Еще одно издание Исаака Сирина

Dec 31, 2019 22:47

https://vk.com/wall14810676_946
Полистать можно тут.
Интересно, доживу ли я до полного перевода (только не муравьевского) первого тома с сирийского? ;)

Исаак Сирин

Leave a comment

ext_3597875 January 1 2020, 18:03:50 UTC
Спасибо, Алексей Георгиевич. Сверку с изданием Пирара, насколько я знаю, начинал делать игумен Дионисий (Шлёнов). Надеюсь, он доведет это дело до конца.
Насчет гибридности я согласен. И все же наивно надеюсь, что читателям, которым интересны "Слова подвижнические", мои переводы тоже что-то дадут. Хотя трактаты эти выделяются на фоне остальных, у них сложный философско-богословский язык, выделающий их на фоне практических советов и кратких мистических описаний в большей части других текстов первого собрания. Может, поэтому они и не вошли в греческий перевод. Чего стоит 26-й трактат о теодицее. Очень люблю этот сюжет: вместо того, чтобы давать благочестивый ответ о том, что Бог не подавляет ничью свободу, Исаак Сирин описывает путь созерцаний от второго естественного созерцания до созерцания Святой Троицы, имея в виду, что только так человек найдет ответ. Как и книга Иова, мар Исхак оставляет главное за пределами разговора.

Кстати, в этом трактате он намекает на всеобщее спасение: в параграфах 13-15 этого трактата (с. 552-554 русской книги) мар Исхак говорит о том, что природа, имеющая "удобопреклонность", не может принять "точную истину" о судьбах Божиих, потому что надежда, порождаемая этим знанием, повредит ей. Когда же человек достигнет созерцания Бога (буквально "того, что относится к Божественной природе"), тогда он обретает точное знание о конце всех вещей и безусловную надежду, не знающую страха. Когда же человек выйдет из этого высшего созерцания и спустится к постижению "миров и их различий", он опять вернется в область неизвестности и страха. Другими словами, думать о всеобщем спасении может только человек, достигший вершин мистического опыта. В ином случае человек не в состоянии понять конечную судьбу мира, как бы он ни старался. Похожая мысль высказана в трактате 41 второго тома: "Но тот, чьи действия являются обвинителями против него самого..., -- даже когда он говорит о благах, это мерзко для него!" (то есть мерзко, чтобы он об этом дерзал говорить; CSCO 554:169).

Другие трактаты тоже очень интересны.

Reply

danuvius January 1 2020, 18:13:28 UTC
Спасибо. Жаль, Осипов не читает мой ЖЖ ;)

Насчет Д. не знал - но сомневаюсь, что, по своей занятости, он доведет этот проект до конца.

Reply

ext_3597875 January 2 2020, 09:06:49 UTC
Максим Глебович, Вы упоминали описание духовных состояний подвижника. Где об этом почитать?

Reply

ext_3597875 January 2 2020, 09:27:38 UTC
Описание, которое я упоминал в комментарии, содержится в трактате 26 первого собрания прп. Исаака Сирина (это с. 547-554 книги ТСЛ). Но прп. Исаак не ставит задачи дать систематическое описание этих состояний. Но именно такую задачу ставил мистик следующего поколения -- Иосиф Хаззайя. Его "Послание о трех степенях иноческого жития" -- это последовательное описание духовного восхождения от жизни в миру до обожения. Я надеюсь, что в наступившем году перевод этого трактата выйдет (бОльшую часть перевел А.В. Пономарев, я допереведу то, что осталось). И есть еще два удивительных письма мар Иосифа, где он подробно описывает состояния подвижника и сопровождающие их откровения. Русские переводы этих писем доступны онлайн:

Послание о различных действиях благодати [, бывающих] у подвижников

Послание о действии, которое [бывает] от благодати

Reply

danuvius January 2 2020, 09:43:06 UTC
Максим, а что Вы находите в них удивительного? Я вот не вижу ничего особенного, чего не было бы и у византийских авторов (правда, в основном более поздних), кроме одного - мощнейшего евагрианства. Сути же там мало, все это можно выразить в нескольких фразах.

Reply

ext_3597875 January 2 2020, 10:41:55 UTC
Алексей Георгиевич, я помню, как зимой 2016 года Вы писали о том, что у византийцев мало мистики (кроме СНБ) - если под мистикой понимать не переживание опыта, а систематическое и последовательное описание этого опыта. Вы тогда противопоставили византийцев сирийцам. Я часто вспоминаю эти слова. И слышу это и от других людей, в том числе те, кто читает отцов Церкви как руководство к духовному деланию. Тексты Иосифа Хаззайи ценны, помимо прочего, как раз подробностью описаний визионерского опыта. Даже если не говорить о духовном делании, а ограничиться чисто научным исследовательским интересом, эти описания имеют большое значение для антропологии и религиоведения.
Ваш вопрос можно было бы адресовать и пророку Захарии - зачем он пишет о сложно устроенных подсвечниках и лампах, источающих золото (и датирует описанные видения), если потом он дает своим образам достаточно простое толкование. Но без этих видений он не был бы пророком Захарией.
Приходит в голову еще такая параллель. Гершом Шолем проанализировал анонимный дневник человека, который мог быть учеником Авраама Абулафии. Визионерский опыт, описанный в этом дневнике, помог Шолему глубже понять Абулафию. Тексты мар Иосифа тоже помогают глубже понять Исаака Сирина.
И, разумеется, видения мар Иосифа нужно рассматривать в общем контексте его мистического учения. В контексте трактата «О молитве в месте ясности», который мы с Вами опубликовали, и в контексте «Глав о ведении» (русский перевод новонайденных фрагментов вышел в двух выпусках журнала «Библия и христианская древность» + готовится третья часть; скоро будет в сети). А священник Александр Полховский перевел практически весь корпус Иоанна Дальятского. Выход этого перевода, конечно, будет настоящим событием. Мар Иосиф и мар Иоанн проливают друг на друга «взаимный свет».

Reply

danuvius January 2 2020, 10:53:36 UTC
Я и не отказываюсь от мнения, что в Византии почти не было мистиков (не понимаю только, почему). Что у сирийцев больше мистиков - тоже факт. Вопрос в систематизации этой мистики. Все жду рус. пер. Белэ как стимул перечитать книгу.
Но я имел в виду другое. Почитайте, например, тибетскую т.н. "Книгу мертвых" - вот это настоящая подробнейшая систематизация посмертного опыта. У суфийских мистиков тоже весьма подробные описания. На этом фоне сирийская мистика - если она вся такова, как у Хаззайи - заметно проигрывает. Вряд ли Вы согласитесь, но видения, описанные в переведенных Вами трактатах, довольно примитивны. Убрать немногие образы (солнце и звезды, кристалл) и "интеллектуализм" - и останется пшик. У буддистов же и суфиев не так.
У Макария почти нет описаний видений, но его мистику (опытную, неинтеллектуалистскую) и сравнения-образы я поставлю покамест выше той, что я прочитал в Ваших переводах. Будем ждать новых переводов и систематизации.
Абулафия самодостаточен и интересен и без сочинений своего ученика, но благодарю за наводку, раньше не читал эти тексты.

Reply

ext_3597875 January 2 2020, 11:02:31 UTC
Ох, не даром я называл "Книгу вопросов и ответов" Иосифа Хаззайи "Сирийской книгой мертвых". В ней много говорится, в частности, о посмертном опыте, и мар Иосиф дает в ней систематическое изложение своей антропологии. Ваши слова будут для меня поводом не медлить с ее переводом. Но она громадная. Буду Вам высылать переводы отдельных вопросоответов по мере готовности.
Сверенная рукопись Бёлэ прошла корректорскую вычитку и сейчас верстается)

Reply

danuvius January 2 2020, 11:09:25 UTC
Отлично, буду признателен. Сейчас меня больше всего интересует "мистическая компаративистика" (межрелигиозная) - надеюсь, что сирийцы не разочаруют в итоге ;)
Покамест мне кажется, что по силе с нехристианскими религиями сопоставима только католич. женская срвек мистика, но она больно уж специфична и стоит особняком.
А кроме Белэ есть подробные сводки сир. мистики? И частный вопрос: насколько хороша книга Биттон-Ашкелони, по Вашему мнению?

Reply

danuvius January 2 2020, 11:10:42 UTC
(О "Мужской" католич. мистике типа Экхарта или Сузо я еще не составил окончательного мнения.)

Reply

ext_3597875 January 2 2020, 11:30:42 UTC
Алексей Георгиевич, добрый день! Пишет ваш знакомый ))), Александр Полховский.

Я хочу сказать, что монография Биттон-Ашкелони, которую я прочел пока ровно наполовину, затрагивает отдельные аспекты (мистико)-аскетического учения того или иного автора. Это работа носит в большей степени обзорный характер. Скажем, монография Бёлэ, посвященная Иоанну Дальятскому -- это детальнейший разбор его мистического учения.

Reply

danuvius January 2 2020, 11:33:28 UTC
Зато у нее исследована одна тема сквозным образом. Вроде бы, и какие-то неизданные рукописи привлекает? Никак не пойму, стОит ли читать, насколько качественный и полный обзор.

Reply

ext_3597875 January 2 2020, 11:37:03 UTC
Полагаю, эта книга точно заслуживает прочтения.

Reply

danuvius January 2 2020, 11:38:20 UTC
Тогда начинаю!

Reply

ext_3597875 January 2 2020, 11:42:41 UTC
Полагаю, что эта книга заслуживает прочтения. Но это с моей точки зрения. При этом нет никаких гарантий, что Вы, благодаря вашему острому "умному оку", прочтя эту монографию, не сложите о ней совершенно противоположного мнения)))

Reply

ext_3491842 January 2 2020, 19:15:48 UTC
Согласен на все сто. Христианская мистика проигрывает буддийской, индуистской и исламской. Как сказал мой друг Саша Малахов: "Разница между ними столь значима, как разница между современной медициной и средневековыми трактатами по ней".

Reply


Leave a comment

Up