К полемике вокруг книги Давыдова

Apr 05, 2020 23:41

После моей публикации в ЖЖ корпоративной переписки МДА появилась реакция в ФБ А. Шишкова (с развернутыми комментариями). Я не буду комментировать ее, выскажусь более обще ( Read more... )

МДА, Давыдов

Leave a comment

and_shishkov April 5 2020, 23:31:35 UTC
А вы как объясните современному человеку, что такое общая природа?

Reply

danuvius April 5 2020, 23:55:33 UTC
Задайте этот вопрос Кураеву, я не катехизатор, а МДА - не миссионерский отдел РПЦ.

Reply

and_shishkov April 5 2020, 23:59:10 UTC
Я так и знал, что вам нечего сказать.

Reply

danuvius April 6 2020, 00:01:34 UTC
Тогда можете еще к Лурье обратиться (ИВФ). Наверное, Вам как раз среди лурьитов место (там много всего современного в "богословии").

Reply

and_shishkov April 6 2020, 00:06:18 UTC
Я сам решу, где мне быть.

Reply

danuvius April 6 2020, 00:08:14 UTC
Скорее всего, так и будет, поскольку РПЦ на такие вещи глубоко наплевать.

Reply

and_shishkov April 6 2020, 00:33:07 UTC
Андрей, расскажите о работе над катехизисом, изданным в январе. В нем учтена критика?

Reply

and_shishkov April 6 2020, 00:38:03 UTC
Какая-то критика учтена, хотя было много критики, которая, на мой взгляд, сама расходится с догматикой. Но я советовал начальству не издавать его.

Reply

and_shishkov April 7 2020, 20:34:11 UTC
Андрей, как руководитель Центра изучения современных проблем православной экклезиологии при Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия расскажите о его работе.

Reply

and_shishkov April 8 2020, 11:13:04 UTC
Это устаревшая информация. Центр закрыли при очередной реорганизации структуры ОЦАД несколько лет назад. А занимался он тематикой первенства, соборности, автокефалии, межправославных отношений, а также экуменической проблематикой.

Вот, например, один из результатов его работы: http://www.religion.ranepa.ru/ru/taxonomy/term/2040

Reply

ereignis April 6 2020, 00:14:47 UTC
"Природа" как раз самое адекватное и легко объяснимое из богословских понятий, поскольку имеет ясные эмпирические истоки, не то что какие-нибудь чисто метафизические "сущность" и "ипостась".

А "современному человеку" можно начать, например, отсюда:
https://en.wikipedia.org/wiki/Human_genome

Reply

and_shishkov April 6 2020, 00:20:42 UTC
Рассудите нас: вы тоже читаете в моих словах отрицание халкидонского догмата?

Reply

danuvius April 6 2020, 00:23:14 UTC
Антон ГЛузман (кажется, он?) понял Вас так же, как я.
Не знал, что Вы сложили с себя должность секретаря СББК. Теперь понятно, почему Вы так осмелели ;)

Reply

and_shishkov April 6 2020, 00:35:20 UTC
При этом Глозман, в подтверждение моих слов, запутался с объяснением того, что такое общая природа, дав два взаимоисключающих объяснения. Его реакция - это спонтанная (и естественная) попытка защитить вероучение. Но у меня нет цели подорвать вероучение, мне важно разобраться, что мы понимаем, когда произносим те или иные слова.

Reply

and_shishkov April 6 2020, 00:45:17 UTC
Да, я ушел с должности секретаря, о чем публично объявил.

Забавно читать у Шахбазяна, что я навязывал свое частное мнение Церкви. Заключения, которые готовились в СББК - были плодом коллективной работы (даже то, которое Шахбазяну не дает покоя). А в публичных выступлениях и статьях я никогда не говорил от лица комиссии, только от своего.

Reply

ereignis April 6 2020, 00:28:17 UTC
Я не вижу в Ваших словах прямого отрицания, я вижу постановку реальной проблемы с ее намеренным заострением.

Лично я бы сказал - Халкидонский догмат современному человеку можно попробовать объяснить, он довольно удачен и может быть переосмыслен даже с уходом от античных парадигм (хотя это все же будет насилием над тем, как его мыслили люди, писавшие и принимавшие его). Но далеко не все догматы настолько хороши, некоторые совсем безнадежны :)

Reply


Leave a comment

Up