Потолок - это не просто часть помещения, а путь к высшей мудрости или даже сама высшая мудрость. Конечно, у такого потолочного способа постижения дзэн есть и некоторые недостатки, вы о них быстро узнаете, если этот способ попробуете. Но недостатки эти не критичны, их можно преодолеть, если лежать с должным упорством.
Итак, дзэн-мастер Сунг Сан в «Компасе дзэн» говорит:
Иногда увечье или болезнь не позволяют делать формальную практику. У одного моего ученика была очень серьезная проблема со спиной. Он не мог сидеть прямо больше пяти минут. Но он хотел участвовать в интенсивном девяностодневном ретрите вместе со всеми. Он хотел участвовать в совместной медитации в зале Дхармы. Конечно, мы разрешили ему участвовать в ретрите. Три месяца он лежал в зале Дхармы, пока все остальные сидели. Они смотрели на стену, а он смотрел в потолок. Ха-ха-ха! Во время интервью он заходил и садился на несколько минут, а потом возвращался в зал Дхармы, где сидели остальные, и опять ложился на свою подушку. Так что можно заниматься дзэном и лежа.
Итак, в наше время всё больше и больше людей хотят медитировать. Но они уверены, что медитировать нужно исключительно сидя с прямой спиной. «Ой, моему телу больно, я не могу медитировать». Так делать неправильно. Если возникает проблема с телом, можно использовать стул, медитировать стоя или лежа. Можно принимать любую позу. Самое главное - из момента в момент удерживать ум-без-движения. Как сильно вы практикуете не-знаю? Вот какой должна быть истинная поза и истинное направление усилий во время медитации.
И интересно, что этот самый потолок в своей тайной мудрости сильно превосходит обычного человека, как тоже говорит Сунг Сан:
Однажды воскресным вечером, после беседы Дхармы в Провиденс Дзен Центре, ученик спросил Сунг Сан Соен-са: «Что есть истинная пустота?»
Соен-са сказал: «Вы спрашиваете, ибо не знаете?»
Ученик сказал: «Я не знаю».
Соен-са ударил его.
Ученик сказал: «Я не понимаю, почему вы ударили меня».
Соен-са сказал: «Камни в потолке и черепица на крыше понимают истинную пустоту. А вы до сих пор не поняли».
Ученик сказал: «Что вы имеете в виду?»
Соен-са сказал: «Бросьте всё это!»
Хотя ничто не мешает вам прямо созерцать потолок, подобно дзэнскому методу созерцания стены, но у Сунг Сана в «Компасе дзэн» потолок не является основным объектом медитации. Когда ученик смотрит на него, он сосредотачивается на дыхании или на основном вопросе:
Он мог сидеть на интервью. Но всё остальное время он лежал. Прославленный учитель сказал: «Когда вы идете, стоите, сидите, лежите, разговариваете, молчите, двигаетесь, когда вы неподвижны - всегда и везде непрерывно задавайте себе вопрос: „Что есть это?“» Очень важные слова. Истинная практика медитации - не в умении долго сидеть в определенной позе. Она - в удержании Великого вопроса: «Что есть я?»
А вот Ошо в комментарии на «Вигьяну Бхайраву Тантру» показывает, как можно созерцать именно потолок или же попробовать близкую технику «лежать как мёртвый»:
Девятая техника: Лежи как мертвая. Будучи взбешенной до ярости, оставайся в этом состоянии. Или пристально смотри, не моргая ресницами. Или соси что-нибудь и стань сосанием…
Лежи как мертвая. Испытайте это: вы вдруг стали мертвым. Покиньте свое тело! Не двигайте им, потому что вы мертвы. Просто представьте, что вы мертвы. Вы не можете двигать своим телом, вы не можете двигать глазами, вы не можете плакать, вы не можете кричать, вы не можете делать ничего, вы просто мертвы. А затем почувствуйте, что вы ощущаете. Но не обманывайте. Вы можете обманывать, вы можете слегка двигаться. Не двигайтесь. Если вас кусают комары, все равно относитесь к своему телу, как к мертвому. Это одна из наиболее используемых техник. Рамана Махарши достиг просветления при помощи именно этой техники, но в жизни он использовал не эту технику. В его жизни она вдруг случилась, самопроизвольно. Но он должно быть упорно занимался ею в какой-нибудь из прошлых жизней, потому что ничто не совершается самопроизвольно. Все имеет причину, причинную связь. Однажды ночью Рамана почувствовал - он был молодым тогда, лет четырнадцать, пятнадцать, - что он должен умереть. И это было так определенно в его уме, что смерть должна была прийти. Он не мог двигать своим телом, он чувствовал себя так, как будто он был парализованным. Затем он почувствовал внезапное удушье и понял, что его сердце сейчас остановится. Он не мог даже крикнуть и сказать кому-нибудь: «Я умираю».
Иногда это случается в каком-то кошмаре - вы не можете кричать, вы не можете двигаться. Даже если через несколько минут вы пробуждаетесь, вы не можете ничего делать. Это случилось. Он имел абсолютную власть над своим сознанием, но не имел никакой власти над своим телом. Он знал, что он здесь, что он присутствует, осознает, является бдительным, но он чувствовал, что он умирает. И это чувство стало таким определенным, что не было другой возможности, и он уступил. Он закрыл глаза и оставался там, ожидая смерти; он ожидал всего лишь смерти.
Постепенно тело становилось жестким. Тело умерло, но тут возникла проблема. Он знал, что тело умерло, но он был здесь и ощущал это. Он знал, что он жив, а его тело умерло. Затем он стал возвращаться к жизни. К утру тело пришло в порядок, но прежний человек никогда не возвращался - поскольку он познал смерть. Он узнал другое государство, другое измерение сознания.
Он ушел из дому. Это переживание смерти полностью изменило его. Он стал одним из немногих просветленных в таком возрасте.
Это техника. Это случилось с Раманой самопроизвольно, но это вряд ли случиться самопроизвольно с вами. Но испытайте ее. В какой-то из ваших жизней это может стать самопроизвольным. Это может случиться в то время, когда вы испытываете эту технику. А если это и не случится, то усилия все равно не будут напрасными. Это в вас; это останется в вас как семя. Когда-нибудь, когда время подоспеет и пройдет дождь, оно прорастет.
Любая самопроизвольность, случайность действует таким же образом. Семя было заложено когда-то давно, но время еще не пришло; еще не было дождей. Время придет в другой жизни. Вы станете более зрелым, более опытным, более расстроенным окружающим миром - тогда внезапно, в некоторой ситуации пройдет дождь и семя взорвется.
Лежи как мертвая. Будучи взбешенной до ярости, оставайся в этом состоянии. Когда вы умираете, то момент, конечно, не будет очень счастливым. Когда чувствуешь, что умираешь, не будешь испытывать блаженство. Вами овладеет страх, гнев может прийти в вашу голову, или раздражение, печаль, грусть, жалость, мука… все, что угодно. У каждого человека это происходит по-своему.
Сутра говорит: Будучи взбешенной до ярости, оставайся в этом состоянии. Если вы чувствуете себя взбешенным, оставайтесь таким. Если вы чувствуете себя печальным, оставайтесь таким. Если вы чувствуете беспокойство, страх - оставайтесь таким. Вы мертвы и не можете ничего сделать, так что оставайтесь такими. Что бы у вас ни было в голове, тело мертво, вы не можете ничего сделать, так что сдержитесь.
Это сдерживание прекрасно. Если вы сможете сдержаться на несколько минут, вы вдруг почувствуете, что все изменилось. Но вы начинаете двигаться. Если в уме имеются какие-нибудь эмоции, тело начинает двигаться. Вот почему мы называем это эмоцией (emotion) - она создает движение (motion) тела. Если вы сердитесь, ваше тело внезапно начинает двигаться. Если вы печальны, ваше тело начинает двигаться. Вот почему это называется эмоциями, это потому, что они вызывают в теле движение. Ощущайте себя мертвым и не позволяйте эмоциям двигать ваше тело. Пусть они будут в вас, но вы остаетесь в таком состоянии - зафиксированы, мертвы. Что бы там ни было… никакого движения. Оставайтесь! Никакого движения.
Или пристально смотри, не моргая ресницами. Это пристально смотри, не моргая ресницами, было методом Мехера Бабы. В течение нескольких лет подряд он просто пристально смотрел на потолок своей комнаты. В течение нескольких лет подряд он просто лежал мертвым на полу, пристально глядя на потолок и не моргая ресницами, не двигая глазами. Он лежал по много часов, просто глядя и ничего не делая. Пристальный взгляд оказывается весьма полезным, поскольку вы снова оказываетесь зафиксированными на третьем глазе. А раз вы зафиксированы на третьем глазе, то даже если вы и захотите двигать ресницами, вы не сможете; они будут зафиксированы.
Мехер Баба достиг благодаря этому пристальному смотрению, а вы скажете: «Как при помощи такого маленького упражнения…?» Но он пристально смотрел в потолок, ничего не делая, в течение трех лет. Три года это долгий срок. Поделайте это три минуты и вы почувствуете себя так, как будто лежали три года. Три минуты станут очень, очень долгими. Будет казаться, что время не движется, и часы остановились.
Мехер Баба смотрел, смотрел и смотрел. Постепенно мысли исчезали, движение исчезало, и он становился просто сознанием, он становился просто пристальным смотрением. Затем он оставался молчаливым всю свою жизнь. При своем пристальном смотрении он стал таким молчаливым внутренне, что для него стало невозможным снова придумывать слова.
Мехер Баба был в Америке. Там был один человек, который умел читать мысли других людей, он был одним из редчайших специалистов по чтению чужих мыслей. Он сдвигал свои глаза, садился перед вами и через несколько минут, он становился настроенным в унисон с вами и начинал записывать то, что вы думали. Его проверяли тысячи и тысячи раз, и всегда он оказывался прав, всегда он правильно читал мысли. Поэтому кто-то привел его к Мехеру Бабе. Он сел перед ним, и это была единственная неудача в его жизни - единственная неудача. Он все старался и старался прочитать мысли Бабы, он весь вспотел, но он не смог уловить ни единого слова.
Держа ненужную ручку в руке, он сказал: «Что это за человек? Я не могу ничего прочитать, потому что читать нечего. Этот человек абсолютно пуст. Я даже забыл, что кто-то сидит передо мной. После того, как я открыл глаза, я должен был снова открыть их, чтобы убедиться, что этот человек передо мной, а не исчез. Мне трудно сконцентрироваться, потому что как только я закрываю глаза, я чувствую, что меня обманывают - как будто человек исчез и передо мной никого нет. Я вынужден снова открывать глаза и убеждаюсь, что человек здесь. И у него совсем нет мыслей». Это пристальное смотрение, это постоянное пристальное смотрение полностью прекратило его умственную деятельность.
Или пристально смотри, не моргая ресницами. Или соси что-нибудь и стань сосанием. Это уже некоторая модификация. Что-то будет делаться… вы мертвы - этого достаточно.
И в «Йога - поиск силы» Ошо также комментирует необычный опыт с потолком своего саньясина:
Один человек написал мне письмо, он писал так: «Сегодня я достиг пяти минут реальности». Мне нравится выражение «пять минут реальности». «И как же это произошло?» - поинтересовался я. Он написал, что был болен несколько дней. Кажется невероятным, но правда то, что иногда уравновешенность приходит ко многим людям во время болезни, потому что во время болезни ваша обычная жизнь останавливается. Он болел несколько дней, ему не разрешали вставать с постели, вот он и расслаблялся - ничего не оставалось. Через четыре или пять дней, во время релаксации, это и случилось. Он просто лежал, глядя в потолок, и это случилось: эти пять минут реальности. Все остановилось. Остановилось время, исчезло пространство. Смотреть было не на что, и смотреть было некому. Неожиданно появилось единство, словно все выстроилось в линию, стало единым целым.
С некоторыми людьми это происходит во время занятия любовью. Полный оргазм, и после оргазма все замолкает, все выстраивается в линию… человек расслабляется. Вы освободились, напряжение спало, гроза ушла, после этого наступает тишина… и неожиданно вот она - реальность.
Иногда это случается во время прогулки, у вас хорошее настроение, в лицо дует ветерок, светит солнце. Иногда во время купания в реке, когда вы плывете по течению. Иногда - когда вы ничего не делаете, просто расслабляетесь на песке, смотря на звезды, и вот это случается.
Но это - случайности. И оттого, что это случайности, и оттого, что они не соответствуют полному образу вашей жизни, вы забываете их. Вы обращаете на них мало внимания. Вы просто пожимаете плечами и все о них забываете. Как бы там ни было, реальность время от времени проникает в жизнь каждого.