Один человек, одна камера - одна информационная война

Mar 13, 2014 14:21

Давным-давно, когда я была еще совсем маленькой и наивной Дапошкой (меньше и наивнее, чем сейчас), мне повезло пообщаться и даже немного поучиться у Петра Гудкова, журналиста и редактора (ну нагуглите, если захотите).
И рассказал он тогда мне и еще нескольким ребятам одну замечательную с точки зрения журналистики и пиара историю. Правда вот проверить ее подлинность мне не удалось. И не потому, что в интернете нет информации. В интернете информации слишком много - поди разбери, какая - нужная. Поэтому историю я вам перескажу просто со слов.

Имена действующих лиц я уже не помню, а на даты у меня память еще хуже, чем на имена, поэтому пересказываю только сюжет. В начале 90-х (или в середине) в Эстонии прошла какая-то антироссийская акция. Сейчас-то это не в новинку, всем известно, что русские оккупанты морили голодом, убивали, насиловали бедных прибалтов, и все такое. Ну, в общем, сейчас-то все уже свыклись, а в то время это вызвало просто бурю возмущений широкой общественности, журналистов в том числе.
На одном из центральных каналов тема подверглась обсуждению в прямом эфире и тогдашнему министру финансов задали вопрос: а может ли Россия официально применить какие-либо экономические санкции в отношении охамевшего соседа? На что министр финансов ответил, что нет, запретить предпринимателям покупать в Прибалтике товары мы не можем. И тогда журналист спросил: "А что, если граждане сами, по собственной инициативе начнут экономическую блокаду прибалтийских товаров?" "Этого мы запретить не в состоянии", - ответил министр финансов.

На следующий день съемочная группа этого телеканала вышла "в поля", проводить опрос. Поскольку журналисты - народ ленивый, далеко от телекомпании они уходить не стали. Прям там же, на соседней улице, обнаружилось штук 5 магазинов, а им больше и не нужно. Продавцам был задан вопрос, который среди журналистов называется подставным (он, вообще, по-разному называется, но суть в том, что ответ на такой вопрос заранее известен). Формулируется примерно так: "В Эстонии провели акцию против России, разбили памятник советскому солдату, буквально плюнули в лицо тем, кто защищал их во время Второй Мировой. Сейчас все граждане нашей страны объединились в решении отказаться от прибалтийских продуктов. Скажите, а в ВАШЕМ магазине продаются продукты из Прибалтики?"

Ну то есть нормальный человек "да" на такой вопрос не ответит, сами понимаете. Особенно перед телекамерой. Даже если магазин под завязку забит прибалтийскими шпротами и что там еще оттуда везли? По телевизору, конечно, целиком вопрос не показывают. Остается только: а в вашем магазине продаются продукты из Прибалтики? и дружное "нет" всех продавцов в ответ. После эфира в стране складывается впечатление, что все магазины от продуктов из Прибалтики уже отказались. В тему начинают втягиваться другие телеканалы. Они тоже проводят опрос. При этом им тоже лень далеко ходить, поэтому они идут в те же 5 магазинов и задают тот же вопрос. На третий день продавцам надоедают эти люди с микрофонами. Поэтому они вешают на дверях таблички "у нас не продаются продукты из Прибалтики". Журналисты это снимают и выдают в эфир.

Всё. Несколько съемочных групп, несколько дней работы и полное ощущение гражданской экономической блокады по всей стране. Прибалтика тогда очень сильно перепугалась. И потом еще несколько лет никаких антироссийских акций у них и в помине не было.

А к чему это я? А сами догадайтесь. Мне кажется, неплохая акция, и, главное, очень актуальная. Только уже не про Прибалтику речь.

публичное

Previous post Next post
Up