В православных СМИ уже не раз было отмечено, что по мере развития истории с украинской автокефалией становится более-менее понятным, кто заинтересован в этой теме. Почему-то выходит, что Томоса больше всего ждут униаты, раскольники «киевского патриархата», мусульмане, атеисты, националисты-неоязычники, радикалы неопределенных вероисповеданий...
Недавно в теплую компанию сторонников Томоса вошел и бывший вице-президент США Джозеф Байден, известный защитник геев и лесбиянок. Затосковал по церковной автокефалии одиозный мусульманин Джемилев. По его уверениям, Томоса жаждет даже президент Турции Эрдоган.
Прекрасно, правда? Автокефалии для Украинской Православной Церкви желают кто угодно, только не члены самой Церкви. Поразительный случай! Впрочем, есть приверженцы Томоса и из наших. Скажем так, пока еще наших. Большой вопрос, можно ли считать «нашими» тех, кто идет против голоса Церкви, выраженного в заявлениях Синода РПЦ, Синода УПЦ и ее Предстоятеля, Блаженнейшего Митрополита Онуфрия.
Точно ли «наш» скандальный митрополит, который некогда был замешан в громком деле похищения монахинь, а теперь полностью вышел из послушания священноначалию, и открыто выступает против официальной позиции УПЦ по теме автокефалии и раскола? Точно ли «наш» известный протоиерей, снявший перед камерами священническое облачение и ушедший искать истину вне Церкви? А как относиться к некоему пожилому архиерею, который уже не раз поражал паству своими русофобскими высказываниями? Да, пока они еще в Церкви, и, условно говоря, «наши». Что будет завтра, не знаем. Такие люди есть - но все же их мало, и они явно не отражают мнение большинства верующих УПЦ.
Понимают ли те, кто осознанно или неосознанно высказывается за автокефалию, в какую компанию они себя записывают? И какой будет ЕПЦ по своему качеству, если в нее войдет кто-то из тех людей, так стремящихся сегодня получить Томос?
Допустим, путем политического шантажа и подкупов удастся вырвать какое-то эфемерное признание ЕПЦ у Константинополя и тех Поместных Православных Церквей, которые поддержат патриарха Варфоломея в его беззаконии. Но что из себя будет представлять эта «церковь»? Какие у нее будут «святые», какая «духовная жизнь»? Страшно подумать.
Вспоминается недавний «крестный ход» с «патриархом» Михаилом Денисенко и президентом Украины Петром Порошенко во главе. «Крестный ход», во время которого люди не несли крестов и икон, но тысячи флагов Украины и разных радикальных политических партий. «Молитвенное шествие», на котором за криками «Слава Украине» не было слышно каких-либо молитв. Не такой ли окажется наспех состряпанная политиками и раскольниками ЕПЦ? Кажется, других вариантов просто нет. «Крестный ход» раскольников, президента-униата и «атеистов киевского патриархата» - это как раз настоящее лицо новой автокефальной «церкви» (если только Бог попустит ей быть).
Судя по разным признакам, можно предположить, что же сулит будущая «единая поместная». ЕПЦ это: признание второго брака священников, узаконивание ереси этнофилетизма, размытие православной экклезиологии, снятие богословской проблемы «границ Церкви», признание всех прав «сексуальных меньшинств», абсолютная политизация церковной жизни, идеологическая и мировоззренческая зависимость от светской власти, церковная легализация русофобии.
ЕПЦ - это «Украина понад усе». Это не «Слава Богу», но «Слава Украине». Это будет «каноничность неканоническим путем»: каноничность без любви, каноничность без истины, каноничность с узакониванием греха раскола и без покаяния» - как сказал в своем недавнем интервью епископ Иов (Смакоуз).
Такая «церковь» не будет учить о любви, прощении обид, самоотвержении, вечной жизни, аскетике, молитве, духовной жизни, святости… Она изначально создается как политический рупор наглых временщиков, которым по-настоящему плевать и на Православие, и на украинский народ. Эти примитивные люди пытаются (не первый раз в истории!) слепить очередное неообновленчество, которое уже сейчас ярко показывает свои характерные черты: политиканство, безблагодатность, крайний национализм. Но ведь все это уже было, господа, и было совсем недавно! Нормальный, образованный человек просто не имеет права на такую глупую ошибку.
Замечательно, что как только ты скажешь о чем-то таком адептам «секты Томоса», тебя сразу упрекнут в непатриотизме, в симпатиях к Москве… Подобная типичность ответов выдает именно сектантскую направленность движения за автокефалию. В основе оно имеет банальную националистическую идеологию, а не любовь к Родине и к Церкви. Там есть программа, которую успешно запустили, и она работает в сознании тысяч.
Кстати, в связи с этой темой вспоминается ощущение от Майдана 2013-14гг. Еще тогда чувствовался сектантский характер как самого феномена Майдана, так и психологии его участников. Над их головами носился какой-то особый вид духовной прелести, распространявшийся как вирус. Смешно было, когда знакомый буддист, посмотрев прямую трансляцию с Майдана, позвонил мне и сказал: «слушай, да это ведь секта!» Я, конечно, смеялся, но потом взял конспект по сектоведению и проверил. Точно, Майдан идеально подходил под все характеристики деструктивной секты - по всем пунктам. Даже если обратить внимание на «чин» и порядок этих собраний: совместная молитва об Украине (всех со всеми, без разбора), зажигательная проповедь, общее пение гимна, концертный номер идеологической направленности - а далее все сначала и по кругу. Позже в частной беседе один серьезный сектовед подтвердил мои мысли.
Говорить о душевном состоянии Майдана и его апологетов - значит говорить о сектантской психологии. Движение за автокефалию - номер из той же оперы.
А ведь виною всему страсти, тайные или явные. Национализм, русофобия, братоненавидение - это производные от самых обычных страстей: гордости, зависти, сребролюбия... По сути, автокефалисты больны тем же, чем и все мы, только их недуг спроецировался на идеологию украинского национализма. Любой национализм обслуживает человеческие страсти. Украинский национализм - не исключение.
Промолчу о роли заокеанских друзей в данной теме. Тут все понятно в общем, и не все понятно по деталям. Пусть разбираются политологи.
Пока еще ЕПЦ существует только в планах неких людей. Посмотрим, попустит ли Господь осуществиться этому злому намерению. Но еще есть время для жителей Украины определиться, с кем ты, и что-то понять, наблюдая за «друзьями автокефалии». Недаром говорится: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Каждому здесь придется сделать свой выбор. И, кажется, нормальное и правильное решение слишком очевидно, чтобы о нем особенно много говорить.
Сергей Комаров
Источник:
Радонеж