В 1995 г. она выросла до 14,2 раза, в 2000 г. была равна 15,6 раза, затем стала слегка снижаться, стабилизируясь на очень высоком уровне. Это вызывает конфликты. Примером служит опыт Чехословакии и Югославии. Приняв в 1990-1991 гг. программу МВФ, запрещающую отраслевые и региональные дотации, эти страны сразу же испытали всплеск сепаратизма и распались, причем Югославия прошла при этом через гражданскую войну. Правила ВТО запрещают государству избирательную поддержку географических зон и расположенных в них производств."
13.11.2011
babkin-k.livejournal.com/63689.html "Совещание в минэкономразвития. Пригласили представителей нескольких отраслей промышленности. Выступили представители нескольких отраслей.Производители грузовиков: вы снижаете пошлины в 2, а потом ещё в 1,5 раза. С вашими кредитными ставками, с такими ценами на ресурсы мы теряем конкурентоспособность. На подержанные грузовики вы снижаете пошлины в 4 раза.Производители автобусов: пошлины снижаются в 8 раз. Мы потеряем 25-30% рынка.Производители автокомпонентов: 8 лет назад мы закупали компонентов на 2 миллиарда долларов, вследствие вашей политики отдали работу за рубеж, и закупаем на 60 миллиардов. После вступления отрасль производства компонентов просядет ещё больше.Металлурги: мы поставляем в ЕС 3 миллиона тонн стали. После вступления квоты поставок будут снижены.Производители труб: испытываем большое снижение спроса. Четвёртый квартал - хуже, чем в кризисном 2008 году.Лесная отрасль: после поднятия пошлин на экспорт круглого леса были сделаны инвестиции в переработку, в производство ДВП и ДСП. Теперь эти инвестиции теряют смысл.Текстильная, лёгкая промышленность испытают снижение спроса.Ценные породы леса будут более активно продаваться в Китай.Я сказал, что сельхозмашиностроителям это вступление также дорого обойдётся. Пошлины на комбайны вы снижаете с 15 до 5 процентов, Наряду с повышением налогов и снижением поддержки сельского хозяйства, с отсутствием поддержки экспорта это ставит нас в ещё более неравные условия конкуренции.Потеряем МИЛЛИОНЫ рабочих мест. Пойдём по пути Украины (потеряла 20% населения), Латвии (потеряла 30% населения), Киргизии (отсутствие экономики) и других достойных государств. Людей просто лишат работы, здравоохранения и образования, и они сами вымрут. Причём вымрем не мы, современные люди, а какие-то мужики и бабы в провинции, которые и интернета-то не видели. Так что не о чем беспокоиться."
14.11.2011
expert.ru/expert/2011/45/o-vstuplenii-v-vto/ "А.Привалов: Увидев, что Россия как-то оскорбительно мало радуется увенчанию 18-летних переговоров, энтузиасты принялись подчёркивать, что страна входит в ВТО «фактически на своих условиях». И ту отрасль отстояли, и ту, а вот эту сдаём не сразу, а только через семь лет… То есть могли бы отчекрыжить себе под корень обе ноги, а отрезаем только одну, да и то не всю и по частям. И это правда. Потери будут гораздо меньше, чем они оказались бы, вступай мы в ВТО десять или даже пять лет назад; ... Итак: потерь будет не чрезмерно много, но быстрых выгод не будет. А небыстрые будут? Нам говорят, что будут - целых три. Во-первых, выиграет потребитель, то есть всякий житель страны: на более конкурентном рынке мало-помалу начнут снижаться цены и расти качество. Во-вторых, выиграет отечественный производитель: ведь до сих-то пор ему для модернизации не хватало только стимула - так тут он, подстрекаемый конкуренцией, радостно модернизируется. Если же кто-то всё же не модернизируется, а прогорит, то наступает в-третьих: освобождённые банкротом ресурсы с восторгом - и пользой для России - придёт использовать зарубежный инвестор, технологически и управленчески превосходный.
Общепризнано, что плюсы от членства в ВТО заметнее (или даже - заметны) на фоне экономического роста. Вступать туда именно сейчас, накануне новой волны кризиса, - как-то уж очень неумно. Сегодня на примере Греции уже видны, а завтра на примере многих стран Южной, а особенно Восточной Европы, боюсь, будут и слишком ясно видны огромные риски поспешной интеграции неравных партнёров. Пора бы вспомнить: риски реализуются сами, а возможности ещё надо суметь реализовать. Те наши рынки, которые мы рискуем потерять, - будьте спокойны, у нас и вправду заберут. А вот в том, что мы будем успешно пользоваться новыми для нас рычагами, уверенности нет никакой. Не надо себя обманывать: не потому у нас недостаёт честной конкуренции и нет чётких и прозрачных правил игры, что мы не члены ВТО, а потому, что у нас чиновный капитализм."
15.11.2011
allmedia.ru/newsitem.asp?id=911179 "Интервью нашего переговорщика по ВТО - Медведкова (выдержки).
В: Как можно оценить положительный эффект для экономики в целом или для отдельных отраслей от вступления в ВТО?
О: В расчетах эксперты опирались не столько на положительный эффект, а пытались просчитать возможный отрицательные последствия от того, что мы уступим по тем или иным параметрам. Исследования говорят о том, что при самом худшем повороте событий, с точки зрения влияния на ВВП, негативный эффект от принимаемых нами условий будет в пределах статистической погрешности.
1. Банки: В банковском секторе может быть установлена квота, ограничивающая участие иностранных инвестиций в совокупном уставном капитале российской банковской системе, на уровне 50%. Есть еще один важный момент: иностранцы не смогут открывать прямые филиалы. Они могут учреждать дочерние банки, как российские юридические лица.
2. Страховщики: В течение первых 9 лет будет действовать запрет на открытие прямых филиалов. Через 9 лет мы должны формально прямые филиалы разрешить, но фактически те условия их деятельности, которые мы в своих обязательствах зафиксировали, дают нам возможность применять примерно такое же регулирование
3. В секторе телекоммуникаций на практике ничего не меняется
4. В области транспорта было требование открыть доступ к трансграничным перевозкам, этого не произошло ни по одному виду транспорта. Шли переговоры по мультимодальным перевозкам и вспомогательным услугам по всем видам транспорта, но результаты этих переговоров соответствуют требованиям нашего законодательства и ни к каким изменениям не приведут. Мы просто гарантируем то, что есть сейчас: система международных перевозок регулируется двусторонними соглашениями, мы эту систему сохраняем. Кроме того, мы ушли от дополнительных обязательств по транзиту энергоресурсов по трубопроводу, и сохранили право устанавливать тарифы на транзит.
Сельское хозяйство
5. На поддержку сельского хозяйства в 2012-2013 году можем тратить 9 миллиардов долларов, сейчас у нас среднегодовые объемы где-то порядка 5 миллиардов. Потом плавно снизимся до 4,4 миллиарда в 2018 году. Вся программа поддержки АПК, которая уже у нас принята, будет полностью выполняться в соответствии с теми обязательствами, которые Россия принимает на себя в рамках ВТО. Мы перенесли эту программу без всяких потерь, ее согласовали партнеры по ВТО. Но это только поддержка, которая, по мнению ВТО, нарушает конкуренцию. Все что идет на развитие инфраструктуры, поддержку, не искажающую условия конкуренции - это можно применять, несмотря на эти ограничения.
От себя: Поясняю, только через семь лет уровень поддержки станет немного ниже чем сейчас! После роста почти в 2 РАЗА!
6. Квоты на импорт говядины и птицы будут действовать бессрочно (!!!!!!), до тех пор, пока мы не решим их отменить. По свинине - другая ситуация, квота действует до 31 декабря 2019 года. Эти квоты определены с учетом внутреннего производства потребления. Но если будет необходимость, в соответствии со спросом, мы можем увеличить квоты, но уменьшить не можем.
7. А будет ли у нас возможность экспортировать?
О: Можно удивляться, но сейчас много запросов на экспорт птицы из России. Как раз сельскохозяйственный комплекс от ВТО выиграет больше всего, Во-первых, сельскохозяйственный рынок в мире традиционно очень закрытый, и особенно он закрыты для нас, пока мы не члены ВТО. И речь не только о квотах на ввоз сельхозпродукции, которые для нас закрыты, но и ветеринарном и фитосанитарном регулировании, которое в ряде стран для российских товаров более жесткое. А участие в ВТО создает довольно неплохие предпосылки для расширения рынков сбыта, не с первого дня, конечно, но в перспективе, потому что мы создадим более лучшие условия, поскольку сейчас нет вообще никаких правовых рамок.
8. Один пример: экспорт нашей продукции металлургии в ЕС ограничен квотами, с даты присоединения эти квоты отменяются. И таких примеров много.
9. Все, что касается импорта этой продукции из Белоруссии, Украины и других стран СНГ, с которыми у нас подписано новое соглашение о свободной торговле, там ситуация не изменится, потому что нет тарифов. У нас основной поставщик молочной группы из-за границы - это Белоруссия, и она, скорее всего, лидером и останется. Импортные пошлины на молочную продукцию у нас снижаются очень незначительно, поэтому серьезного перекоса не произойдет, структура торговли останется такой же.
10. Что касается сахара, то у нас остается та же формула, которая действует сейчас - пошлина на сахар-сырец будет зависеть от биржевой цены. У нас есть обязательства в 2012 году принять меры по либерализации сахарного режима, но параметры этой либерализации не записаны. (кстати в России рекордный урожай сахарной свеклы, и скорее всего мы будем сахар экспортировать, ну нам уж точно хватит своего)
11. По автопрому: С 1 июля 2018 года мы эти меры должны будем отменить. Но будут введены иные меры поддержки, которые должны соответствовать нормам ВТО. И мы сможем те соглашения с автоконцернами, которые не будут меняться, довести до завершения, тем более, что у соглашений сроки действия обозначены.
В: Получается, что до этого времени они успеют здесь, в соответствии с требованиями соглашений по автопромсборке, построить заводы по производству запчастей и необходимости завозить их из-за границы не будет.
О: Совершенно верно. К 2016 году все требования по инвестициям автопроизводители уже осуществят, и будет не выгодно закрывать только что созданные производства.
В: А что касается пошлин на импортные автомобили и авиатехнику?
О: С даты присоединения мы вернем пошлину на уровень 25% на новые автомобили и она будет действовать в течение 3 лет с даты присоединения. Начиная с 4 года до 7 года - она будет снижаться с 25% до 15% примерно равными долями. Мы считаем, что это достаточно высокий барьер, чтобы отечественная промышленность, которая представлена сейчас не только чисто российскими компаниями, была эффективной. На подержанные автомобили старше 7 лет остаются запретительные пошлины, на автомобили между 3 и 7 годами пошлины снижаются до уровня 20% тоже за 7 лет.
12. В то же время, мы сохраним ту же формулу, которая сейчас применяется по экспортным пошлинам по нефти и нефепродуктам и 30% на газ."
15.11.2011
perevodika.ru/articles/20047.html "История с ВТО интересна с двух сторон. Одна составляющая - экономическая. И она в нашей публичной и даже экспертной дискуссии - более профессиональной - чересчур демонизирована и преувеличена. Потому что доминировали в этом обмене мнениями крайние позиции. Одни говорили, что как только Россия вступит в ВТО, это будет конец всему, рухнет экономика, нас наводнит дешевый импорт, с российской экономикой можно попрощаться. Другая позиция была ровно противоположная - что только со вступлением в ВТО как по волшебству конкуренция преобразит все, Россия наконец экономически задышит так, как должна.
Похоже, что в реальности не произойдет ни того, ни другого. Во-первых, так не бывает. Даже самые специфические и слабые страны, которые вступали в ВТО, не исчезали как экономические субъекты. Во-вторых, польза этих бесконечных переговоров, которые тянулись 18 лет, заключается в том, что в итоге получен результат, который более или менее устраивает обе стороны. Это очень важно. У нас есть стигма 90-х и конца 80-х годов, когда Россия, исходя из политической целесообразности, шла на опережающие уступки, лишь бы поймать поток. Потом это все оборачивалось нехорошо. Ощущение сданных позиций все равно возвращалось. Очень многое из того, что сейчас подвергается критике, сомнениям или просто стыду за тот период, связано именно с этим - вступить куда-то к дате, подписать что-то к нужному моменту.
С этой точки зрения переговоры по ВТО - очень хорошее исключение, точнее, надеюсь, уже правило. Когда торговались до посинения, пока не доторговались. И только когда по разным позициям добивались результата более или менее приемлемого, с переходным периодом, с определенными мерами гарантий, только тогда подписывались документы. Это очень хороший прецедент.
Мотивы вступления России в ВТО на протяжении этих лет менялись. Началось все с абстрактной политической воли. Начало 90-х годов - общая позиция: мы должны быть везде, где есть прогрессивные западные страны. Во всех клубах. ВТО - один из ключевых. Все. Потом на смену розовой картине пришли соображения престижа. Как же так - все там. После вступления Китая в ВТО в начале 2000-х годов Россия осталась единственной крупной экономикой, которая не входит в ВТО. Следующая после нас страна - Иран, с огромным отрывом. И как-то неудобно - все там, а мы нет. До второй половины 2000-х это была мотивация в том числе и тогда президента Путина, который хотел закончить процесс, чтобы вступить во все клубы. После наступило разочарование. Путин почувствовал, что с западной стороны нет желания Россию принять, а есть желание выворачивать руки до предела и получать максимум уступок. Наступила пауза, которая отчасти была заполнена Таможенным союзом. Что многие восприняли как фигу в кармане в сторону ВТО - не хотите нас брать в глобальную экономическую интеграцию, мы сами себе создадим региональную.
Одним из интересных следствий вступления является то, что у Таможенного союза, как ни странно, появляются новые перспективы. Хотя он интерпретировался как некая альтернатива или даже контр-ВТО. Ключевая страна, от которой зависит, останется ли Таможенный союз прототипом или станет мощным экономическим объединением, - это Украина. С Украиной - да, без Украины - нет. Сейчас в силу внутреннего положения в Украине шансы на привлечение ее выше, существенно выше, чем это было три или четыре месяца назад. Так вот, для того чтобы это произошло, Россия должна быть членом ВТО, потому что Украина - уже член ВТО. И Украина не может вступить в Таможенный союз со странами, которые не члены ВТО. Это серьезная легитимация Таможенного союза.
Сама ВТО за годы, почти десятилетия, пока Россия туда стучалась, конечно, очень изменилась. Мы вступаем в организацию, которая откровенно и открыто признает, что находится в кризисе. Дальнейшее развитие не гарантировано, и многие полагают, что его не будет. Тем не менее те правила и механизмы, которые есть сейчас, безусловно, полезны для России. С одной стороны, наши партнеры получаются, конечно, методы воздействия на нас, но и мы получаем методы воздействия на них. Основы любого компромисса."
02.12.2011
gidepark.ru/community/8/article/479579?digest "В.Симчера (директор НИИ статистики Роскомстата в 2000-2010гг.) ВТО против России. Сейчас, в разгар избирательной кампании, на граждан России, потенциальных избирателей, с печатных страниц, экранов телевизоров, других средств массовой информации обрушивается целый вал пропагандистских материалов, цель которых - доказать невиданные успехи "партии власти" за последние 12 лет. (...) Единственной правдой будет то, что мы сегодня имеем не "свободное" падение в пропасть, которое происходило в 90-е годы, а медленное сползание в пропасть. Но "вектор движения" остаётся прежним, процессы деструкции даже не остановлены, не говоря уже о том, чтобы сменить их на процессы развития.
Весьма показательной в данном отношении является история со вступлением Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), которая тянется уже второй десяток лет и только теперь, кажется, близка к своему завершению. ВТО является одной из "священных коров" нашей "властной вертикали". В рамках подготовки ко вступлению в это "царство свободы" до мирового уровня и выше были подняты внутренние цены на энергоносители и на все инфраструктурные экономические тарифы.
Почему российские потребители должны платить до 4 рублей и выше за киловатт-час электроэнергии даже если себестоимость этого киловатт-часа составляет 8-10 копеек? Почему у нас бензин дороже, чем в США, хотя Россия экспортирует нефть, а Соединенные Штаты её импортируют? Почему цены на газ растут по 25-30% в год? Да потому что таковы требования предварительных протоколов о присоединении РФ к ВТО. Потери отечественной экономики исчисляются здесь от 3% до 4% ВВП ежегодно.
Второй важнейший момент - снижение государственных дотаций производителям сельскохозяйственной продукции. Почему мы не можем поддерживать российского крестьянина, в то время как европейские фермеры получают по несколько тысяч евро в год на каждое хозяйство? Потому что таковы требования предварительных протоколов о присоединении РФ к ВТО. Здесь мы теряем еще 1-1,5% ВВП, поскольку из эффективной ценовой ниши вымывается то продовольствие, которое могло бы производиться внутри страны, но которое теперь мы будем вынуждены импортировать.
Наконец, третий важнейший момент - постоянное снижение уровня доходов населения. Если сырье и энергия дорогие, а новых технологий нет как нет, то экономика начинает выживать за счёт удешевления рабочей силы. Цены у нас европейские и выше, а зарплаты... Про зарплаты у нас как-то "забыли": если в Европе и США они составляют до 30-40% от произведенной стоимости, то у нас они как были на уровне 15-20%, так и остаются.
Теперь о том, что принесёт России окончательное и "полноценное" вступление в ВТО.
Мы получим 4,5% за счет снижения импортных и повышения экспортных пошлин и квот, а иностранные производители - 12% ежегодно за счёт снижения наших экспортных и увеличения их импортных пошлин. Кроме того, добавится еще 24% ежегодных потерь за счет введения у нас всякого рода ограничений. Не считая потерь, связанных с коррупцией, демпингом и корпоративным мошенничеством."
*
содержание журнала
dar-aya.livejournal.com/5085.html