Однажды Шри Япутра замедитировал так мощно, что решил осчастливить всё человечество, передав ему свою немеряную, накопленную с годами мудрость.
Оценив масштаб задачи, Шри Япутра заказал у знакомого торговца оптовый запас какао, поручил монастырь заботам старших учеников, и надолго заперся в своей келье.
Три года Шри Япутра работал, не покладая рук. Три года из его покоев доносился только треск лучины, звук подливаемого какао, и размеренный скрежет пера.
Наконец, через три долгих года - Учитель вновь появился на свет, сгибаясь под тяжестью трех толстенных томов.
Вся мудрость, человеческая и небесная, содержалась в этих томах.
Восемьдесят четыре тысячи омрачений - и подробные описания, как их преодолеть; тончайшие механизмы причин и следствий - и проверенные пути, чтобы освободиться от их оков; устройство человека, подобное Вселенной, - и сорок три лучших способа заваривания какао...
Всё на свете изложено было в этих книгах, в полном и абсолютном совершенстве - с одним только маленьким недостатком:
даже лучшие из учеников Шри Япутры не смогли осилить ни одну из этих книг даже на четверть (а что уж говорить об обычных, непросвещенных людях).
Самые старательные из читателей - десятками сходили с ума, пытаясь упихать всю эту мудрость в свой несовершенный мозг;
самые умные из них - лишь обрели ощущение глубокой своей неполноценности;
ну а те, что поглупее - с опаской называли труды Многоуважаемого "Три Кирпичаки", и при всём внешнем почтении - старались держаться от них подальше.
* * *
Осознав, в чем была ошибка, Шри Япутра нахмурил брови, заказал партию какао покрепче - и снова заперся в своей келье.
Через год Учитель появился на свет, сжимая средних размеров книгу, озаглавленную "Дар Мудрости, вложенный вам прямо в руки, тупицы, блин!"
Эта книга с невероятной простотой и доходчивостью излагала лишь самые важные сведения, необходимые для немедленного просветления - всего лишь на восьмистах страницах убористого шрифта.
Для самых непонятливых имелась даже приписка, рекомендовавшая в случае ограниченности ума - просто заучить этот несложный текст наизусть.
К сожалению, никто из учеников Шри Япутры не смог этого сделать.
* * *
Когда Учитель осознал, что опять совершил ошибку - он не расстроился, а только крякнул, и устало махнул рукой.
Призвав своего давнего друга, бродячего музыканта Пы Здына, а также еще десятка два певцов, танцоров и девиц из веселого квартала, Шри Япутра снова наведался к знакомому торговцу.
Нагруженная вином, закусками и музыкальными инструментами, вся делегация проследовала в личные покои Шри Япутры - где и провела пару недель, изо всех сил предаваясь посту и медитации.
Даже покидая впоследствии монастырь, вся эта братия продолжала распевать весёлые песни - местами, однако, исполненные необычайно глубокого смысла.
Песни эти неожиданно всем полюбились, пошли в народ - и как-то само собой получилось, что к исходу года их распевала не только вся страна, а ещё и соседи за горными перевалами...
За прошедшие столетия, конечно, многое изменилось. Сменились народы, перемешались языки, радикально отъехали нравы.
Многие из тех песен были утеряны, а других теперь не узнать.
Одна из них, впрочем, и сейчас знакома нам, в качестве частушки:
Платье новое купила
В синюю горошину
Отъ@бись, плохая жизнь,
При@бись хорошая!
Современному слушателю, конечно, трудно узнать в этом тексте размышления молодого монаха, впервые надевшего шафрановую робу, и посреди страданий Сансары - задумавшегося о преимуществах благородного Восьмеричного пути.
Однако, на то она и песня.