Украина выбрала странный способ похода в Европу. Вместо роста уровня жизни и достижения прочих желанных евроценностей, киевская дипломатия готовится испортить отношения с одним из последних весомых партнеров на постсоветском пространстве - Республикой Беларусь.
В Киеве перестают считать Минск партнером, и прямо угрожают противодействием на экономическом фронте. Об этом в эфире «5 канала» заявила заместитель министра иностранных дел Украины по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль.
«На самом деле по Беларуси, мне кажется гораздо больше вопросов, чем ответов сейчас. В частности, например то же вступление Беларуси во Всемирную торговую организацию. Будем ли мы поддерживать Беларусь в этом вступлении, ввиду например того, что Беларусь - это последняя страна Евроазиатского экономического союза, которая вступает в ВТО. И что будет, какие будут последствия этого вступления?, - отметила она. - Или мы все же будем смотреть на свои интересы, и навязывать уже Беларуси, через Беларусь ЕврАзЭС свои интересы, включая транзит, включая все запреты, включая все лицензии и все остальные вопросы, а также, конечно, решая вопросы и въезда граждан Украины, и безопасности граждан Украины в Беларуси. На мой взгляд, это комплексный вопрос, и мы должны подходить к этому комплексно, потому что
Беларусь, на словах, ведет себя как партнер, а на самом деле oни ведут себя совсем по-другому».
Заявление, следует признать, слишком резкое и недвусмысленное, особенно для представителя дипломатического ведомства.
Вес Украины в ВТО или других международных организациях не так велик, как хотелось бы Киеву, так что переоценивать реальность высказанных угроз и пожеланий не стоит. Значительно важнее в выступлении высокопоставленной чиновницы МИДа неприкрытая не дружественность в высказывании. И, подчеркнем, это уже третий последовательный шаг Киева по обострению отношений с Минском.
Первым звоночком, если можно так выразиться, стали раздутые опасения-обвинения украинской стороны, что совместные учения России и Белоруссии «Запад-2017» - это, де, подготовка к вторжению на Украину. Нет, на фоне еженедельных приступов «ожидания агрессора» у киевских политиков новость смотрится не оригинально. Но три с лишним года, по их собственным утверждениям, «готовился вторгаться» непосредственно президент РФ Владимир Путин, без союзников, партнеров, а в особо воспаленных видениях, кажется, даже без армии. Опасения ми же в адрес учений Киев фактически объявил Белоруссию потенциальным российским плацдармом и «пособником агрессора».
Второй повод для обострения вызревал с 24 августа, и окончательно оформился 28 августа, когда МИД Украины направил ноту своим белорусским коллегам по поводу исчезновения в Гомеле 19-летнего гражданина Украины. Судя по тому, что удалось выяснить СМИ, некто Павел Гриб, сын «АТОшника» 19 лет от роду, выехал на свидание со знакомой из соцсетей в Гомель, и не вернулся. Что произошло на самом деле пока не известно, компетентные органы Белоруссии сообщили, что юношу не задерживали и интереса к нему не испытывают. Единственная версия, которую с удовольствием обсуждают «патриотические» ресурсы - это высказанное родителем пропавшего предположение, что сына могла похитить вездесущая ФСБ. Но нестыковок в истории, в том числе и в комментариях виртуальной пассии Павла, столько, что ряд обозревателей
подозревают политическую провокацию, призванную обострить отношения между Киевом и Минском, ну и конечно, с Москвой, без «руки» которой ни один скандал на Украине не проходит.
Предположение вполне разумное, особенно в контексте последующего нагнетания от Елены Зеркаль. В конце концов, случаи исчезновения, пропажи и даже похищения граждан одних стран на территории других далеко не единичны. Кроме криминальных неприятностей, в которые периодически попадают иностранцы во всем мире, подобные операции спецслужб давно стали общемировой практикой. Но к международным скандалам с «принимающей стороной» это обычно не вело, и если версия «отца-патриота» действительно верна, что, мягко говоря, сомнительно, дело украинской дипломатии - общаться с Москвой в рамках международных соглашений, а медийную плоскость оставить для высказываний политикам и экспертам. Их слово все же не является официальной позицией государства, а позиция МИДа, напомним, как раз является.
И судя по изложенной цепочке событий, новая позиция Украины - это объявление белорусов, вслед за русскими, «небратьями» с рядом вытекающих следствий.
Первая цель, которую может преследовать Киев этими действиями, это, конечно, пресловутые «минские соглашения». Они украинской власти претят с момента подписания, и можно поспорить, что если бы они были «венскими» или «мюнхенскими», сердцам «патриотов» они были бы милее во стократ. Так что с некоторой долей вероятности дипломатические демарши МИД вполне можно рассматривать именно как попытку скомпрометировать переговорную площадку, любезно предоставленную Белоруссией, с некой робкой надеждой, что в итоге удастся сменить не
только место встреч, но и содержание договоренностей.
Но могут быть мотивы и не столь очевидные, хотя и не менее, если не более значимые. Украина, напомним, после госпереворота в 2014-ом взяла бесповоротный путь на Запад. К недавнему дню независимости президент Порошенко даже увидел этот путь в виде автобана, ведущего, надо понимать, только в одну сторону. Но печаль в том, что в конечном пункте Киев, мягко говоря, не ждут. Об этом на днях заявил президент
Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. А почему расшифровал экс-президент Польши Лех Валенса. «Украина - большая страна. И сильно зависима от России. Поэтому с ней труднее. Европа не в состоянии впитать такую страну», - как бы пояснил он в интервью киевской газете «Сегодня».
Месседж польского политического пенсионера, на самом деле, трактовать можно по-разному. От малозначащих слов давно ушедшего на покой человека, до констатации давно очевидной неготовности и неспособности ЕС интегрировать настолько крупную и чужеродную ему страну. Но можно и рассматривать все упрощенно, к чему, похоже, и стремятся в Киеве. Слишком российская? Разорвем последние связи! А так как с Россией связей осталось не слишком много, и их рвать чревато социальным взрывом и экономическим коллапсом, вспомнили о последнем напоминании о «единствеславянских народов». То бишь, о Белоруссии.
Минск в последние годы, стоит отметить, позицию занял очень взвешенную и настолько нейтральную, что в глазах российской, пророссийской и донбасской общественности устойчиво воспринимается как если не союзник,
то надежный посредник именно Киева.
Но для самого Киева, этот союзник и посредник - связь в совершенно не том направлении, куда ведет «европейский автобан». Для него Беларусь - это пусть зыбкая, но нить все же соединяющая Украину и Россию. И ее нужно оборвать, или хотя бы ослабить и дискредитировать, что и делается, пусть и весьма топорно, руками МИДа и прочих. До статуса «агрессор №2» в глазах украинской общественности Минск, скорее всего, не демонизируют, но о том, что Александр Лукашенко еще недавно именовался «последним тираном Европы», скорее всего, вспомнят. С обязательными глубокомысленными намеками и аллюзиями на то, что с кем же еще дружить «тирану» и что же измышлять, как не «козни против украинской демократии».
Курс на отрыв Украины от России, советского и общеславянского прошлого в целом, был взят на майдане под лозунгами о приближении к Европе. Можно пространно и аргументированно рассуждать о подмене понятий, и о том, что Европа в данном случае должна была бы стать целью не географической, а социально-политической, с порядком в головах, в законах и на улицах. Но такое в гари от покрышек и на крови не строят. Так что от берега братства Украина отрывается изо всех сил, а вот к другому пристанет едва ли. Причудливый исход наметился в судьбе самой перспективной бывшей союзной республики - болтаться между геополитическими антагонистами, украшая собой прорубь в середине славянского единства.
Сергей Яблоков
Источник