содержание п. 5.5. стр. 1

Feb 28, 2020 19:20


Систематизация свидетельств времени ССВ (в скобках указаны содержание / ключевые слова):5. Жизнь, обеспечение выживания и безопасности, люди и их качества, русские:
5.5. Интеллигенция и псевдоинтеллигенция
12 (09.05.2008-04.04.2010: "интеллигент" - это человек с образованием, страдающий истероидной психопатией; русская интеллигенция - это корпорация; интеллигенция в борьбе за власть с бюрократией всегда проигрывает; исповедь и покаяние; интеллигент как независимый нравственный арбитр окружающего мира; интеллектуальный фашизм)
14 (04.05.2011-28.06.2012: интеллигенция - самая страшная разрушительная сила нашего общества; / "реальность не поспевает за комментариями" творческой "элиты" разговорного ранга; / интеллигенция изобрела себя сама, давая всем советы и считая их единственно правильными; / общественная палата - учреждение на редкость безобидное. Ввиду своей полной беспомощности. Созданное исключительно для нейтрализации распиареных харизматиков. Чтобы были в куче и под присмотром. Власти у членов палаты ровно на столько, чтобы ходить по высоким кабинетам и просить за себя. Для их самоутвержения и собственных нужд достаточно. На виду и рядом с властью. Чего ещё не хватает для того, чтобы достойно встретить старость? А вот если бы специально для того и распиаренным харизматикам власть не предоставила бы того, что они жаждут всей своей истерзанной душой, то они точно бы стали свергать антинародный режим, жестоко угнетающий великий народ. (В лице своих ярчайших представителей). А так сидят тихо. Уткнулись пятачком в кормящее брюхо и умиротворённо похрюкивают; / образованность как формальная подмена интеллекта / Л. Гумилев "Нынешняя интеллигенция - это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия" / 28.06.2012 Алесей А какими качествами выделяются интеллигенты? С их собственной точки зрения. Таковых я нашел три. · Активная гражданская позиция (это когда тебе есть дело до чего-то большего, чем собственная жизнь); · Высокий культурный и нравственный уровень (а как иначе получить моральное право на то, чтобы учить жизни других?); · Свободолюбие.)
37 (продолжение: Получается, что интеллигенция это те, кто ничего не делает на практике и, соответственно, ни за что не отвечает. Это те, кто является самими назойливыми, и кто громче всех орет про свободу, но при затрагивании свободой собственных интересов мгновенно скатывается к крайним формам фашизма. Это те, кто должен защищать культурное и нравственное наследство нации, но делает все для его скорейшего разрушения и превращения высокодуховного народа в мелкобуржуазное потребительское быдло. Вы даже не дерьмо нации, вы враги, дамы и господа. Вы микробы, внедренные в Россию для ее уничтожение. / 04.07.2012 Т.Воеводина Шурочка и образованцы. Задач у образованного сословия, собственно, две. 1) Снабжение общества знаниями, имеющими характер объективной истины, а не плодами своей пустопорожней мечтательности. Эту задачу М.Веллер обозначил изобретённым им словом «Пониматель». Интеллектуал работает понимателем. 2) Вторая задача, которая стоит перед умственным сословием, - это разумно и производительно организовать народный труд. С усложнением производства потребовались не просто погонялы-надсмотрщики, но и нечто большее - организаторы производства на рациональных началах, его усовершенствования, подготовки умелых работников. * Основы мировоззрения русской интеллигенции, представляющие собой дивную смесь пугачёвщины с обломовщиной. * Государству всегда остро не хватало умственного наполнения его управленческой деятельности: его интеллигенция вместо общего с ним труда только и делала, что подтачивала и подпиливала его несущие конструкции. / ноябрь 2007 О.Бахтияров Между логикой и лозунгом. Диссидентское движение не сыграло серьезной роли в реальной истории СССР и практический вклад диссидентского движения в разрушение страны невелик. Оно происходило в параллельной истории интеллектуально-нравственных абстракций. Но эта история была важным явлением во внутренней интеллектуальной жизни нашей страны. Движение не породило новых идей, но поставило эксперимент метафизического плана. Его история - история убийства своей страны и самоубийства идеи свободы, но вершилась эта история в теоретических пространствах. * СССР представлял собой феномен, сложность и противоречивость которого была задана его происхождением. В революции странным образом переплелись и стремление к выходу из предначертанного деградационного цикла, ведущего к "концу истории" в виде либеральной политической и экономической системы, и коммунистическая архетипика, и бессовестная манипуляция этими идеями и стремлениями для достижения господства над страной. Эти три несовместимых вектора - свободы от исторической обусловленности, принципиального равенства человеческих существ и режим террористического подавления обусловил и сложную культуру советского общества (одновременно и невероятно творческого, и чрезвычайно косного, технически авангардного и в то же время технически отсталого). Обусловил он и сложную структуру антисоветского протеста. * В позднесталинский и хрущевский период, когда режим стабилизировался и травма революции стала заживать, появился слой молодых интеллектуалов, воспринимавших послевоенный СССР как свою страну. Но они столкнулись с информационными ограничениями, несовместимыми с их интеллектуальным статусом. Собственно диссидентская трагедия - это их трагедия.)
39   (продолжение: К этому времени в Советском Союзе культивировалось два типа мышления. Один - лозунговый, созданный на заре советской власти для управления покоренным населением и основанный на непререкаемых оценочных нормативах. Второй тип мышления - логический, необходимый для создания новой техники и управления сложным хозяйственным механизмом. * Молодые интеллектуалы уже по своему воспитанию идентифицировали себя с логическим мышлением, а не понимающая этого власть пыталась управлять их поведением посредством лозунгов. Энергия, питавшая все антисоветские протестные движения, в том числе и диссидентское, проистекала из потребности в сохранении обретенной в мышлении идентичности. Ради этого можно было пожертвовать и внешней свободой. * Диссиденты (в отличие от русских националистов) идентифицировали себя с Западом как с рациональным обществом. И получили от него поддержку. Запад для них означал рациональное мышление, а Советский Союз - лозунг. Здесь и прошла первая линия раскола - те, кто начал поиск глубинных иррациональных ценностей, идентифицировал себя с Россией, те, кто ограничился рациональным слоем - с Западом. * Идеологическая схема - синтез логики и лозунга. Она и проистекает из логики (верность нормальному мышлению при этом сохраняется), и является основой групповой идентификации (те, кто придерживается схемы - свои, те, кто принимает другие схемы - чужие). Схема охраняется не логикой, а отождествлением схемы с нравственной нормой. * И тут проходит новая линия раскола: что важнее - человек или идеологема, жизнь или идеологическая схема. * Ведь выбрав идеологическую схему, приходится выбирать и все довески к ней. Приняв либеральную идею, диссиденты в конце концов пришли к тому, что отрицали - господству лозунга над мышлением. /16.07.2012 М.Кантор Тень культуры. Понятие «народная смеховая культура» вошло в обиход интеллигентов благодаря работе Михаила Бахтина «Поэтика Франсуа Рабле» ... обретение свободы через смех стало для интеллигенции откровением. Городская прослойка идентифицировала себя с интеллигенцией: считалось, что эта прослойка - носитель культуры и хранитель знаний. На деле, разумеется, это было далеко не так... среднеарифметический выпускник Полиграфического института, обыватель с запросами, уже не был «народом», но и «профессором» не собирался становиться. По сути, он был никем - горожанином и только. После того как теория Бахтина была усвоена, стало само собой разумеющимся, что культура - понятие двусоставное и языка имеется сразу два: на одном говорит начальство (и бывший народ), а на другом - городская среда интеллигенции. Официоз говорит серьезно - а культурные люди серую серьезность вышучивают. Книга о народной смеховой культуре произвела эффект, сопоставимый с эффектом от «Архипелага ГУЛАГ»; разница в том, что Солженицын описал бедствие, а Бахтин показал форму сопротивления беде: требуется уйти из официальной культуры в народно-смеховую. Я  о микробе смеха, который однажды вошел в общество. Я помню время, когда серьезный тон сменился на шутливый и шутка стала постоянной в разговоре, когда диалог без шутливого тона стал признаком неинтеллигентности. Ночные клоунады на кухнях и бесконечные анекдоты благодаря Бахтину получили культурное оправдание. Отныне завсегдатаи посиделок превратились в подвижников, в борцов с режимом. По самоназванию это была интеллигенция, но интеллигенту отныне не требовалось доказывать свою роль знаниями: требовалось иное - бесконечный капустник. Почему же вот эта публика - интеллигенция? - возмущались иные. Скептикам предъявляли учебник Михаила Бахтина, пособие по народно-смеховой культуре, объясняли, почему данный недоросль не просто балбес, но интеллигент с позицией. Страстная ненависть ко всему серьезному и всему первичному осталась главным достижением «культуры-2». Тень ненавидит предмет, ее образующий. А сама тень предметом стать не в состоянии - она пуста. Но тень не представляет собой отдельной реальности, она не самостоятельный субъект, не образ. Тень лишь уплощает существующий образ, переводит его в ничто. Тень десакрализует образ, а собственной реальности не создает. Сначала шутили над социальными табу - и это было смешно, потом шутили над идеологией - и это было здорово, потом стали шутить над культурой - и это стало глупо, потом стали шутить над страной - и это стало противно. А потом над народом - и это сделалось отвратительно.)
43 (07.08.2012 С.Лопатников Аутопсия нечистого разума. Российская «интеллигенция» - последнее прибежище бездельных престарелых мальчиков и девочек, что до самой своей смерти играют в игрушечные войнушки и стоят в игрушечных караульчиках, охраняя воображаемые складики воображаемых ценностей от воображаемых противников, полагая при этом, что благодетельствуют своей доблестной службой человечество. * Критика без реальной, конструктивной, разработанной в деталях альтернативы - не работа. Это глупость. Пошлая глупость остановившихся в своём интеллектуальном и нравственном развитии великовозрастных подготовишек. * Россия сегодня не в лучшем состоянии. Чтобы стать нормальной, ей надлежит преодолеть 5 связанных между собой кризисов: (1) Структурный кризис (2) Демографический кризис (3) моральный кризис (4) Кризис идентичности (5) кризис власти. Вот подлежащие решению задачи для российских интеллектуалов на сегодня. Интеллектуалом в России может по праву считать себя тот, и только тот, кто сумеет найти конкретные ответы на эти конкретные вызовы, проделать скучную бухгалтерскую работу по сведению баланса ресурсов и результатов и, главное, реализовать это на практике. / Ю.Бялый ЗВЕЗДА ИЛИ СМЕРТЬ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. Сегодня говоря о власти или об оппозиции, приходится говорить об абсолютно подавляющей части той нынешней интеллигенции, которая в той или иной мере соотносит себя с политикой. И, говоря о ней, снова и снова приходится обращаться к тем многократно описанным и предъявленным обществу родовым свойствам (дефектам, вине, беде) этой политизированной интеллигенции, на которых «кажинный раз на эфтом самом месте» спотыкается Россия. Интеллигенция и интеллектуалы - явления очень разные, относящиеся к совершенно различным цивилизационным пространствам и решающие совершенно несхожие социальные задачи. Принципиальные отличия латинских этимологических первоисточников понятий: intellectualis - рассудочный, умственный и intelligens - понимающий, разумный отнюдь не случайны. * Главной характеристикой этого времени оказывается уже давно реализованный цивилизационный выбор, уже несомненное стратегическое целеполагание в социальной сфере, основанное на идее гражданского общества, состоящего из эгоистичных и целеустремленных, рационально отстаивающих свои локальные интересы индивидов. Демократия при этом - механизм выявления равнодействующей локальных частных интересов в политической, экономической и социальной сфере, т.е. воли политически активного (а не абсолютного) большинства и реализация этой воли специалистами управления. Интеллектуал - это по-русски просто специалист умственного труда в определенной области. * Интеллигент - явление совершенно иное. Представляется, что одним из главных родовых свойств сформированного русской и советской культурой типа личностного сознания является его холистичность - тяга к целостному мироощущению, стремление хотя бы мифологизированно «объять необъятное». Холизм этот, конечно же, не случаен. Россия как социокультурный и государственный субъект строилась на мощном и накаленном духовном фундаменте Русского Православия, которое, по сути, было «отдающим», несущим благую весть всем, кто может слышать и прозреть. С другой стороны, Россия всегда существовала и формировалась на стыке двух наиболее активных и очень контрастных цивилизационных миров - Европейского христианского и Азиатского исламского, что требовало глубокой мировоззренческой работы, способной поднять российские смыслы над этими мирами в некоем содержательном, неэклектичном смысловом синтезе.)
44 (продолжение:  Все исторические прорывы России связаны с реализовавшимся триединством крупной государственной или надгосударственной идеи, универсалистской утопии и яркого харизматика, и все они берут отсчет со смысловой смуты, инициированной предыдущей деградацией старой триады. Наиболее сложной проблемой холистического цивилизационного типа во все более усложняющемся мире являются технологии реального народовластия, в которых каждый интуитивно понимаемый и мучительно рождаемый смысл, глас каждой души по любой сущностной проблеме может быть услышан и принят во внимание. Россия изобрела такую технологию, которая и называется интеллигентностью. Интеллигент - человек, главной внутренней потребностью которого является целостное понимание и объяснение мира, идущее от личной ответственности за этот мир: понимание через со-чувствие, в-живание, со-участие; объяснение через со-отнесение, про-говаривание, творение мифа, создание наглядных образов целостности. Интеллигенция - тот свой, незаемный, ум и тот аршин, который призван понять и измерить Россию. Для интеллигентского сознания образ целостности, модели сущего и должного мироустройства являются одними из наивысших ценностей. Будучи, как правило, образованной и открытой всему новому, в том числе инокультурному смысловому полю, интеллигенция пропускает через себя этот внешний смысловой поток, сопрягает его с отечественным смысловым пространством, продумывает и проговаривает, оценивает, создает мыслительные образы и модели целостности, фильтрует второстепенное и транслирует важное в самую широкую народную гущу. Выражая продуманное и важное как целостность на всех доступных интеллигенции и народным массам языках - слова, науки, музыки, техники, символа, архитектуры и так далее, - она проявляет, делает видимым тот спектр надежд и стремлений, неотъемлемого и отвергаемого, проклинаемого и благословляемого - смыслов, на котором кристаллизуются ценности, идеалы и идеологии; в этом ракурсе интеллигенция является соборным языком России. * Уже несколько веков отмечаемая иностранцами, характерная даже для самых просвещенных российских кругов нечеткость, рыхлость, невнятность, алогичность и нетематизированность интеллигентских думаний и бормотаний - отнюдь не только и не столько результат дефицита образованности, но в гораздо большей мере - просто оборотная сторона вообще российского и конкретно-интеллигентского холизма. Это бормотание редко выражается в ярких предметных формах философских, социологических, этических, политических максим, поскольку это действительно особый язык, на котором только и оказывается возможен разговор об ускользающей целостности. Но это, иногда внешне малопривлекательное, постоянное думание и бормотание, пожалуй, одно из главных оправданий вчерашнего, сегодняшнего и будущего интеллигентского существования. * Допетровская Русь нема и чужда слову-Логосу. Представляется, что одной из главных причин и этого отрыва, и этой немоты являлись глубокая и, главное, холистическая религиозность русской культуры. С одной стороны, здесь налицо инстинктивное понимание того, что священная целостность плохо поддается слову произнесенному, дробится и искажается в нем; Логос в этом случае ощущается как грех разъятия и искажения святыни. С другой стороны, есть понимание того, что разъятая Логосом священная целостность неизбежно будет собрана в новые целостности - множественные и разные - от природы к этому склонной русской церковной и светской интеллигенцией. И выйдут - ереси, идейная драка, а за нею вослед - смута. И не случайно для придания импульса отечественному Логосу первый российский император вынужден был сделать крайний шаг: поставить на колени Церковь. Интеллигентность в народе в это время была «заморожена» массовой необразованностью и смысловой замкнутостью России. Начатая Петром модернизация навязала России новую действительность. Эту действительность нельзя было оседлать и осуществлять, не выразив в Логосе, не овладев культурой слова и мысли, соответствующих этой действительности... нельзя было и успешно ей сопротивляться и противостоять. Осваивать частичный, во многом чуждый, нецелостный язык этих реформ - субкультуру модернизаторов - фрагментами чужих смысловых полей. * Попытка модернизации приводит к становлению и росту интеллектуальной прослойки, которая исторически очень быстро создает инструмент думания и бормотания - обновленный и чрезвычайно мощный язык - и становится Интеллигенцией. Будучи в массе своей недостаточно интеллектуалами для выстраивания действительных холистических мировоззренческих систем (да и справедливо сомневаясь в возможности такого выстраивания только на основе рацио), они восполняют и недостаток мысли и образования, и ущербность рационализации собственного предмета - мифом. * Проблема смысловой устойчивости в фазе модернизационного перехода связанна с сущностным противоречием -- необходимость ослабления смыслоконтролирующей функции государства неизбежно порождает множественность холистического диссидентства, творящего хаос идей и программ и разъедающего цели, технологии и структуры модернизации -- и, как итог, крах намеченных реформ (в крайне вязкую среду проблем, ограничений и ресурсных дефицитов модернизационного процесса добавляется фактор  интеллигентского саботажа). * Этот запаздывающий процесс исторически мгновенной переплавки смыслов, идущих от чужого языка, не только вызывает массовый социо-психологический и социо-культурный стресс, но и неизбежно создает огромное количество смыслового «шлака и сора», а также специфическую социальную среду носителей этого шлака и сора. В России этот шлак и сор, как нигде, агрессивны, ибо претендуют на холизм, на имя и статус целостности, пытаются распространить собственное освоенное смысловое поле на все смысловое и ценностное пространство. Наиболее универсальный для России способ нейтрализации смысловых шлаков - накрыть множество мифологизированных, частичных интеллигентских «целостностей» общей смысловой целостностью, более крупной и продуманной, более духовно, интеллектуально и эмоционально привлекательной, - яркой глобальной государственной идеей и идеологией, делегирующей в себя главные императивы народных и интеллигентских чаяний, заставляющей социальное и интеллигентское большинство «забыть» или отвергнуть часть своих «целостностей», не вошедшую в генеральный государственный духовно-смысловой план. * Эта болезнь русской интеллигенции, которую можно определить как примитивизирующую схематизацию (эклектику малосвязанных смысловых фрагментов), есть особый тип мифологической рациональности, связанный с взысканием целостности в длительном историческом отрыве от возможности практической реализации своих концептуальных моделей. Таким образом развивался второй самоподдерживающийся процесс отчуждения и самоотчуждения большей части интеллигенции от власти: не имея отношения к деятельности по реализации своих представлений о целостности, интеллигенция снижала планку практических, жизненных требований к своим социальным моделям; не обнаруживая практического плана в интеллигентских утопиях, власть все более жестко отчуждалась от интеллигенции; ощущая отчуждающую или даже карающую десницу правящих элит, интеллигенция все решительнее самоотчуждалась от власти. В конце концов это взаимное отчуждение становилось стереотипом и в известной мере традицией интеллигентской оппозиционности власти. Вне эффективного смыслового патронажа государства российская интеллигентность - явление довольно страшное. В сущности, «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», начинается всегда со смысловой войны, с распада прежней целостности и предъявления соперничающих образов новых целостностей.)
45 (продолжение: До тех пор, пока глубинные холистические пласты русской культуры порождают массовую интеллигентность как мироощущение, Россия может быть только идеократией и ничем иным. * Смысловой распад дореволюционной России начался с распада государственной идеологии, идеальным стержнем которой являлось Православие. Уваровская триада «Православие, самодержавие, народность» как единство идеи, идеологии и харизматика все меньше ощущалась как праведная целостность и все больше походила на оторванный от жизни лозунг. Революционная элита совсем не случайно предъявляла красный проект по сути именно как религию. Большевики и только большевики смогли предъявить России и красный идеал чрезвычайно высокого, религиозного, эсхатологического и всемирного звучания, и основные контуры идеологии равенства и братства, согласованной с этим идеалом и социокультурными кодами большинства российских народов, и харизматическую личность Ленина. Кроме того, в отличие от традиционных конфессий, красная религия была религией деятельности, религией созидания, религией творчества масс и подкупала массы уже этим: возможностью совершать перемены своими руками. В значительной части народных масс было инстинктивное ощущение и своей вины за кровь гражданской войны, и гораздо более определенное ощущение вины интеллигенции за эту войну как следствие затеянной интеллигенцией смысловой смуты. И в момент, когда стало ясно, что эта новая церковь есть именно Церковь, и что она своим посылом всеобщего мирового преображения (пресуществления!) и спасения трудящихся реально, практически захватила массы, и что она невиданными темпами начинает воссоздавать под новым названием имперское государство, - широкие слои интеллигенции и в России, и на окраинах, ранее «пережидавшие смуту», стали все активнее присягать советской власти. Сталин использовал оружие, которым владел лучше всего - аппарат и организацию, применив стратегию обеспечения социальной устойчивости страны через тотальное востребование, через общую лихорадочную деятельность при массированной пропаганде, при красном обрядоверии. Хлынувшая на рабфаки преимущественно деревенская молодежь истово и холистически штурмовала необъятный массив впервые открывающихся смыслов городской и книжной, новой для себя, субкультуры, но в большинстве своем не могла освоить пониманием сколь-нибудь значительную часть представшего перед ней смыслового поля. Дополняя недостающее понимание наскоро придуманным или навязанным пропагандой объяснением, она в неутолимой жажде целостности все глубже погружалась в красный миф. В результате новая советская интеллигенция стремительно приобретала массу и консолидировалась на общем мифе, но теряла уровень и навык думания и бормотания. Одновременно и лояльная к власти старая, и новая интеллигенция и в России, и в национальных республиках буквально захлебнулись в пафосе востребованности, в возможности всеохватной созидающей активности во всех профессиональных сферах; они были в известной мере подкуплены этой востребованностью. Устойчивость социального и интеллигентского существования в целостности общего мифа заметно подорвало окончание войны. Во-первых, война открыла многим, и прежде всего солдатам, «прошагавшим пол-Европы», громадное поле новых смыслов, требовавшее инкорпорирования в целостность и плохо укладывавшееся в красный миф. Во-вторых, неизбежный дистресс после сверхаскетического военного стресса требовал перемен, право на которые подразумевалось бесспорным величием Победы и заставляло активно думать о новой грядущей целостности. Таким образом, война сильно ослабила тотальное «отлучение от думания и бормотания» и завершилась становлением поколения, вполне вернувшегося к дореволюционным интеллигентским традициям и начавшего творить новые и разные холистические мифы. Этап интеллигентского деятельного активизма и востребованности, связанный с послевоенным восстановительным периодом, несколько затормозил, но не снял этот протодиссидентский процесс. * Полная дискредитация красной идеи на XXII съезде КПСС провозглашением цели «коммунизма как удовлетворения всевозрастающих потребностей советского народа» окончательно подводит черту под эпохой «горячего», живого существования «красной церкви».  Отлученная от «высоких» смыслов идеала и идеологии, отлучаемая от «низких» смыслов интеллектуализма и профессионализма, интеллигенция сначала только на кухнях, а позже и на площадях все более открыто и массово самоотчуждается от власти, а затем и от государства, порождая феномен уже достаточно агрессивного и озлобленного диссидентства 60-х - 70-х. Интеллигентский комплекс холистической ответственности и жертвенной самоотдачи, не находя пищи в дозволенной смысловой реальности Отечества, все настойчивее обращался в поисках идеальной легитимации к религии, науке, мистике, «за бугор» и - внутрь себя.)
*
след. стр. содержания п.5.5.(2) dar-aya.livejournal.com/141758.html
оглавление журнала  dar-aya.livejournal.com/71582.html

человеческие качества, содержание оглавления, интеллигенция=созидатели Родины

Previous post Next post
Up