Ошо. Вся история - вздор, она абсолютно бесполезна

Feb 09, 2024 14:45

Вам не позволяют переживать прекрасное. Ваш ум искажают с самого начала, его направляют к утилитарному началу. Вас учат математике, вас учат географии, истории. Вся история - вздор, она абсолютно бесполезна. Зачем читать обо всех этих древних идиотах? С какой целью? Не лучше ли о них забыть? Зачем думать о Чингисхане, Тамерлане, Надире Шахе, Александре, Наполеоне? Зачем? Что они дали человеческому сознанию? Они как яд, они всеми возможными способами тормозили прогресс человечества, его эволюцию.

В учебниках истории вы ничего не найдете о Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ко Суане, даже в примечаниях. А это люди, которые стоят у истоков человеческого сознания, эти люди являются настоящей надеждой человечества. Но их имена не упоминаются даже вскользь, наоборот, историки постоянно сеют сомнения в существовании Христа; сомневаются, был Кришна исторической фигурой или это просто миф; жил Махавира на самом деле, или люди все выдумали; ходил ли Будда по земле, или он был лишь проекцией наших мечтаний, наших желаний?

Зигмунд Фрейд называет таких людей воплощением наших желаний. Мы бы хотели, чтобы были такие люди, но на самом деле их не было, а если они и существовали, то совсем не так, как мы их изображаем. Эта теория стала камнем преткновения между Фрейдом и его учеником, Карлом Густавом Юнгом, и этот камень преткновения имел очень большое значение. Фрейд был прагматиком, Юнг был больше поэтом. Юнг бесконечно верил в мифологию и не доверял истории. И я абсолютно с ним согласен.

Все мифологии мира ближе к истине, чем ваши так называемые истории. Но мы учим детей истории, а не мифологии. Мы учим их арифметике, а не поэзии. А то, как мы учим детей поэзии... мы учим их так, что они чувствуют себя пресытившимися, что им становится скучно, и, выйдя из стен университета, они никогда не перечитывают Шекспира, никогда не берут в руки Милтона. При одном упоминании имен Шекспира, Милтона, Калидаса, Бхавбхути молодых людей начинает тошнить. Учителя терзают их этими именами так сильно, что им хватает этого на всю жизнь.

Кризис не прекращается ни на одно мгновение: один кризис за другим. А бедным детям приходится изучать историю. Когда я учился в школе, у моих учителей была постоянная проблема, потому что я настаивал: «Зачем? Почему я должен знать об этом человеке? Он знал что-нибудь обо мне? Тогда почему меня это должно волновать?» Мой учитель истории просто закрывал глаза и молчал - что делать? Много раз он отправлял меня к директору и говорил: «Пожалуйста, объясните этому мальчику. Он задает вопросы, на которые невозможно ответить. И в каком-то смысле он прав...» Действительно, что у меня общего с каким-то Генрихом или Эдуардом? Причем тут я? Я до сих пор этого не понимаю, потому что никогда еще я не оказывался в ситуации, в которой они бы мне понадобились. И я не думаю, что они когда-нибудь понадобятся. И все виды географии... Не теряйте свое время на информацию. Все университеты - это пустая трата человеческой жизни. Почти девяносто девять процентов того, чему они учат, - просто хлам. Один процент, похоже, проникает в этот хлам по какому-то недосмотру, иначе и его бы не допустили. Какимто образом этому проценту удается протиснуться в груды хлама и войти в программу и учебники; в остальном же это полный абсурд...

Короли пришли к власти благодаря своей жестокой насильственности: убивая, сжигая людей заживо, присваивая территории, не принадлежащие им. Они творят историю. Наша история - не что иное, как история убийц. Но стоит вам назвать их великими императорами - Александра Великого, Чингисхана, Тамерлана, Надир-шаха, Ивана Грозного, Наполеона Бонапарта. Вы полностью забываете, что это величайшие в мире преступники, и вы учите своих детей на примерах этих преступников. Вся ваша история - сплошная ахинея.

Учитель истории рассказывал о самых ужасных людях, которые только жили на Земле. Я ничего не узнал от него о таких личностях, как Бодхидхарма, Заратустра, Бааль Шем Тов, Линьцзи Исюань, Чжуан-цзы. Я ничего о них не услышал, а ведь именно они развивали человечество.

Но зато я услышал о Тамерлане. Вы знаете, откуда взялось это «-лан»? Он был одноногим, вот почему «Тамер-лан». Конечно, из уважения к нему его никто не называл «одноногий Тамер». Но он натворил столько бед - мало кто может с ним в этом сравниться. И почти три поколения… Его сын был еще хуже его, а его внук превзошел и того, и другого.

Вся история полна рассказов о таких людях: о тех, кто были просто-напросто убийцами и преступниками. А их называли «император», «завоеватель», «Александр Великий». Даже если они были злодеями, история все равно повторяет их имена, их великие деяния - например, «Иван Грозный»!

С такой историей в мире непременно будут появляться неправильные люди. Нужно взять все эти истории и сжечь одним махом во всем мире, чтобы эти имена полностью исчезли. Их следует заменить именами прекрасных людей, которые верили в человека. Эти люди сделали человечество достойным уважения, дали ему честь и гордость, открыли двери к тайнам, к потустороннему.

Вы удивитесь тому, что на Востоке никогда не интересовались историей императоров, премьер-министров и прочих невротиков. На Востоке интересуются Буддами, Рамами, Кришнами.

На Западе люди очень озадачены, почему мы не интересовались историей. Мы писали настоящую историю, которая состоит из эволюции человеческого сознания. Настоящая история не имеет ничего общего с деньгами, политикой силы. Настоящая история интересуется лишь теми, кто приходит в мир со светом, религиозным светом, блаженством, осознанностью, кто поднимает человечество немного выше.

Мы думаем, что в жизни больше ничего не бывает - страдание, долгое, долгое, бесконечное страдание; болезненное, подобное агонии существование; автобиография, полная большого шума из ничего.

И если мы посмотрим на нашу так называемую жизнь, кажется, всё так и есть, потому что в ней никогда не расцветает ни одного цветка, в сердце никогда не возникает ни одной песни, ни одного луча божественной радости.

Неудивительно, что разумные люди во всём мире задаются вопросом, в чём смысл жизни. «Почему мы должны продолжать жить? ...»

Никогда раньше в мире столько людей не думало о том, что жизнь так абсолютно бессмысленна. Почему это случилось в эту эпоху? Это не имеет ничего общего с эпохой. Много веков, по крайней мере пять тысяч лет, священники продолжали причинять свой вред. Теперь эта деятельность достигла кульминационной точки.

Это не наша работа; мы - её жертвы. Мы - жертвы истории. Если человек становится немного более сознательным, первое, что ему нужно сделать, - это сжечь все книги по истории... Забыть прошлое; оно было кошмарным. Начать заново, с самых азов, словно Адам только что родился. Начать так, словно мы снова в Эдемском саду, невинные, незагрязненные...

Ошо

Previous post Next post
Up