Сунг Сан вместе с Ошо ставят интересный вопрос, что лучше, быть нормальным человеком или быть абсолютно сумасшедшим? Замечу только, что сумасшедшие бывают сильно разные: с сильными привязанностями и зацикленностями на чём-то, так и без них. Думаю, мастера ведут тут речь именно про тех редких сумасшедших, кто живёт без привязанностей, а не про тех, кто привязан к травмирующему опыту, к какой-то внутренней личности или ещё к чему.
Однажды в Провиденс Дзен Центр пришёл посетитель и спросил у Сунг Сан Соен-са: «Если я изучаю Дзен, достигну ли я просветления?»
Соен-са ответил: «Почему вы хотите достичь просветления?»
Посетитель пояснил: «Меня тревожат разные вещи. Я не чувствую себя свободным».
Соен-са спросил: «Почему вы не чувствуете себя свободным?»
«Наверное, у меня слишком много привязанностей».
«Где они находятся?»
«Все они для меня очень реальны».
Соен-са сказал: «Никто не знает, когда он умрёт. В следующем году, на следующей неделе или через 5 минут. Поэтому бросьте все ваши привязанности сейчас, в этот самый момент. Удерживайте свой ум таким, как будто вы уже умерли. Тогда все ваши привязанности исчезнут и совершенно не важно, изучаете вы Дзен или нет. Прямо сейчас вы считаете: „Я живой, я сильный“. Поэтому у вас много желаний, много привязанностей. Думайте: „Я мертв“. У мертвого нет желаний».
Посетитель спросил: «Как я могу быть живым и мёртвым одновременно?»
Соен-са ответил: «Мертвый - не-мертвый. У нас есть глаза, уши, нос, язык, тело и ум. Но в Сутре Сердца сказано, что в пустоте нет ни глаз, ни ушей, ни носа, ни языка, ни тела, ни ума. Без своих шести органов чувств я не имею ограничений. Это очень просто. Если я уже мёртв, то смотрение - это не-смотрение, слушание - это не-слушание. Как будто вы проходите мимо ресторана, ощущаете вкусные запахи и идете дальше. Здесь не ваш дом, поэтому это не задевает».
Посетитель спросил: «Как мне практиковать Дзен, будучи мёртвым?»
Соен-са: «Лишь удерживайте великий вопрос „Что есть я?“ Теперь позвольте мне спросить вас, что есть вы?»
«Я един».
«Откуда этот единый пришёл?»
«От Бога. Бог един».
«Бог? Вы понимаете Бога?»
«Нет».
«Вы говорите „един“, вы говорите „Бог“. Это неверно. Если вы создаёте единое, то оно едино. Если вы создаёте Бога, то есть Бог. Всё это - мышление. Без мышления кто есть вы?»
«Ничто».
«Ничто?» Соен-са ударил его и сказал: «Это боль. Может ли ничто чувствовать боль?»
Посетитель улыбнулся.
Соен-са пояснил: «До мышления ваш ум был как белая бумага. Затем вы написали на ней „един“, „Бог“, „ничто“ и т. д. и т. п. Когда вы отторгаете мышление, вы стираете все эти имена и возвращаетесь к своей первичной пустоте. Что есть я? Я не знаю. Когда вы удерживаете великий вопрос, вы удерживаете ум, который не знает. Незнающий ум - это пустой ум. Там нет ни слов, ни речи. Там нет единого, нет Бога, нет ничего, нет ума, нет пустоты. Этот незнающий ум очень важен. Я - это не знаю. Не знаю - это я. Только так. Вот ваше истинное я. Поэтому всегда оставайтесь с незнающим умом».
Посетитель сказал: «Мой друг считает что я сошёл с ума, потому что интересуюсь Дзен».
Соен-са заключил: «Сумасшествие - это хорошо. Сумасшедшие люди счастливы, свободны от всех ограничений. Но вы - ведь у вас много привязанностей - лишь слегка сумасшедший. Этого недостаточно. Вы должны стать полностью сумасшедшим. Тогда поймёте».
Посетитель поклонился. Кто-то вошёл и налил две чашки чая.
- Бхагван, если я когда-то стану просветлённым, я буду таким же сумасшедшим, как вы?
- Говинд, сумасшедшим вы будете, но своим собственным образом. Вы не можете быть таким же безумным, как я. Ваше безумство будет иметь свою собственную индивидуальность.
Кришна безумен своим собственным образом, но это случилось только однажды; это никогда не повторялось. Только подумайте о Кришне, играющем на его флейте: вы не сможете представить себе Христа, играющего на флейте. Он сумасшедший своим собственным образом: он несёт свой крест. Какая связь может быть между флейтой и крестом? Просто положите флейту рядом с крестом, это будет выглядеть очень абсурдным расположением, сюрреалистическим расположением. Абсурдным, крайне абсурдным.
Мира, став просветлённой, танцевала и танцевала. Всю её жизнь она танцевала из одной деревни в другую, распевая песни о Боге, о любви. А Будда, став просветлённым, стал чрезвычайно безмолвным, тихим, неподвижным. Не случайно, что первые мраморные статуи были изготовлены с Будды, изображали Будду: он сидел, как мраморная статуя. Но вы не можете сделать мраморную статую Миры - это невозможно. Она столь неуловимая, летучая. Она больше похожа на реку, чем на камень мрамора. Вы не можете сделать статую Миры: это будет подделкой, потому что статуя не может танцевать. А без танца нет Миры. Статуя Миры может быть только фонтаном, но не камнем мрамора. Да, из фонтана можно было бы сделать статую Миры, но она должна быть динамичной, она должна танцевать.
Мира - сумасшедшая её собственным образом. И такие люди никогда не повторяются. Все просветлённые люди просто уникальны. Только на днях я рассказывая о смеющемся Будде из Японии: он смеялся всю свою жизнь. Смех стал его посланием.
Говинд, Бог никогда не повторяется. Он приходит в новых формах, в новом выражении, в новом откровении. И никогда не используйте слово «если»: вы собираетесь стать просветлённым! Не будьте так испуганы. Почему «если»? Это не вопрос «если» и «но»: вы станете просветлённым, поскольку просветление - это не что-то, подобное достижению, оно сама ваша природа. В какой-нибудь день, поворот во внутрь, и вы просветлённый: в любой день. Может, в понедельник, может, во вторник, в любой день! И есть только семь дней...
Каждый момент вы поворачиваетесь вовнутрь!
Просветление - не что-то, подобное отдалённой цели; оно самое близкое, наиближайщее. Даже сказать, что оно близко, неправильно: оно есть вы! Нет различия, нет дистанции между вами и просветлением. Узнайте себя и вы просветлённый - и вы уже там! Ничего не нужно добавлять к вашему существу. Всё, что необходимо, - это поворот на сто восемьдесят градусов - и вы сумасшедший.
Да, лучше называть просветлённых людей сумасшедшими, поскольку так называемые нормальные, здравомыслящие люди явно не в своём уме. Если так называемые здравомыслящие - здравомыслящие, тогда Будда сумасшедший, Христос сумасшедший, я сумасшедший, и раньше или позже, Говинд, и вы станете сумасшедшим. И я надеюсь, что это будет раньше.
Но одно определённо: вы не будете, как я, и вам не нужно. И хорошо, что вы не можете быть похожими на меня, иначе это будет имитацией, иначе это будет театральной ролью, иначе это был бы псевдочеловек. Многие пытались. Это то, как возникли религии. Миллионы старались быть, как Христос; ни один не стал Христом. Миллионы старались, и взамен того, чтобы стать Христом, они стали христианами, а быть христианами уродливо, глупо, невежественно.
Быть Христом действительно нечто, но когда вы хотите быть Христом, вы не можете имитировать Христа. Учитесь от него, впитывайте его сущность, но помните: Бог проявится в вас совершенно другим образом. И это непредсказуемо, никаких предсказаний не может быть сделано. Я не могу сказать, как он проявится в вас, потому что бог наисумасшедший субъект в мире: непредсказуемый, абсолютно непредсказуемый. Он найдёт путь, он найдёт нечто новое. И хорошо, что он всегда находит нечто новое, так как через это новое мир становится более и более богаче.
Просто представьте: Будда подобен Христу; Кришна тоже подобен Христу; Махавира, Заратустра, Лао-Цзы, Чжуан Цзы, все подобны Христу... мир будет казаться очень изустным, скучным. Куда бы вы ни пошли, вы встречаете Христа. Вам надоест. И хорошо, что время от времени, крест исчезает и появляется флейта, хорошо, что в одно время Бог приходит танцуя, в другое время он безмолвен, и также хорошо, что иногда он приходит с крестом. Все оттенки, все нюансы, все измерения...
Говинд, вы, как всякий другой, уникальный человек. Нет двух одинаковых людей. Как могут быть похожими два Будды? Нет даже двух похожих человек, нет даже двух одинаковых камушков на морском берегу. Ваши отпечатки пальцев - это ваши отпечатки пальцев, что говорить об отпечатках пальцев вашего внутреннего существа? Они должны быть индивидуальными, уникальными, несравнимыми.