Честь как вершина человеческой глупости

Oct 27, 2023 19:11


Когда кто-то говорит про честь, я в первую очередь вспоминаю регулярные убийства чести, как в южных регионах России, так и в некоторых первобытно-варварских исламских странах. В последних злобные варвары забивают камнями женщин до смерти за такой "величайших грех", как непокрытая голова, тем самым отстаивая свою честь или честь этой женщины. В России тоже таких злобных борцов за честь хватает, просто делают они свои злобные делишки более тихо. Можно почитать, например, такое интервью с одним экспертом про это: «Увидел, что племянница курит, и убил» Насилие, принуждение к абортам и убийства чести: как Кавказ стал одним из опаснейших мест для женщин. Есть что-то в этой чести эгоистическое, глупое, а иногда и очень злобное, раз такие вещи происходят.

Сунг Сан писал:

Когда Дао потеряно, приходит доброта.
Когда доброта потеряна, приходит нравственность.
Когда нравственность потеряна, приходит ритуал.
Ритуал это шелуха истинной веры, начало хаоса.

Честь для меня - это как раз тот ритуал, который в одних случаях может быть пусть поверхностным, иногда глупым, но мирным, а в другом случае иногда может начинать реальные убийства. Например, ритуал воинского приветствия в виде отдачи чести тут тоже можно вспомнить, который во многих странах существует. Поэтому мне стало интересно, что думали про честь разные духовные учителя. И вот как всегда глубокое мнение Ошо, он всегда хорошо подмечает те моменты эгоистичности, которые обычные люди не замечают:


Однажды в деревне Насреддину поручили читать речь. Там проводился праздник, и им нужен был кто то, кто мог бы прочитать религиозную проповедь. И Насреддин сказал: «Хорошо, я приду читать проповедь!» И они пришли встречать его. Он вышел из дома и сел на осла задом наперед. Он сидел лицом к ослиному хвосту, и спиной к его морде.

Вся группа собравшихся, все те, кто пришел встретить его, последовали за ним, но им стало нелегко, потому что на них ставились все деревенские жители. Они подумали: «Этот мулла глупец, и те, кто следуют за ним, кто собирается слушать его проповедь, также глупы. Разве это слыхано, чтобы человек сидел на осле задом наперед!» Но последователи Муллы сопротивлялись искушению спросить у него, почему он так сел, они контролировали себя, но это было невозможно. И когда они проходили рынок, они больше не могли сдержаться, над ними все смеялись, и поэтому они спросили у Муллы: «Не было бы лучше, если бы вы перевернулись на осле?» Вся деревня смеялась над ними.

Мулла Насреддин ответил серьезно: «Если вы хотите слушать меня, если вы вообще хотите понять меня, помните первый принцип. Вы обращаете больше внимания на то, что говорят другие, и что они делают. Но вы должны обращать больше внимания на то, что вы делаете сами. И я вам объясню это!»

Мулла Насреддин продолжал: «Теперь я вам объясню! Если я буду сидеть обычным образом, как все, я буду сидеть спиной к вам, и это будет проявлением неуважения. А если вы будете идти спереди меня, вы будете относиться ко мне с неуважением. И это единственный способ, чтобы выразить почтение ко всем, и ни к кому не относится без должного уважения!»

Он выглядел таким глупым, но он был мудрецом. Но трудно сразу рассмотреть его мудрость, потому что она сопряжена с глупыми действиями. Только мудрец может проникнуть глубоко в нее. Когда вы выражаете почтение к кому то, что вы делаете? Когда вы ожидаете уважение к себе из за возраста, что вы делаете тем самым? Если вы выражаете к кому то почтение, вы не хотите сидеть спиной к тому человеку, к которому вы выражаете почтение, так почему же смеяться над Муллой Насреддином? Он просто ведет себя так, как ведут себя все. Он просто доходит до логического завершения и говорит: «Это единственно возможный способ выразить почтение ко всем!»

На самом деле, он смеется над вашим так называемым уважением, честью и всем подобным. Если вы можете посмеяться над ним, смейтесь над всей системой человеческой глупости. Если вы сидите в кресле, и ваш отец заходит в комнату, что он будет делать? Если вы не встанете с кресла, ему покажется, что вы относитесь к нему с неуважением. Но какая это чепуха! Стоите вы или сидите, какая разница? И поэтому самое главное не то, сидите вы или стоите. Самое главное в том, что все эгоистичны, и все ждут какого то жеста, чтобы удовлетворить эго.

Был один великий учитель, Нейл. Однажды он давал урок, а его ученики сидели так, как им нравилось. Один индийский учитель в этот день пришел в к нему в гости, и он пришел в ужас. Он не мог понять, куда он попал. Один ученик курил сигарету, другой лежал на полу с закрытыми глазами, а урок шел и Нейл давал урок. Индийский учитель сказал: «Но это же полное отсутствие дисциплины. Что же вы делаете? Остановитесь, и пусть они сначала сядут правильно, и относятся с уважением к учителю».

Говорят, что Нейл сказал: «Вы просто не понимаете того, что тут происходит. Они любят меня настолько, что могут быть расслабленными со мной. Если же уважение вмешается и выступит против любви, если выбирать среди них, я предпочту любовь. Разве могут они с большим уважением отнестись ко мне, как, не выразив свою любовь? Они чувствуют, что они дома, и я здесь нахожусь для того, чтобы учить их определенным вещам, и поэтому все в порядке. Если я насильно усажу их, и если они не смогут учиться лишь из за этого, я не буду выполнять если они не смогут учиться лишь из за этого, я не буду выполнять долго учителя».

Нейл прекрасно понимает смысл этой истории про Муллу Насреддина. Жизнь многообразна, и парадоксальна. Вы должны быть в состоянии перемещаться в обе противоположности, и вместе с тем оставаться выше этого. И только если вы будете выше этого, вы сможете двигаться.

Говорят, что Гурджиев, так говорят многие его ученики, мог внезапно начать вести себя совершенно глупо. Он создавал такие ситуации, что его ученики чувствовали себя очень дискомфортно. Почему? Он был одним из самых мудрых людей, какие только могут быть. Почему? Потому что настаивать на том, чтобы быть всегда мудрым, это часть эго, а он не был таким.

Однажды к нему пришел один репортер, чтобы взять у него интервью. Он сидел, окруженный несколькими учениками, и он отвечал на их вопросы. Репортер приблизился к нему. Он был репортером большой ежедневной газеты, и у него было очень большое эго, он чувствовал себя очень важным. Гурджиев сказал ему, чтобы он сел рядом с ним, и потом он внезапно спросил одну женщину, которая тоже сидела рядом: «Послушайте, а какой сегодня день недели?» Она ответила: «Суббота». Гурджиев сказал: «Но как такое может быть? Вчера только была Пятница? Как же сегодня может быть Суббота? А вчера вы сказали мне, что была Пятница?»

Репортер встал и сказал: «Прекрасно, я ухожу!»

Когда репортер ушел, Гурджиев начал смеяться, но все ученики чувствовали себя нелепо, потому что они организовали это интервью, и теперь репортер напишет в газете, что они последователи глупого, недоразвитого человека.

Но так мог себя вести только Гурджиев. И чего он этим добивался? Он показывал своим ученикам: «Вы пытаетесь через Гурджиева усилить свое эго, хотя можете даже не понимать этого». Но ученики настаивали: «Он будет думать, что ты глуп!» Гурджиев сказал: «Пусть думает, какая разница? Неважно, что думают другие!»

Он был действительно смиренным человеком, потому что если вы будете постоянно думать о том, какого о вас мнения другие люди, вы будете постоянно использовать маски, лживые лица. Вы будете пытаться казаться красивыми, мудрыми потому что вас не волнует, какие вы есть. Вас больше волнует то, о чем они думают, и в этом заключается глупость эго.

Кодо Саваки роси как всегда прост и мудр. Представь, что ты стал наивысшим духовным лицом своей школы, ну и что? - спрашивает Саваки:

Я не думаю, что это особая честь, быть назначенным кантё (высшая должность школы Сото). Все потомки Будд вымаливали себе еду. Какое значение могли бы иметь имя и положение для того, кто покинул свой дом?

"Я ученик мастера Х!".

Для таких людей важно только имя их мастера. Обёртка для них важнее собственного содержимого.

Люди пытаются даже в дзадзэн достичь чего-нибудь. Даже на пути Будды они ещё давят на самих себя.

Людей интересует только роскошь и великолепие. Если тобой за это восхищаются, то в этом действительно нет ничего особенного - потому что те, кто тобой восхищаются, ничего не понимают в учении Будды. Они восхищаются разве что твоим умением жить.

Практика учения Будды должна быть скромной и не бросаться в глаза. Там не должно быть ничего, чем можно было бы восхищаться.

Или представь, что ты обрёл сатори - это самая-самая величайшая честь для многих, ну и что? Ты всё равно чёрт, если этим сатори красуешься, если считаешь себя кем-то особенным, вот что, говорит Кодо:

Почему бы тебе ни сделать на всё тело татуировку: «У меня есть сатори!»?

Если ты не думаешь о своём желудке, то это говорит о том, что он у тебя здоров. Если ты не можешь забыть своё «сатори», то это доказывает, что у тебя его нет.

Если ты думаешь, что теперь что-то особенное, потому что у тебя есть «сатори», то ты просто красуешься своим мешком мяса.

Когда у заурядного человека есть «сатори», то его называют «Дзэн-чёрт». Это потому что он считает себя чем-то особенным.

Когда говорят о «сатори», то часто это просто означает, что чёрт получил магические силы.

Если ты знаешь, что делаешь плохо, то это не так плохо. Но те, кто болтают о своём «сатори», даже не считают это чем-то плохим. Поэтому им уже ничем нельзя помочь.

Есть люди, которых не любит вся их семья, но они всё равно считают, что правы. Если ты думаешь, что прав только ты один, то ошибаешься. А уж насколько ошибаются те Дзэн-простофили, которые ходят, надувшись своим «сатори», в то время как их ненавидят дома.

Мы не должны вешать свою практику себе на грудь. Разве не ясно, что «сатори», которое можно повесить себе на грудь, пустое враньё.

Поверхностные люди не замечают, что они делают что-то плохое, пока их не схватит полиция. Заурядные люди даже не замечают, что живут в иллюзии.

Ты должен всё видеть ясно. Истинное сатори означает показать своё неприкрашенное лицо. Это означает прийти в себя. Чем больше ты приходишь в себя, тем яснее видишь свои ошибки.

И последним учителем на сегодня будет Тит Нат Хан, рассказывающий, как относился к чести Будда. Считал ли он честь чем-то важным и полезным или же совсем не считал:

Сердце дзен: На смертном одре исторический Будда запретил и воз­ведение статуй в его честь, и совершение ритуалов в прославление его имени. Он подчеркивал необходимость прямой передачи людям Дхар­мы и не признавал никакие письменные тексты. Его пожелания уважа­ли почти пятьсот лет. Затем начали появляться статуи и другие изобра­жения Будды. Буддийский канон становился все более обширным и сложным, поэтому верующие буддисты стали тратить больше времени на переписывание посланий, нежели на медитацию или запоминание нескольких глубоких и ясных слов, произнесенных Буддой. Дзен под­черкивает важность преданности изначальному посланию Будды, и он не считает необходимым изучение письменных текстов и взывание к Будде.

Ошо, Кодо Саваки, Тит Нат Хан, Сунг Сан

Previous post Next post
Up