Pierra Menta

Mar 11, 2022 15:19



Вечером хост приступил ко мне: "Такое предложение: завтра мы с приятелем едем в горы покататься на лыжах и поддержать одного знакомого, там будут проходить соревнования. Если хочешь, можешь присоединиться - дадим тебе снегоступы; мы сначала полезем в гору, это небыстро - а на спусках будем тебя ждать". Я подумала - и заставила себя согласиться. Больше часа на машине (куда-то за Альбервиль), конечно, испытание - но пропускать движуху и отвергать шаг навстречу негоже. Быстро напекла походного печенья и ржаных коврижек; хост и второй волонтер, израильтянин Итамар, бегали по этажам, собирая снарягу. Мне выдали всё: палки, снегоступы, ботинки, штаны, куртку, рюкзак и рукавицы, я взяла половину, хотя предчувствовала что от теплых штанов одного из мальчиков отказываюсь зря - но детская травма перекутанности так и не изжита. Легла спать, но едва задремала, разбудили извещением, что выезжаем на четверть часа раньше предусмотренного, заснула обратно с трудом, злая и недовольная: "На хрена это всё, во что я ввязываюсь?" Но оставаться дома смысла не было - ехали не все, отдохнуть в одиночестве не получится. Ладно, приключение.

Утром выдвинулись до рассвета, по дороге подобрали друга хоста. В их разговоре я услышала слова "Пьерра Мента" и "Килиан"; уточнила, не веря: серьезно? Мы туда едем? Там Килиан бежит? И мы его увидим? Подтвердили; и последние мучительные четверть часа на закладываемых виражах в гору держалась на зубах и благодаря этому имени. Что такое Пьерра Мента я, кстати, представляла примерно никак - ну, в связи с Килианом слышала, в списке его пальмарес, но думала что это где-то в Португалии, на скалах. Оказалось, это у нас - и на лыжах.

Приехали в городок Ареш на тыще метров; от разлапистых скворечников шале на вертикальных лесистых склонах вокруг, соединенных зигзагами серпантинов, мне было слегка не по себе: надо же додуматься забраться сюда, чтобы жить - а как, если вышел из дома и упал вниз? Оставили машину, взяли снаряжение и пересели на бесплатный автобус для лыжников. Незнакомая мне раса: другие цвета, другая амуниция, держатся не как наши родные бородачи-трейлеры... Я начинала мерзнуть и активировала обе химгрелки, рассовав куда придется. Автобус поднял нас на пару зигзагов и двести метров, дальше пошли пешком, пока в ботинках. Я думала, чтобы увидеть гонку нам придется весь день карабкатья на перевал, страдать, бояться не успеть - однако вышло, что мы почти сразу оказались в точке прохода пелотона вскоре после его старта. Через полоску асфальта серпантина был положен коврик и насыпан снег, волонтер его всё подгребал лопатой. И вот внизу показалась цепочка бегунов: они лезли вверх по снежной крутизне на лыжах, не быстрей пешехода - но вы бы видели эту крутизну. Я стояла у самой снежной полосы-перехода, они поднимались - и вокруг все кричали, приветствуя по именам, которых я не знала, первого, второго и... "Килиан, алле!" Каталонец шел третьим и прошел в полуметре от меня. *Совершенно такой*.

Я вам хуже скажу: следом закричали "Франсуа!" - и так же близко, в первой десятке, прошкандыбал наше 192-сантиметровое всё, с фирменной гагаринской улыбкой. Я сплю что ли - этот-то что здесь делает? Килиана и лыжи я еще как-то связывала, но д'Аен? Однако вечером проверила в списках - точно он. Во второй десятке по крикам определила и по лицу узнала Людовика Поммерэ. И еще вскоре так же - Эмели, а я думала, она завязала после детей. Больше никого знакомых среди участников не было, так что я увидела - всех. Страшно преставить, если бы не увидела или не узнала - пришлось бы наверное врать, что да.

Некоторые лыжники в пелотоне были связаны между собой веревочкой - лишь позже я догадаюсь, а вечером нагуглю, что это парная гонка, 200 биномов. А чувака, которого мы приехали, собственно, поддержать, так и не дождались или проглядели: нам выдали неверный номер доссара, а "уродливая синяя каска" как опознавательный знак не проканала - все они были на мой вкус не очень. Что ж, двинулись в путь: он лежал наверх, на перевал, где мы еще раз пересечемся с гонкой - только они шли длинным и трудным путем, а мы коротким и попроще.

Начался снег на дороге, "взрослые" надели лыжи, а нам сказали идти пока так, снегоступы здесь неэффективны. И правда: снег был плотно утрамбованный, подъем пологий, справа ущелье с речкой, потом плотина... Я уходила вперед и пела, потом ждала лыжников и тихохода. Из-за них мы пропустили лидеров гонки на втором пересечении, возле навесного моста - только Людо я снова узнала. Дальше наш путь несколько сотен метров совпадал с трассой гонки, лыжни было две, но они ехали и по той, и по той, приходилось временами спрыгивать в глубокий снег на обочине; противу моих убеждений, "Лыжню! " по-фр. будет не "piste" а "trace". Наконец дали отмашку надеть снегоступы; очень странная и неудобная штука! Без, конечно, хуже - но хуже лыж; и, главное, этими лопатьями мы с Итамаром портили лыжню, пусть и одну из - ворчаний от бегунов я огребла немеряно и очень дискомфортно себя чувствовала; и не будешь же объяснять каждому, что лыж не дали и против воли притащили. Был один момент: мостик через ручей - узкий, без перил, два снегоступа рядом никак, а один вперед другого ставить - размаха ног не хватает, и палки не обо что опереть... уж не помню как я через него перебралась, выбрав промежуток в пелотоне - а товарищ по несчастью попросил его снимать и немедленно отправил видео в свой Назарет. Зато в этом месте мы наконец увидали виновника торжества и покричали ему - неделю назад он сломал палец и еще что-то, ребро вроде, но поехал хоть тушкой, хоть чучелком; на наши приветствия не отозвался - и я прекрасно его понимаю, потому что сама там была.

Потом гонка снова уклонилась давать крюка, а мы лезли напрямик. Разделись, кто до майки, кто как; намазались от солнца. Я прославляла свое решение не надевать чужие теплые штаны. Подъем был крутой, останавливались часто, никто никого не торопил. Справа вздымалась снежная стена, по которой зигзагами вниз летели фигурки: так вот для чего все, они не только тупо лезут - но иногда и парят. На перевал с очередной точкой пересечения с гонкой мы поднялись за минуту до прохода нашего поддерживаемого: идеальный тайминг; и я начала понимать, каким образом на ультрах ты десятки раз видишь одних и тех же болельщиков.

Был полдень, повыше на перевале простые лыжники передыхали и закусывали. Я ушла на снегоступах вниз за снежный бугор и совершила самую величественную в своей жизни pause technique: со 180° панорамой цепи снежных вершин. 2100 м, так высоко я тоже еще не забиралась. Дальше был выбор: спускаться обратно как пришли - или подняться еще на 450 м до места, где нас ждали сын хоста с подружкой (Это я сейчас посмотрела 450, а сказали что 250) и потом там будет прямая и простая дорога до самого низа. Лыжники лезли вверх по белой отвесной стене зигзагообразными цепочками; полезли и мы. Я не знаю, как описать этот путь... может, темп 64.12 мин/км кому-то что-то скажет. Наши лыжники тропили зигзаг в стороне от гонки, я старалась ему следовать, но обрушивала снегоступами узкую ступеньку и съезжала на метр вниз по пояс в рыхлом снегу. Очень интересное ощущение: силы есть и дух есть - но задача какая-то невыполнимая, делать нечего... но я делаю. *Пересекая ад, не останавливайся*. С меня лило градом, очки запотели, но и без них я ничего не видела. Я прошла эти 2 км и 450 набора за полтора часа, и вот мне уже машут со скалы и зовут старые знакомые, заждались. Села рядом на камень в лишайниках; вроде и не устала: просто ад кончился.

Долго сидели там, перекусывали бородинским и печеньем; солнце грело - но я оделась, развернула пуховик и шапку. Здесь мы застали проход только самого хвоста гонки, ехавшие за последним биномом орги собирали из снега зеленые флажки. Высосала последние капли из камлебэка - но теперь только вниз; да и снег кругом - это же вода. Вниз вела гладкая лыжная трасса, сперва hors piste; я попыталась было пойти без опостылевших снегоступов - но запроваливалась, пришлось снова надеть. Некоторые уступы впечатляли, хоть и были несмертельны; виднелись в снегу следы падений. Спустились до официальной трассы с подъемником. Раньше лыжные трассы я видала только летом на трейлах - и мне они не нравились: широкие скучные просеки. И видала в глупых комедиях и одном фильме ужасов; короче, не мечтала я о них. А тут было прямо как-то здорово: бесконечная (9 км!) дорога с плавными поворотами и панорамами на них, с разнообразными уклонами, и по ней в тишине скользили с сухим шорохом лыжники и серферы.

Мы же топали по краю трассы, наконец-то никому не мешая, наконец-то сняв снегоступы. Наши лыжники спускались на пару поворотов и поджидали, болтая и любуясь. Итамар иногда садился на попу и ехал на ней. На особо крутом спуске я почувствовала под толстым слоем сухой пудры почти лед - и заскользила на подошвах, но выправилась, управление не потеряла, присела на корточки и съехала до пологости, как на роликах - внизу зааплодировали. Не, ну обидно, конечно, что все едут - а мы ползем; но теперь я поняла, почему мне выдали снегоступы, а не лыжи - в первый раз в жизни встав на горные, полтора км так запросто не сбросишь; топай и смиряйся. Последний участок донизу мы проехали на подъемнике, упросив кондуктора; кажется, в последний раз я каталась на фуникулере в Ялте, за год до съемок Ассы. И видела вот это всё.

18.14 km
1350 D+
6h11'44

благодарю за погоду, ума-то нет, trail

Previous post Next post
Up