На редкость ясная и толковая статья -- ничего лучше я не читал по этой теме:
https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/18651/11845 В целом все больше и больше убеждаюсь, что "православное богословие", основывавшееся так или иначе на античной философии, неизбежно должно было зайти в тупик, поскольку богооткровенная религия (прямые откровения Бога в Писании и в воплощении) не может быть совмещена с производными человеческого разума (и чистой логикой) без неизбежных противоречий (как изначальных, так и вторичных) в системе. В данном случае "богословие" и Варлаама, и Паламы являлось интерпретацией учения Ареопагита, причем оба вносили новые изменения, вследствие чего система Ареопагита становилась еще более противоречивой. Впрочем, у них остается нечто общее: там нет места Христу, потому либо утверждается непреодолимая пропасть между Богом (туда же Варлаам относит "окрест Бога" Максима Исповедника) и человеком, либо возникает некий посредник в виде "бож. света" (у Паламы).