С вершины горы Масада открывается вид на немного марсианские пейзажи. Ирод Великий выбрал себе один из красивейших видов из окна, когда решил построить тут свою крепость. Этим стенам более 2 тысяч лет.
Сейчас, конечно, угадываются только общие очертания крепости. Мы ходим между обломками крепостных стен, гид рассказывает про сложную многоуровневую систему защиты, воздвигнутую великим параноиком и социофобом всех времен и народов. Когда-то дворец Ирода выглядел вот так (только без лица Кирилла на заднем плане).
Он был вырублен в неприступной скале, подняться на которую захватчикам можно было исключительно с одной стороны (отвесные скалы с трех сторон), пройти через казармы, через склады с маслами и винами (в случае опасности склады поджигались и перегораживали доступ к дворцу) и только после этого попасть на верхний уровень дворца (где гостей ждала личная охрана Ирода). Оттуда можно было попасть на уровень ниже. Что находилось в нем - доподлинно неизвестно. Основных версий две. Либо золотохранилище, либо - усыпальница Мириам. И лишь на третьем, самом нижнем и самом труднодоступном уровне, жил сам Ирод. К тому времени когда враги добрались бы до его усыпальницы - его бы там уже не было. По некоторым данным - из его спальни был прорыт тайный подземный ход, кончавшийся где-то у противоположного подножия горы. Ход был такой ширины, что по нему могла проехать колесница. К сожалению, археологам пока не удалось найти его останки.
Ирод правил народом Иудеи мудро и справедливо, хотя на время его правления выпало много бедствий. Например, в 31 году до н. э.Иерусалиме произошло крупное землетрясение, унесшее 30 тыс. жизней. Однако Ирод проявил себя как настоящий сильный лидер и с честью вышел из ситуации: он наладил контакт с новым римским цезарем Октавианом Августом, изгнал арабов и развернул масштабное строительство по всей стране. Это только укрепило народную любовь к нему. Он реконструировал Второй Храм и построил еще несколько значимых культурных сооружений.
Чуть позже, в 25 году до н. э. царство Ирода постиг неурожай и последовавший за ним голод. К тому же казна была истощена широкомасштабным строительством минувших лет. Но и тут Ирод нашел решение вопроса. Он собрал в своем дворце всё золото и обменял его в Египте на хлеб. Оперативная и эффективная борьба с голодом снискала Ироду народную любовь.
Но, увы, в памяти потомков он отпечатался вовсе не как великий и щедрый правитель. Первая ассоциация с его именем - это, конечно же, избиение младенцев. Деяние жестокое и неоправданное. Особенно, если учесть, что умер Ирод за три или четыре года до этого события (по данным того же Иосифа Флавия).
Этому узору на стенах две тысячи лет. Его не подкрашивали и не обновляли. Просто подклеили найденные куски штукатурки.
В Крепости было все необходимое, чтобы поддерживать ее автономное существование даже в случае осады. Существовала продуманная система канализации, был участок плодородной почвы для возделывания, водные резервуары, бассейны и бани.
Баня того времени - уникальное место. Несколько бассейнов для разных процедур и сама парилка. Благодаря сложной систем керамических труб, вмонтированной в стены - пар подавался по всему помещению, температура доходила до 90 градусов по Цельсию.
Через 75 лет после смерти Ирода во время восстания иудеев против рима крепость была завоевана. Римляне не искали быстрых путей и в течение года строили насыпь. Когда иудеям стало ясно, что поражение близко - не желая сдаться в плен - жители крепости подожгли все строения и решили расстаться с жизнью. Сначала были избраны 10 воинов, которые убили всех остальных, а после последний, выбранный жребием, убил оставшихся и покончил с собой. Историю резни в крепости поведала женщина, спрятавшаяся в водном резервуаре и потому уцелевшая. При раскопках в крепости были найдены каменные таблички с именами, использованные в качестве жребия десятью исполнителями последней воли.
С падением крепости Масада почти на 1900 лет прерывается история независимости государства Израиль.
Сейчас для комфортного подъема и спуска с горы оборудован фуникулер. Под ним вьется змеиная тропа. Названием она обязана опять таки Флавию, который описал чрезвычайно трудный и опасный подъем к крепости. Уже в 20м веке археологи и правда обнаружили подходящую под его описание тропинку, петляющую со стороны моря. Гид Влад с присущим ему чувством юмора посоветовал нам спуститься по этой тропе пешком. "Оттуда шикарный вид" - многозначительно сказал он.
Нет, вид, конечно, был прекрасный. Первые минут 15. Дорога вилась внизу живописной змейкой.
Представьте себе непрерывный спуск по ступенькам в течение 40 минут. И вы поймете, почему вся наша группа на следующий день почти не могла ходить. Болело все. Болели икры, болели плечи, болели ребра. В общем - такие физические нагрузки выдержат разве что тренированный спортсмены. Среди нас таковых не было. Поначалу-то мы ничего не почувствовали. Страшная правда открылась на следующее утро. Вставали со стонами. С кряхтением садились, а при предложении идти быстрее - брезгливо морщились.
Вид снизу: те маленькие черные точки рассыпанные по горе - туристы.
Почему тропа называется змеиной понятно с первого взгляда:
Зато внизу ждал оазис.
Мертвое море точь в точь такое как его описывают. Но все же ни одно описание не сравнится с теми ощущениями, которые испытываешь когда в него погружаешься.
Официально утаскивать отсюда куски соли на сувениры нельзя, но кто их будет считать? Да да, мы все попробовали лизнуть белые камушки. А что?) Вполне нормальное желание, мне кажется. На вкус соль мертвого моря немного горьковатая. А вот воду вообще лучше в рот не брать. Это как многократно концентрированный рассол, только еще хуже.
"А можно нырять?" - радостно спрашивали парни, когда мы подъезжали к голубой кромке воды.
"Конечно можно, - разрешал добрый Влад, - вы только перед этим попробуйте на язык воду и потом представьте, что будет если она попадет на слизистую глаза. Незабываемые ощущения гарантированы".
Смельчаков не нашлось. А еще нас заранее предупредили, что лучше не бриться перед морем. Желательно - дня два. Вода. конечно, целебная и все заживляет, но щипет так, что запомнится надолго. Мальчики послушались и отрастили щетину. А девочки же так не могут. Как это - на море и с небритыми ногами? Ой, что там творилось, когда в воду зашли...
На берегу есть душ чтобы обмыться. Ах да, температура воздуха в момент фотографии +23, температура воды +20. На дворе 29 декабря. Купаются только русские туристы, потому что для израильтян - это зима и холодно.
Бодрой пружинистой походкой мы возвращались в автобус. "А вы знаете, во время войны израильским солдатам, чтобы они думали о любви к родине, а не к чему попало - в еду добавляли бром" - внезапно сказал Влад. "А в мертвом море очень высокое содержание брома. Так что минуты через три вы уже будете спать". И оказался прав. А проснулись мы под Ofra Haza - Jerusalem of Gold, когда подъезжали к западной смотровой площадке Иерусалима на закате.
Предыдущие фотоотчеты из Израиля - смотреть по тэгу
Израиль.