Еретическое богословие Гундяева

Nov 12, 2019 10:32

О некоторых богословских ляпах ПК (Гундяева) в его книжках уже писали, но они не имели практического значения (кроме демонстрации недостаточного богословского образования нынешнего патриарха). Сейчас - совсем иная ситуация. Отсутствие правильной выучки, строгости мышления и академической точности (вкупе с моральными качествами) начали приводить к последствиям, которые могут стать необратимыми.

В связи с запретами членам РПЦ на причастие в тех Церквах, что признали ПЦУ, следует заметить, что эти действия в свою очередь антиканоничны. Синод или Собор вправе разрывать "дипломатические отношения". Патриарх (по странной традиции РПЦ, узурпировавший поминовение прочих предстоятелей Церквей только себе лично, равно как и навязавший поминовение своего имени в других епархиях вместе с именем местного предстоятеля) может не поминать предстоятелей таких Церквей. Но канонические распри не могут касаться причастия - основанием для отказа в причастии может быть только ересь, то есть серьезные расхождения в вероучении, подтвержденные Вселенским Собором (или, по крайней мере, Собором с участием многих Церквей). Случай с ПЦУ к вероучению никоим образом не относится.

Таким образом, Гундяев впал в ересь "восточного папизма", осмеливаясь указывать, как следует поступать верующим, находящимся на других канонических территориях, не подвластных Гундяеву. Об этом читателям ЖЖ совершенно справедливо напомнил И. Забежинский (см., н-р, в ЖЖ Калаказо).

С другой стороны, Гундяев фактически приравнял РПЦ к государству Россия и к национальной принадлежности, хотя русский не обязательно должен быть православным и членом РПЦ, а РПЦ может и должна объединять людей разных национальностей. "Русский мир" и "национальный код" для него стали важнее, чем "православный" и "Церковь" (про Христа Гундяев вообще редко вспоминает, как неоднократно подсчитывал И. Бей). Отсюда он счел, что может указывать членам РПЦ, как им поступать, когда они находятся на чужих канонических территориях, где Гундяев - никто и звать его никак. Что, РПЦ уже стала полным аналогом партии (КПСС)?  Неужто "верность РПЦ" (точнее, ПК и Синоду) для верующих должна стать важнее причастия и Христа? Это - ересь этнофилетизма, которую Гундяев давно проповедует, а теперь дошел до крайних утверждений (покамест их делают в основном его клевреты), что миссия России - чуть ли не в одиночку хранить православие, что центр мирового православия теперь якобы в России (так что пора свой местечковый "Ватикан" строить)... В ереси этнофилетизма совершенно справедливо обвинил Гундяева экзарх Сиде и Анталии Сотирий (+Никакой епископ не имеет права простирать свою власть за пределы своей епархии и требовать от христиан, в церковном отношении принадлежащих к другим епархиям, митрополиям или патриархатам, подчинения лишь потому, что они принадлежат к одной национальности+).

Итак, Гундяев повинен в данном случае как минимум в ересях папизма и этнофилетизма (оставим в стороне "экуменизм" и "сергианство"). Для внятного оправдания подобного рода "прещений" Гундяеву срочно надо создать новое "политико-евхаристическое богословие", противоречащее всей христианской традиции. А пока такого Собор РПЦ не создал - любой верующий РПЦ может вменить все эти "прещения" ни во что. Тем же, кто покинул РПЦ вследствие ее антиканоничности и многочисленных скандалов, ставящих под сомнение христианский характер этой организации, - тем любо-дорого будет причащаться в Церквах, которые Гундяев перестал поминать. Остается надеяться, что список таких Церквей будет расширяться, и когда-нибудь те Церкви тоже разорвут общение с РПЦ (покамест этот разрыв односторонний, только со стороны РПЦ), чтобы гэбэшная "церковь голубой луны" осталась в полной изоляции со своим "папой", раз она того хочет.

РПЦ, ересь, богословие

Previous post Next post
Up