23 мая 2018 года апостольский нунций (т. е. посол) Ватикана в России архиепископ Челестино Мильоре
выразил надежду на скорую встречу папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Католический иерарх заявил: «Я могу только сказать, что надеюсь, что встреча состоится в ближайшее время. Мы желаем, чтобы она состоялась как можно скорее, мы работаем над этим». Нунций, что ценно, вскрыл намерения не только римо-католической, но и православной (российской) стороны: по словам Мильоре, с обеих сторон есть большое желание встретиться, «продолжить идти по пути братства, но этот путь требует зрелости всех, а зрелость требует времени».
Ранее в феврале митрополит Волоколамский Иларион, возглавляющий в Русской Православной Церкви Отдел внешних церковных связей (
ОВЦС),
заявил, что новая встреча Патриарха и папы Римского не планируется. Однако в 2016 г. представитель
ОВЦС иеромонах Стефан (Игумнов) Newsru.com/religy/26jan2016/america_latina.html">говорил, что программы визитов Патриарха и папы Римского в Латинскую Америку не пересекаются. После этого, как известно, программы «пересеклись» и состоялась гаванская встреча, о которой тот же иеромонах Стефан
сказал, что откладывать её больше было нельзя.
С учётом вышеизложенного свежее заявление господина Мильоре, занимающего столь ответственный пост, не похоже на дезинформацию и вызывает доверие. Кстати, в 2016 году именно католики первыми «слили» сведения о предстоящей встрече...
На этом фоне интересна
информация католического информагентства «Asia News» о том, что новая встреча Патриарха Кирилла и папы Франциска может состояться осенью 2018 года (как говорил Мильоре, «в ближайшее время») в белорусской столице Минске, тем более что в сентябре папа Франциск
планирует посетить Прибалтику (Латвию, Литву, Эстонию), а Патриарх Кирилл Белоруссию (правда,
в октябре, но ведь это можно переиграть). При таком раскладе понтифику ничего не стоит при благоприятных обстоятельствах из Прибалтики заехать и в Белоруссию. При реальной проработке встречи Патриарха Кирилла и папы Франциска нельзя также исключить и самых неожиданных вариантов: например, Патриарх вполне может посетить Эстонию, где он был аж в 2013 году, и где скоро появится новый предстоятель Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.
Кстати, белорусский коллега Мильоре - апостольский нунций Габор Пинтер уже сообщал в ноябре 2017 года, что визит папы Римского в Минск прорабатывается (очевидно, что в т. ч. с учётом позиции Русской Православной Церкви): «ситуация ещё не совсем идеальна, но мы надеемся, что скоро этот момент наступит. Все этого хотят, мы все этого хотим».
Отметим, что президент Белоруссии Александр Лукашенко давно и с большим энтузиазмом
предложил провести встречу двух предстоятелей
именно в Минске, о чём сказал и самому понтифику: «Я высказал мысль, что понтифику пора приехать в Беларусь и вместе с нашим Патриархом встретиться с нашими жителями. Уверен, что там будет не один миллион человек, которые бы хотели видеть это рукопожатие не в далёкой Кубе в аэропорту, а на земле, которая находится в центре Европы (...). Сели бы, поговорили, а потом все вместе перед миллионами паломников помолились бы во имя мира. Хорошая была бы инициатива в развитие Минских договорённостей».
Встрече в Гаване сопутствовала определённая геополитическая конъюнктура: обострение конфликта в Сирии и нарастающая международная изоляция России. Сегодня действуют те же факторы, быть может, даже в большей степени.
Как сообщалось, в апреле Патриарх Кирилл и папа Франциск переговорили по телефону и выпустили совместное обращение по поводу обострения ситуации в Сирии. Продолжается война на Донбассе. Разве мы не имеем очередной повод для «не терпящей отлагательства» «встречи тысячелетия»?..
Обращает на себя внимание следующее: о подготовке встречи Патриарха и папы Римского заявил именно нунций, то есть как бы «светский» представитель Ватикана (напомним, Ватикан является государством). Соответственно, переговорщиками с российской стороны для него являются не только и не столько церковные деятели (включая самого Патриарха и митрополита Илариона), сколько представители Министерства иностранных дел России и иных государственных органов. Мильоре фактически заявил, что именно у Российского государства есть интерес ко встрече двух церковных лидеров...
В связи с этим вполне возможен сценарий (вероятно, отработанный и в 2016 году), при котором государство принудит Церковь к дипломатическим действиям, якобы способствующим выходу России из изоляции и смягчению конфликта с коллективным Западом, неотъемлемой частью которого является Ватикан (чего, наверное, многие «стратеги» не понимают, как не понимал византийский император перед Флорентийской унией). В случае белорусского сценария встречи пресс государственного принуждения окажется двойным, так как президенту Лукашенко чрезвычайно важно проявить свою миротворческую роль и смягчить перманентный конфликт с Западом.
Позиция епископата и простых верующих (ведь Церковь - это весь народ Божий, а не только иерархи) при описанном сценарии будет проигнорирована, голоса несогласных - заглушены и маргинализованы, а в СМИ разойдутся почти исключительно восторженные комментарии об очередной исторической встрече, тем более впервые проведённой в пределах Русского мира...
Если новая встреча Патриарха Кирилла и папы Римского Франциска состоится, несомненно, это событие при мнимых краткосрочных позитивных эффектах (к которым гораздо восприимчивее окажется внутренняя маловоцерковлённая аудитория, нежели внешняя) стратегически ослабит Россию и тем более Русскую Церковь. Ватикан не позволит просто так использовать своё имя, свой авторитет для нормализации геополитического положения России или Белоруссии. Это обязательно будет та или иная сделка, которая (учитывая специфику Ватикана) будет носить в том числе духовный характер.
Единственно возможная православная «дипломатия» в отношениях с Ватиканом - это прямое обличение папистских ересей, призыв в духе любви к потерянным западным братьям отвергнуть ложные догматы и вернуться в лоно единой, святой, соборной и апостольской Церкви. Попытки будь то церковной, будь то светской дипломатии переиграть Ватикан на чисто дипломатическом поле, а не на основе Истины, вряд ли будут успешны, поскольку за Ватиканом в этом отношении стоит огромная мощь и исторический опыт.
Возможная новая встреча русского Патриарха с папой Римским, несомненно, как и первая, умалит авторитет священноначалия, поспособствует нарастанию раскольнических настроений. Ценой подобной инициативы может стать ещё большая зависимость Церкви от нехристианского светско-либерального государства (именно таковым по Конституции является Российская Федерация, но не историческая Россия), которое при молчаливом непротивлении иерархии будет близоруко стараться использовать Церковь в геополитических интересах России (кажущихся, а не подлинных). Для иерархов это будет означать тем большую зависимость от государства, чем меньшую поддержку им будет оказывать верующий народ, особенно консервативное «ядро» Церкви.
Выиграет же при таком раскладе исключительно Запад и Ватикан, который в лице своего первоиерарха символически зайдёт в пределы Русского православного мира, ослабит Православную Церковь, а также может получить вполне конкретные материальные выгоды (например, долгожданный конкордат с Белоруссией и возвращение отнятых у католиков в советские годы зданий в России).
Тот, кто желает блага Церкви и Отечеству, никогда не поддержит идею встречи Патриарха с папой Римским, всегда будет возвышать свой голос против подобных авантюр, сохраняя подобающее христианину благочестивое отношение к властям духовным и светским и молитву за них.
Иванов Евгений Олегович, научный руководитель Аналитического центра свт. Василия Великого
Источник:
РНЛ