Мысли спровоцированные интервью М.Б., без скандала, но с пожеланиями

Nov 01, 2008 11:08


С интересом изучил (С.М.) интервью Михаила Абакумова, директора и главного редактора издательства «Вершина. К сожалению, очень редко встречаются высказывания профессиональных участников рынка, которые правдиво обозначают проблемные вопросы собственного бизнеса и делятся своими идеями по их решению. В данном же случае было хорошее исключение. Тем более полезное, т.к. подобная профессиональная откровенность часто инициирует идеи и мысли, действительно значимые для думающего читателя и книжного бизнеса. Итак…

«В действительности наша целевая аудитория - не люди, которые читают бизнес-книги, а пять человек закупщиков централизованных сетей. А я понимаю эту девушку-закупщицу, я ее лично знаю: ей 24 года, и у нее много проблем в жизни. Она не видит разницы между деловой и профессиональной литературой. Она, в общем, и не обязана разбираться.»

Вот это есть основная проблема издателей. Ориентация не на конечного покупателя/читателя, а на закупщиков/товароведов, которые, как и продавцы, в основной массе являются дилетантами, т.е. не знающими и не заинтересованными. Отчасти это организационная проблема, но в первую очередь, на мой взгляд, это не умение и не желание изменяться, ориентация не на развитие (качество и отношения), но рост (количество и связи). Альтернативой неквалифицированной работе с ассортиментом является создание информационного маркетингового центра, который будет аккумулировать информацию по аудитории, профессиональным участникам, теме и изданиям, продвижению и продажам, организовывать информационную логистику.

«Будущее - за литературой на стыке психологии и бизнеса. А книги, которые мы все пытаемся издавать сейчас, в основном американские и строго позитивистские: сделай так - получишь такой-то результат… Другим книгам не хватает мощных исследований».

Ни в коей мере не приуменьшаю значение психологии в бизнесе, и понимаю, что деловая американская литература базируется на позитивистских представлениях (психологии) и протестантской этике, она ограничена в своей вере в материализм и детерминанты. На мой взгляд, бизнес, который осуществляется в русле подобных идей, не может перспективно развиваться и нести качественное удовлетворение, сегодня цель подобной экономической деятельности весьма ограничена - деньги/власть/деньги.

Также, хорошо понимаю, что одной психологией бизнес не реализуется, т.к. в нем задействованы не только обособленные субъективные единицы, но системы организованных отношений (единиц), условия и события.
Современная психология пребывает в растущем заблуждении и всё меньше помогает человеку реализовать правильное дело. Поэтому, на мой взгляд, будущее не «за литературой на стыке психологии и бизнеса».

Одновременно согласен, что субъективный фактор (деятельность человеческой единицы, основанная на вере) играет немалую роль в реализации бизнеса, но вместе с тем преуменьшение объективного фактора, а именно организации и управления (единое сотрудничество единиц, основанное на знании и общности), приводит к снижению её эффективности, бесперспективности. Именно субъективный фактор довлеет сегодня в российском бизнесе и гос. управлении, а его пророкам и последователям враждебны объективные исследования, чёткие ориентиры, открытые коммуникации и системы.

В условиях экономической неопределённости, у издателя и читателя, есть соблазн уйти в психологию бизнеса, являть и примерять теории мотиваций, стимулов, реакций, но подобное чрезмерное (в ущерб пониманию/реализации объективных факторов) увлечение субъективностью, сегодня приводит к дезориентации и дезорганизации бизнеса.

«А с другой стороны, деловой литературе вообще не хватает все-таки духовности, эзотерики, мистического подхода, как бы это смешно ни звучало из уст финдиректора...»

В основе духовности лежит расширение и преодоление единицей иллюзорной бытийной ограниченности, реорганизация существа жизнедеятельности, реализация в сопричастности и взаимодействии. Эзотерическое знание отражает опыт подобных трансформаций, а мистическое делание позволяет проявить изначальные связи со всем сущим, творить синкретическое действо.  Таким образом, наша деятельность/дело, проявляет наши потенции, реализует религию (т.е. связь, общность с Духом), трансформирует дух и Творит. Согласен с Михаилом, что в «деловой литературе вообще не хватает все-таки духовности, эзотерики, мистического подхода», как и не хватает этого во всём. Дело - делайте.

Не буду озвучивать, почему современные книги по бизнесу (в том числе психологии бизнеса) зачастую бесполезны и нередко вредны, и тенденции таковы что всё меньше обращений к классической деловой литературе излагающей схемы и структуры деятельности в заданных условиях. На мой взгляд, сегодня необходим радикальный пересмотр целей и системы экономической деятельности. Издателям же идут ли они в кильватерной струе «Титаника», или публикуют носителей новых идей и практик, в любом случае, если хотят выжить, необходимо перспективно измениться, стать целостными системами/процессами, которые реализуют духовно-материальные продукты.

«Я пытаюсь найти путь, пытаюсь найти направление книгоиздания, а не тратиться на создание собственной розницы и расширение каналов сбыта. Хочется издавать книги, которые были бы реально востребованы, то есть хочется сказать что-то новое. Оставить что-то после себя, а не только заработать на жизнь. Но это трудно.»

Думаю, не стоит забывать, что издательство это производство, в котором являют действо не только авторы/редакторы (реализуют духовный бизнес), но и коммерсанты (реализуют материальный бизнес). Сегодня в большинстве издательств главный редактор одновременно и директор, подобное сочетание очень редко бывает перспективным для бизнеса, и «это трудно».

«Кризис - это новая тема для написания книг. Поэтому кризис - это хорошо».

Согласен, вместе с тем, и в несколько другом ракурсе. Кризис это возможность конкурентно измениться, в условия необходимости и всеобщей дезорганизации, самому издателю. Удачи, Михаил!

Сергей (daobao)

Previous post Next post
Up