Совсем короткая заметка. Можно ли познать явление, не познав его корней?
Рис.1
Каковы корни искусства соблазнения и понимания природы любви? Кроме нашей внутренней природной сущности, которая прокладывает понимание - лабиринтами нашего собственного опыта, проб и ошибок. Как это могло накапливаться и передаваться для следующих поколений?
С помощью искусства: живописи, слова, музыки и танца. Пока в это таинство не вмешался сухой, практичный и холодный язык науки, наши предки оставляли нам следы своих чувственных открытий - на языке поэзии. И, что удивительно, прямо сейчас вы можете, сами почувствовать - как передается этот чувственный опыт. Совершенно очевидно, как будто вы сами только что это испытали, наугад взятые стихи - дают подобный опыт души, если захотите:
Снова выплыли годы из мрака
И шумят, как ромашковый луг.
Мне припомнилась нынче собака,
Что была моей юности друг.
Нынче юность моя отшумела,
Как подгнивший под окнами клен,
Но припомнил я девушку в белом,
Для которой был пес почтальон.
Не у всякого есть свой близкий,
Но она мне как песня была,
Потому что мои записки
Из ошейника пса не брала.
Никогда она их не читала,
И мой почерк ей был незнаком,
Но о чем-то подолгу мечтала
У калины за желтым прудом.
Я страдал... Я хотел ответа...
Не дождался... уехал... И вот
Через годы... известным поэтом
Снова здесь, у родимых ворот.
Та собака давно околела,
Но в ту ж масть, что с отливом в синь,
С лаем ливисто ошалелым
Меня встрел молодой ее сын.
Мать честная! И как же схожи!
Снова выплыла боль души.
С этой болью я будто моложе,
И хоть снова записки пиши.
Рад послушать я песню былую,
Но не лай ты! Не лай! Не лай!
Хочешь, пес, я тебя поцелую
За пробуженный в сердце май?
Поцелую, прижмусь к тебе телом
И, как друга, введу тебя в дом...
Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.
Пока языком передачи чувственного опыта - служила поэзия, то о любви мы говорили на языке поэзии. Мы все учились излагать свои чувства этим языком, особенно когда хотели, чтобы нас кто-то понял, глубже, чем формально-бытовой разговор. Кто не писал в юности стихов? Или не посвящал их тем, в кого был влюблен? Думаете это случайность?
Следует ли, говоря о любви, переходить на научно-психологический язык? Душа не уместится на прокрустовом ложе - определений, понятий и формул. Только если мы отрежем часть души, которая не поместилась в удобную клетку из ясных и логичных терминов.
Перекладывая любовь на язык науки, мы также устраняем все расплывчатое, таинственно-неясное, чему сложно дать название. Но которое, загадочным образом, оказывает столь сильное влияние на наши чувства и душу, что веками у новых и новых поколений сохраняется трепет, при соприкосновении с этой загадкой, переложенной языком искусства.
Рис.2
Когда мы говорим о любви языком науки, мы используем язык манипуляций - расчетливый, точный и циничный. Сам язык программирует предмет. Без языка поэзии - язык науки мертв. Как мертв ум без души. Зато наука очень точными движениями скальпеля вскрывает механику отношений там, где поэзия уступает место расчету.
Каждый из нас, не однажды, пытался просчитать того, с кем связывали чувства. И там где идет игра, на расчет, там научный язык окажет неоценимую помощь.
И все таки...
Ни раз и не два, я буду обращаться к поэзии, произведениям искусства (и т.п.) чтобы воспользоваться чужим чувственным опытом понимания. Чтобы попытаться проникнуть в то, что нам хотели рассказать о себе и о своем понимании те, кто жили задолго до нас. И правдивых таких источников (что от души - то правда) - гораздо больше оставлено именно на языке поэзии. Это самые точные и правдивые свидетельства, которые стоит изучать и к которым стоило бы прислушаться.
_____________________________
Рис.1:
Кстати в первоначале - у библейских истоков - зарождение плотских чувств, обязано своему происхождению от двух сил: испытание и искушение. Во всяком случае - это то символическое послание, которое мы можем уловить из истории Создателя, Искусителя, Запретного плода, Евы и Адама.
Рис.2:
Разгадка этой улыбки - помогла бы управлять силой и магией неизгладимого впечатления, чтобы не возможно было не пройти мимо, ни забыть...