Дмитрий Савельев, директор Данилы Козловского: "... я попросил поскорее мне этот сценарий прислать (автор сценария обоих фильмов - Александр Шевцов. - The New Times). Получаю его, читаю и прихожу в ужас: безобразная и драматургически беспомощная смесь дешевой мексиканской мелодрамы, псевдопатриотической агитки и злой антиукраинской карикатуры. Знаю, что потом ассистентке влетело от продюсера Кукобы: зачем, мол, послала первый, еще сырой вариант? Недавно я посмотрел готовый фильм: явная дичь в нем действительно вычищена. Скажем, исчез эпизод, где Борман во время войны попадает в плен к украинцам-фашистам. Конвоир ведет его на допрос, подталкивая в спину дулом автомата, и по пути интересуется: «Ты коммунист?» - «Скорее, демократ, - отвечает ему Борман и после паузы добавляет: - В хорошем смысле этого слова». Спасибо, что не сказал «суверенный». Впрочем, даже после сценарной «чистки» украинские персонажи - отъевшийся студент-националист и сопливый мажор - в начале фильма предстают какими-то человеческими отбросами. К финалу они немного исправляются, но исключительно под благотворным воздействием безупречных российских парней с прочной идейной платформой. Я уж не говорю о том, что в фильме в качестве пропагандистского приема используются националисты из дивизии «Галичина», которые расстреливают мирных соотечественников, а в свободное время подкрепляют силы салом и горилкой. В общем, одолев сценарий, я переправил его Даниле, не скрыв от него брезгливых чувств. Он, прочитав его, сказал, что участвовать в этом категорически отказывается».
Козловский свой отказ прокомментировал The New Times так: «Когда мне прислали сценарий, я допускал возможность, что меня это увлечет, хотя изначально был против продолжения. Тем не менее всегда оставляешь себе шанс - а вдруг? Но здесь сразу стало ясно, что это не тот случай. Передо мной был пошлый, неталантливый текст с развивающимся против всякой логики сюжетом, к тому же приправленным ксенофобией. У меня не было ни малейшего сомнения в том, участвовать ли в этой «игре». К тому времени Козловский уже знал, что от проекта отказались исполнители главных ролей Дмитрий Волкострелов и Андрей Терентьев, Игорь Черневич, сыгравший в первом фильме роль особиста, и Даниил Страхов, исполнитель роли старшего лейтенанта Демина. Согласился только Владимир Яглыч.
Торговля убеждениями
В конце февраля прошлого года Савельеву (директору Данилы Козловского) позвонили от продюсеров и попросили о встрече.
«Я не очень понимал, зачем это нужно, но согласился, - рассказывает он. - Приехал на «Мосфильм», там сидели Кукоба и две ее помощницы. «Дмитрий, - начала Людмила Сергеевна, - мне сказали, что Данила отказывается работать на нашем проекте. Вам это известно?» - «Разумеется, - говорю, - я ведь его директор». - «Что вы по этому поводу думаете?» - «То же самое, что и он. Мы вместе принимали это решение». - «Ваши аргументы?» Я объяснил продюсеру, что Данила не успевает по срокам: Малый драматический театр, где он служит, как раз выпускал спектакль «Повелитель мух», и предполагавшиеся в мае съемки в Белоруссии приходились на время предпремьерных репетиций в Петербурге. «Если вас смущает театр, Швыдкой позвонит Додину (руководителю Малого драматического. - The New Times), и мы все уладим, - снова взяла слово Людмила Сергеевна. - Дмитрий, я позвала вас на серьезный разговор. Вы читали сценарий?» - «Само собой», - ответил я. «Вы понимаете, какие люди заказали нам фильм?» - «Имею некоторые предположения». - «Вам понятно, что этим людям не отказывают? Они этого не поймут. Эти люди не знают слова «сиквел» и не должны его знать. Они и кто такой Козловский не знают. Его фамилия стала им известна по одной-единственной причине: он снимался в первом фильме. Значит, должен сниматься и во втором». - «Кому должен, Людмила Сергеевна?» - «Должен, Дмитрий! Премьера назначена на осень (тогда были такие сроки), накануне выборов на Украине. Вы вообще понимаете, какие времена наступают?» - «Какие? Надеюсь, вы не имеете в виду тоталитарные». - «Именно они! - неожиданно ворвалась в разговор одна из помощниц Кукобы, до того напряженно молчавшая. - Как реакция на тот беспредел, который творился в стране в девяностые годы!» В этот момент в комнату вошел среднего роста мужчина в костюме. Сел в дальнем углу за стол и принялся сверлить меня глазами. «Это Дмитрий, директор Данилы Козловского, - пояснила, указывая на меня, Кукоба. Вошедший кивнул и тихо, как бы с ленцой, произнес: «Вы тут, конечно, можете обсуждать что хотите. Но кино должно быть сделано. И оно будет сделано». Встал и вышел из комнаты, не попрощавшись. «Кто этот господин?» - поинтересовался я. «Считайте, что представитель заказчика, - ответила Кукоба и продолжила. - Понимаете, Дмитрий, фильмов сейчас снимают мало, а будет еще меньше. И все будут такие, как наш. Так что отказываться - значит оставаться вообще без работы. Кроме того, Козловский может перечеркнуть свою карьеру. Если он сам этого не понимает, то вы понимать должны». - «Надеюсь, это не угроза?» - спросил я. «Нет. Дружеское предупреждение».
Конечно, все происходившее меня впечатлило. Я начал злиться. Скрывать причины нежелания иметь дело с проектом уже совсем не хотелось. «Людмила Сергеевна, неужели вы не понимаете, что актер просто не хочет сниматься в вашем фильме? И ничто не заставит его это сделать». - «Зачем заставлять? - удивилась Кукоба. - Данила должен искренне захотеть. И ваша задача как директора ему в этом помочь». - «Кстати, он член «Единой России»? - поинтересовалась вдруг другая помощница. «Нет», - ответил я. «Значит, вступит. Я бы попросила вас не спешить с ответом и еще раз подумать». Я сказал, что решение окончательное. На этом мы попрощались».
Данилу Козловского эта история даже не удивила. «Думаю, ряды партийных актеров сейчас будут шириться, - сказал он The New Times. - Это шанс приблизиться к власти и получить от нее дивиденды, в том числе в профессии. Но мне такая торговля убеждениями отвратительна». Полностью
здесь на фото: 1. Актер Данила Козловский 2. Генеральный директор компании A-1 Kino Video Людмила Кукоба
via
rubir_ru