К истории милленаризма

Dec 07, 2024 15:06

Крах близкой парусии (ср. Мф. 24, 34; 1 Фес. 4, 17 и под.) означал и крах первого христианства и его первую псевдоморфозу во втором столетии (вторую псевдоморфозу я отношу к миланскому эдикту), когда не исполнились обещания Христа, не знавшего времени второго пришествия, и чаяния первых христиан, исчезли особые дарования Духа, пророки и дидаскалы (Дидахи), их место заняла иерархия (уже у мужей апостольских, если датировать соотв. места у Игнатия Ант. началом 2 в., но процесс был еще в развитии в сер. 2 в. и оформился к концу этого века), иудеохристианство сменилось эллинизмом (ранние апологеты), нравственные императивы начали снижаться (в виде реакции возникли монтанизм, а затем раскол донатистов и новациан).
Милленаризм (тесно связанный с иудаизмом и иудеохристианством) постепенно исчез, хотя и в наше время встречаются отдельные сторонники его. Но я не знал, что милленаризм столь широко распространен среди баптистов. Есть даже целые направления, подробнее см. в Вики.
Как всегда, когда реальность расходится с мифологией, про последнюю либо стараются забыть, либо возникают аллегорические объяснения, либо -- как в данном случае -- осуществление обещаний откладывается на неопределенный срок.
Отмечу еще попутно, что перетолкование парусии как имеющей быть неизвестно когда в самом отдаленном будущем позволяет, во-первых, избежать буквального толкования текста НЗ и вытекающего из него множества трудностей; во-вторых, признание неведения Христа -- и, следовательно, неравночестности Отца и Сына -- ставит крест на всем посленикейском богословии, похоронившем под спудом эллинской философии вполне естественный и неизбежно вытекающий из НЗ субординационизм.

милленаризм, парусия

Previous post Next post
Up