Алексей Георгиевич, доколе русскому богословию пребывать в ̶г̶л̶у̶б̶о̶к̶о̶й̶ ̶ж̶…глубоком кризисе? Уже ли и эта реформа ничего не принесет толком? Вот бы обладать таким же оптимизмом, как у о. Павла...
По прочтении доклада, весьма в хорошем настроении отец Павел говорил, что вот-вот пройдет реформа и наше богословие станет на ноги.
Я лишь заметил, что по моим подсчетам каждый четвертый студент второго курса РЕФОРМИРОВАННОЙ академии не знает даже, сколько энергий во Христе... Я специально ходил, опрашивал.
Некоторые не знают, сколько ипостасей и сколько природ. А это ведь весьма "школьные" вопросы.
А Вы знаете? :) Вот Палама, н-р, учил, что в Боге множество энергий (хотя они все как-то одновременно и одна). И даже Ареопагит их вряд ли сосчитал :) А насчет ипостасей и природ -- не поверю. Я об академии лучше думал.
По собственному опыту, к богословию и церковному уставу начинаешь серьезно относится не на лекциях по догматике и литургике, а когда начинаешь служить на приходе и тебе задают вопросы и регенты и прихожане и бабушки и молодежь. Тут начинаешь копошится, что-то судорожно вспоминать, даже книжку или учебник лишний раз откроешь на досуге :-) А еще подготовка к проповеди тоже заставляет обращаться к святоотеческой литературе. Что касается природ, ипостасей, то тут начинаешь размышлять так: если одна то..., если две, то...Сама жизнь заставляет даже, если у тебя по догматике было 3. То же самое и по отношение к уставу, особенно если один на приходе. А проповеди иногда слушают умные люди, то попробуй скажи что-то не так. Так и получается, что теория без практики не дает "эффекта".
А может быть то, что приычно называется "богословием" уже изжило само себя? Или, что еще хуже, исчезла общестенная потребность т.н. "богословии". Ну сами посудите, кому может быть интересной, или, тем более, куда-либо практически приложимой такая, к примеру, тема: "Нравственный облик христианина по творениям Игнатия Брянчанинова". Подобные темы в массовом порядке разрабатывались десятилетиями в духовных школах. Мне кажется, научное богословие должно стать религиоведением или отраслью истории философии, с применением соответствующих методологических подходов. Тем более, что иу самого "богословия" никакой методологии нет и быть не может.
:)) Однако за этот бред присваивались степени по богословию:) Кстати, тоже вопрос, имеет ли смысл такие степени присваивать в светских учреждения, за что сегодня неции так усиленно ратуют.
Comments 35
Уже ли и эта реформа ничего не принесет толком?
Вот бы обладать таким же оптимизмом, как у о. Павла...
Reply
Кризис еще долго будет. Тут пророком не надо быть.
Reply
Я лишь заметил, что по моим подсчетам каждый четвертый студент второго курса РЕФОРМИРОВАННОЙ академии не знает даже, сколько энергий во Христе...
Я специально ходил, опрашивал.
Некоторые не знают, сколько ипостасей и сколько природ. А это ведь весьма "школьные" вопросы.
Reply
Вот Палама, н-р, учил, что в Боге множество энергий (хотя они все как-то одновременно и одна). И даже Ареопагит их вряд ли сосчитал :)
А насчет ипостасей и природ -- не поверю. Я об академии лучше думал.
Reply
Что касается природ, ипостасей, то тут начинаешь размышлять так: если одна то..., если две, то...Сама жизнь заставляет даже, если у тебя по догматике было 3.
То же самое и по отношение к уставу, особенно если один на приходе.
А проповеди иногда слушают умные люди, то попробуй скажи что-то не так.
Так и получается, что теория без практики не дает "эффекта".
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment