О «кругах Эйлера» и слоях памяти. О том, чем и как французский Бодлер связан с нашим Василием Тёркиным. И о Москве 1942 года через призму 1970-х годов.
***
Память - вообще - это очень непросто. В этом нет причин сомневаться. Это, вообще, один из аспектов человеческого восприятия феномена Времени. Такого понятия, как Время - вообще. Но, всё-же, о проблеме Времени - отдельно - как-нибудь в другой раз. Здесь очертим лишь первый, самый ОБЩИЙ круг (1).
1 Для отрока, в ночи́ глядящего эстампы, За каждым валом - даль, за каждой далью - вал, Как этот мир велик в лучах рабочей лампы! Ах, в памяти очах - как бесконечно мал!
В один ненастный день, в тоске нечеловечьей, Не вынеся тягот, под скрежет якорей, Мы всходим на корабль - и происходит встреча Безмерности мечты с предельностью морей.
Что нас толкает в путь? Тех - ненависть к отчизне, Тех - скука очага, ещё иных - в тени Цирцеиных ресниц оставивших полжизни, - Надежда отстоять оставшиеся дни.
В Цирцеиных садах дабы не стать скотами, Плывут, плывут, плывут в оцепененьи чувств, Пока ожоги льдов и солнц отвесных пламя Не вытравят следов волшебницыных уст.
Но истые пловцы - те, что плывут без цели: Плывущие - чтоб плыть! Глотатели широт, Что каждую зарю справляют новоселье И даже в смертный час ещё твердят: вперёд!
На облако взгляни: вот облик их желаний! Как отроку - любовь, как рекруту - картечь, Так край желанен им, которому названья Доселе не нашла ещё людская речь.
2 О, ужас! Мы шарам катящимся подобны, Крутящимся волчкам! И в снах ночной поры Нас Лихорадка бьёт - как тот Архангел злобный, Невидимым мечом стегающий миры.
О, странная игра с подвижною мишенью! Не будучи нигде, цель может быть - везде! Игра, где человек охотится за тенью, За призраком ладьи на призрачной воде...
Душа наша - корабль, идущий в Эльдорадо. В блаженную страну ведёт - какой пролив? Вдруг, среди гор и бездн и гидр морского ада - Крик вахтенного: - Рай! Любовь! Блаженство! - Риф.
Малейший островок, завиденный дозорным, Нам чудится землёй с плодами янтаря, Лазоревой водой и с изумрудным дёрном. Базальтовый утёс являет нам заря.
О, жалкий сумасброд, всегда кричащий: берег! Скормить его зыбям, иль в цепи заковать, - Безвинного лгуна, выдумщика Америк, От вымысла чьего ещё серее гладь.
Так старый пешеход, ночующий в канаве, Вперяется в Мечту всей силою зрачка. Достаточно ему, чтоб Рай увидеть въяве, Мигающей свечи на вышке чердака.
3 Чудесные пловцы! Что за повествованья Встают из ваших глаз - бездоннее морей! Явите нам, раскрыв ларцы воспоминаний, Сокровища, каких не видывал Нерей.
Умчите нас вперёд - без паруса и пара! Явите нам (на льне натянутых холстин Так некогда рука очам являла чару) Видения свои, обрамленные в синь.
Что видели вы, что?
4 - Созвездия. И зыби, И жёлтые пески, нас жгущие поднесь, Но, несмотря на бурь удары, рифов глыбы, - Ах, нечего скрывать! - скучали мы, как здесь.
Лиловые моря в венце вечерней славы, Морские города в тиаре из лучей Рождали в нас тоску, надёжнее отравы, Как воин опочить на поле славы - сей.
Стройнейшие мосты, славнейшие строенья, Увы, хотя бы раз сравнили с градом - тем, Что из небесных туч возводит Случай-Гений... И тупились глаза, узревшие Эдем.
От сладостей земных - Мечта ещё жесточе! Мечта, извечный дуб, питаемый землёй! Чем выше ты растёшь, тем ты страстнее хочешь Достигнуть до небес с их солнцем и луной.
Докуда дорастёшь, о древо - кипариса Живучее?.. - Для вас мы привезли с морей Вот этот фас дворца, вот этот профиль мыса, - Всем вам, которым вещь чем дальше - тем милей!
Приветствовали мы кумиров с хоботами, С порфировых столпов взирающих на мир, Резьбы такой - дворцы, такого взлёту - камень, Что от одной мечты - банкротом бы - банкир...
Надёжнее вина пьянящие наряды, Жён, выкрашенных в хну - до ноготка ноги, И бронзовых мужей в зелёных кольцах гада...
5 - И что, и что - ещё?
6 - О, детские мозги!..
Но чтобы не забыть итога наших странствий: От пальмовой лозы до ледяного мха, Везде - везде - везде - на всём земном пространстве Мы видели всё ту ж комедию греха:
Её, рабу одра, с ребячливостью самки Встающую пятой на мыслящие лбы, Его, раба рабы: что в хижине, что в замке Наследственном - всегда - везде - раба рабы!
Мучителя в цветах и мученика в ранах, Обжорство на крови и пляску на костях, Безропотностью толп разнузданных тиранов, - Владык, несущих страх, рабов, метущих прах.
С десяток или два - единственных религий, Все сплошь ведущих в рай - и сплошь вводящих в грех! Подвижничество, та́к носящее вериги, Как сибаритство - шёлк и сладострастье - мех.
И несколько умов, любовников Безумья, Решивших сократить докучный жизни день И в опия морей нырнувших без раздумья, - Вот Матери-Земли извечный бюллетень!
7 Бесплодна и горька наука дальних странствий: Сегодня, как вчера, до гробовой доски - Всё наше же лицо встречает нас в пространстве: Оазис ужаса в песчаности тоски.
Бежать? Пребыть? Беги! Приковывает бремя - Сиди. Один, как крот, сидит, другой бежит, Чтоб только обмануть лихого старца - Время. Есть племя бегунов. Оно - как Вечный Жид.
И как апостолы, по всем морям и сушам Проносится. Убить зовущееся днём - Ни парус им не скор, ни пар. Иные души И в четырёх стенах справляются с врагом.
В тот миг, когда злодей настигнет нас - вся вера Вернётся нам, и вновь воскликнем мы: - вперёд! Как на заре веков мы отплывали в Перу, Авророю лица приветствуя восход.
Чернильною водой - морями глаже лака - Мы весело пойдём между подземных скал. О, эти голоса, так вкрадчиво из мрака Взывающие: - К нам! - О, каждый, кто взалкал
Лотосова плода! Сюда! В любую пору Здесь собирают плод и отжимают сок. Сюда, где круглый год - день лотосова сбора, Где лотосову сну вовек не минет срок.
О, вкрадчивая речь! Нездешней лести нектар! К нам руки тянет друг - чрез чёрный водоём. - Чтоб сердце освежить - плыви к своей Электре! - Нам некая поёт - нас жегшая огнём.
8 Смерть! Старый капитан! В дорогу! Ставь ветрило! Нам скучен этот край! О, Смерть, скорее в путь! Пусть небо и вода - куда черней чернила, Знай, тысячами солнц сияет наша грудь!
Обманутым пловцам раскрой свои глубины! Мы жаждем, обозрев под солнцем всё, что есть, На дно твоё нырнуть - Ад или Рай - едино! - В неведомого глубь - чтоб новое обресть!
Они - отнюдь не составляют единой общности. Возможно, они даже впервые познакомились лишь на борту этой лодки. Их связывает - лишь общий (пускай недолгий, пускай лишь длинною в одну человеческую жизнь - он, действительно, недолгий) - ПУТЬ.
И, тем не менее, это - путь воина, готового к самопожертвованию.
ЧТО ТАКОЕ из себя представляют эти люди? -
Мы все, кто воспитывался ещё в советское время - вполне знаем, кто они.
Это - люди, чаще всего, лишенные патетики. Им, хоть в окопе - в пехоте, или возле зенитки - в артиллерии, или в кабине самолета - в авиации, - им всем не нужны были «высокие слова». Они просто были слишком заняты для этого - заняты не собою, а другими, близкими на тот момент для них, людьми. Близкими - не в смысле «друзей», и не в смысле «любимых» - отнюдь нет, всё ещё проще - близкими В ТОТ МОМЕНТ людьми, находящимися с ними рядом, в пяти - или двадцати пяти - шагах. Они все - очень чутко и точно - слышали, даже чувствовали - боевые команды «Воздух!», «Ложись!», «Огонь!» И - их ответственность за этих, «близких» людей - зависела от точного выполнения этих самых команд-приказов. Это не патетика. Это просто житейская необходимость военного времени. От которой зависело всё - и жизнь тех, кто здесь же, рядом с тобой, и жизнь твоя собственная.
Отдымился бой вчерашний, Высох пот, металл простыл. От окопов пахнет пашней, Летом мирным и простым.
В полверсте, в кустах - противник, Тут шагам и пядям счёт. Фронт. Война. А вечер дивный По полям пустым идёт.
По следам страды вчерашней, По немыслимой тропе; По ничьей, помятой, зряшной Луговой, густой траве;
По земле, рябой от рытвин, Рваных ям, воронок, рвов, Смертным зноем жаркой битвы Опалённых у краёв…
(...)
Ждут, молчат, глядят ребята, Зубы сжав, чтоб дрожь унять. И, как водится, оратор Тут находится под стать.
С удивительной заботой Подсказать тебе горазд: - Вот сейчас он с разворота И начнёт. И жизни даст, Жизни даст!
Со страшным рёвом Самолёт ныряет вниз, И сильнее нету слова Той команды, что готова На устах у всех; - Ложись!..
Смерть есть смерть. Её прихода Все мы ждём по старине. А в какое время года Легче гибнуть на войне?
Летом солнце греет жарко, И вступает в полный цвет Всё кругом. И жизни жалко До зарезу. Летом - нет.
В осень смерть под стать картине, В сон идёт природа вся. Но в грязи, в окопной глине Вдруг загнуться? Нет, друзья…
А зимой - земля, как камень, На два метра глубиной, Привалит тебя комками, - Нет уж, ну её - зимой.
А весной, весной… Да где там, Лучше скажем наперёд: Если горько гибнуть летом, Если осенью - не мёд, Если в зиму дрожь берёт, То весной, друзья, от этой Подлой штуки - душу рвёт.
И какой ты вдруг покорный На груди лежишь земной, Заслонясь от смерти чёрной Только собственной спиной.
Ты лежишь ничком, парнишка Двадцати неполных лет. Вот сейчас тебе и крышка, Вот тебя уже и нет.
Ты прижал к вискам ладони, Ты забыл, забыл, забыл, Как траву щипали кони, Что в ночное ты водил.
Смерть грохочет в перепонках, И далёк, далёк, далёк Вечер тот и та девчонка, Что любил ты и берёг.
И друзей и близких лица, Дом родной, сучок в стене… Нет, боец, ничком молиться Не годится на войне.
Нет, товарищ, зло и гордо, Как закон велит бойцу, Смерть встречай лицом к лицу, И хотя бы плюнь ей в морду, Если всё пришло к концу…
Ну-ка, что за перемена? То не шутки - бой идёт. Встал один и бьет с колена Из винтовки в самолёт.
Трёхлинейная винтовка На брезентовом ремне, Да патроны с той головкой, Что страшна стальной броне.
Бой неравный, бой короткий, Самолёт чужой, с крестом, Покачнулся, точно лодка, Зачерпнувшая бортом.
Накренясь, пошёл по кругу, Кувыркается над лугом, - Не задерживай - давай, В землю штопором въезжай!
Сам стрелок глядит с испугом: Что наделал невзначай.
Скоростной, военный, чёрный, Современный, двухмоторный Самолёт - стальная снасть - Ухнул в землю, завывая, Шар земной пробить желая И в Америку попасть.
- Не пробил, старался слабо. - Видно, место прогадал.
- Кто стрелял? - звонят из штаба. - Кто стрелял, куда попал?
Адъютанты землю роют, Дышит в трубку генерал. - Разыскать тотчас героя, Кто стрелял? - А кто стрелял?
Кто не спрятался в окопчик, Поминая всех родных, Кто он - свой среди своих - Не зенитчик и не лётчик, А герой - не хуже их?
Вот он сам стоит с винтовкой, Вот поздравили его. И как будто всем неловко - Неизвестно отчего.
Виноваты, что ль, отчасти? И сказал сержант спроста: - Вот что значит парню счастье, Глядь - и орден, как с куста!
Не промедливши с ответом, Парень сдачу подаёт: - Не горюй, у немца этот - Не последний самолёт…
С этой шуткой-поговоркой, Облетевшей батальон, Перешёл в герои Тёркин, - Это был, понятно, он.
О ГЕРОЕ
- Нет, поскольку о награде Речь опять зашла, друзья, То уже не шутки ради Кое-что добавлю я.
Как-то в госпитале было. День лежу, лежу второй. Кто-то смотрит мне в затылок, Погляжу, а то - герой.
Сам собой, сказать, - мальчишка, Недолеток-стригунок. И мутит меня мыслишка: Вот он мог, а я не мог…
Разговор идёт меж нами, И спроси я с первых слов: - Вы откуда родом сами - Не из наших ли краёв?
Смотрит он: - А вы откуда? - Отвечаю: - Так и так, Сам как раз смоленский буду, Может, думаю, земляк?
Аж привстал герой: - Ну что вы, Что вы, - вскинул головой, - Я как раз из-под Тамбова, - И потрогал орден свой.
И умолкнул. И похоже, Подчеркнуть хотел он мне, Что таких, как он, не может Быть в смоленской стороне;
Что уж так они вовеки Различаются места, Что у них ручьи и реки И сама земля не та, И полянки, и пригорки, И козявки, и жуки…
И куда ты, Васька Тёркин, Лезешь сдуру в земляки!
Так ли, нет - сказать, - не знаю, Только мне от мысли той Сторона моя родная Показалась сиротой, Сиротинкой, что не видно На народе, на кругу…
Так мне стало вдруг обидно, - Рассказать вам не могу.
Это да, что я не гордый По характеру, а всё ж Вот теперь, когда я орден Нацеплю, скажу я: врешь!
Мы в землячество не лезем, Есть свои у нас края. Ты - тамбовский? Будь любезен. А смоленский - вот он я.
Не иной какой, не энский, Безымянный корешок, А действительно смоленский, Как дразнили нас, рожок.
Не кичусь родным я краем, Но пройди весь белый свет - Кто в рожки тебе сыграет Так, как наш смоленский дед.
Заведёт, задует сивая Лихая борода: Ты куда, моя красивая, Куда идёшь, куда…
И ведёт, поёт, заяривает - Ладно, что без слов, Со слезою выговаривает Радость и любовь.
И за ту одну старинную За музыку-рожок В край родной дорогу длинную Сто раз бы я прошёл,
Мне не надо, братцы, ордена, Мне слава не нужна, А нужна, больна мне родина, Родная сторона!
… Стоит лишь немного «поскрести» советского человека - и мы вновь видим нашего, отнюдь не высокопарного и не патетичного - но, героя. Героя самой кровопролитной в двадцатом веке Войны. Вполне простого парня, отнюдь не эталонного, и курящего, и такого, который не прочь просто поболтать, или «забить козла» во дворе с приятелями… Но, самое интересное наступает - когда наше Прошлое - то есть, история нашей страны - врастает в нас своими корнями. Становится - частью нашей - не только жизни, но и человеческой органики.
***
В фантастическом рассказе Кира Булычева «Можно попросить Нину?» происходит совершенно удивительное смещение, и затем - слияние времени, благодаря которому Москва 70-х годов на некоторое время становится Москвой военных будней 1942 года. Пронзительный, очень душевный рассказ - и вот, мы опять в своем привычном, отнюдь не комфортном, но - таком привычном! - окружении…
[- Можно попросить Нину? - сказал я.]- Можно попросить Нину? - сказал я. - Это я, Нина. - Да? Почему у тебя такой странный голос? - Странный голос? - Не твой. Тонкий. Ты огорчена чем-нибудь? - Не знаю. - Может быть, мне не стоило звонить? - А кто говорит? - С каких пор ты перестала меня узнавать? - Кого узнавать?
Голос был моложе Нины лет на двадцать. А на самом деле Нинин голос лишь лет на пять моложе хозяйки. Если человека не знаешь, по голосу его возраст угадать трудно. Голоса часто старятся раньше владельцев. Или долго остаются молодыми.
- Ну ладно, - сказал я. - Послушай, я звоню тебе почти по делу. - Наверное, вы все-таки ошиблись номером, - настаивала Нина. - Я вас не знаю. - Это я, Вадим, Вадик, Вадим Николаевич! Что с тобой? - Ну вот! - Нина вздохнула, будто ей жаль было прекращать разговор. - Я не знаю никакого Вадика и Вадима Николаевича. - Простите, - извинился я и повесил трубку.
Я не сразу набрал номер снова. Конечно, я просто не туда попал. Мои пальцы не хотели звонить Нине. И набрали не тот номер. А почему они не хотели?
Я отыскал на столе пачку кубинских сигарет. Крепких, как сигары. Их, наверное, делают из обрезков сигар. Какое у меня может быть дело к Нине? Или почти дело? Никакого. Просто хотелось узнать, дома ли она. А если ее нет дома, это ничего не меняет. Она может быть, например, у мамы. Или в театре, потому что она тысячу лет не была в театре.
Я позвонил Нине.
- Нина? - спросил я. - Нет, Вадим Николаевич, - ответила Нина. - Вы опять ошиблись. Вы какой номер набираете? - 149-40-89. - А у меня Арбат - один - тридцать два - пять три. - Конечно, - сказал я. - Арбат - это четыре? - Арбат - это Г. - Ничего общего, - пробормотал я. - Извините, Нина. - Пожалуйста, - сказала Нина. - Я все равно не занята. - Постараюсь к вам больше не попадать, - пообещал я. - Где-то заклинило. Вот и попадаю к вам. Очень плохо телефон работает. - Да, - согласилась Нина.
Я повесил трубку.
Надо подождать. Или набрать сотню. Время. Что-то замкнется в перепутавшихся линиях на станции. И я дозвонюсь. «Двадцать два часа ровно», - ответила женщина по телефону 100. Я вдруг подумал, что если ее голос записали давно, десять лет назад, то она набирает номер 100, когда ей скучно, когда она одна дома, и слушает свой голос, свой молодой голос. А может быть, она умерла. И тогда ее сын или человек, который ее любил, набирает сотню и слушает ее голос.
Я позвонил Нине.
- Я вас слушаю, - отозвалась Нина молодым голосом. - Это опять вы, Вадим Николаевич? - Да, - сказал я. - Видно, наши телефоны соединились намертво. Вы только не сердитесь, не думайте, что я шучу. Я очень тщательно набирал номер, который мне нужен. - Конечно, конечно, - быстро согласилась Нина. - Я ни на минутку не подумала. А вы очень спешите, Вадим Николаевич? - Нет, - ответил я. - У вас важное дело к Нине? - Нет, я просто хотел узнать, дома ли она. - Соскучились? - Как вам сказать… - Я понимаю, ревнуете, - предположила Нина. - Вы смешной человек, - произнес я. - Сколько вам лет, Нина? - Тринадцать. А вам? - Больше сорока. Между нами толстенная стена из кирпичей. - И каждый кирпич - это месяц, правда? - Даже один день может быть кирпичом. - Да, - вздохнула Нина, - тогда это очень толстая стена. А о чем вы думаете сейчас? - Трудно ответить. В данную минуту ни о чем. Я же разговариваю с вами. - А если бы вам было тринадцать лет или даже пятнадцать, мы могли бы познакомиться, - сказала Нина. - Это было бы очень смешно. Я бы сказала: приезжайте завтра вечером к памятнику Пушкину. Я вас буду ждать в семь часов ровно. И мы бы друг друга не узнали. Вы где встречаетесь с Ниной? - Как когда. - И у Пушкина? - Не совсем. Мы как-то встречались у «России». - Где? - У кинотеатра «Россия». - Не знаю. - Ну, на Пушкинской. - Все равно почему-то не знаю. Вы, наверное, шутите. Я хорошо знаю Пушкинскую площадь. - Не важно, - сказал я. - Почему? - Это давно было. - Когда? Девочке не хотелось вешать трубку. Почему-то она упорно продолжала разговор. - Вы одна дома? - спросил я. - Да. Мама в вечернюю смену. Она медсестра в госпитале. Она на ночь останется. Она могла бы прийти и сегодня, но забыла дома пропуск. - Ага, - согласился я. - Ладно, ложись спать, девочка. Завтра в школу. - Вы со мной заговорили как с ребенком. - Нет, что ты, я говорю с тобой как со взрослой. - Спасибо. Только сами, если хотите, ложитесь спать с семи часов. До свидания. И больше не звоните своей Нине. А то опять ко мне попадете. И разбудите меня, маленькую девочку.
Я повесил трубку. Потом включил телевизор и узнал о том, что луноход прошел за смену 337 метров. Луноход занимался делом, а я бездельничал. В последний раз я решил позвонить Нине уже часов в одиннадцать, целый час занимал себя пустяками и решил, что, если опять попаду на девочку, повешу трубку сразу.
- Я так и знала, что вы еще раз позвоните, - сказала Нина, подойдя к телефону. - Только не вешайте трубку. Мне, честное слово, очень скучно. И читать нечего. И спать еще рано. - Ладно, - согласился я. - Давайте разговаривать. А почему вы так поздно не спите? - Сейчас только восемь, - сказала Нина. - У вас часы отстают, - отозвался я. - Уже двенадцатый час. Нина засмеялась. Смех у нее был хороший, мягкий. - Вам так хочется от меня отделаться, что просто ужас, - объяснила она. - Сейчас октябрь, и поэтому стемнело. И вам кажется, что уже ночь. - Теперь ваша очередь шутить? - спросил я. - Нет, я не шучу. У вас не только часы врут, но и календарь врет. - Почему врет? - А вы сейчас мне скажете, что у вас вовсе не октябрь, а февраль. - Нет, декабрь, - ответил я. И почему-то, будто сам себе не поверил, посмотрел на газету, лежавшую рядом, на диване. «Двадцать третье декабря» - было написано под заголовком.
Мы помолчали немного, я надеялся, что она сейчас скажет «до свидания». Но она вдруг спросила: - А вы ужинали? - Не помню, - сказал я искренне. - Значит, не голодный. - Нет, не голодный. - А я голодная. - А что, дома есть нечего? - Нечего! - подтвердила Нина. - Хоть шаром покати. Смешно, да? - Даже не знаю, как вам помочь, - сказал я. - И денег нет? - Есть, но совсем немножко. И все уже закрыто. А потом, что купишь? - Да, - согласился я, - все закрыто. Хотите, я пошурую в холодильнике, посмотрю, что там есть? - У вас есть холодильник? - Старый, - ответил я. - «Север». Знаете такой? - Нет, - призналась Нина. - А если найдете, что потом? - Потом? Я схвачу такси и подвезу вам. А вы спуститесь к подъезду и возьмете. - А вы далеко живете? Я - на Сивцевом Вражке. Дом 15/25. - А я на Мосфильмовской. У Ленинских гор. За университетом. - Опять не знаю. Только это не важно. Вы хорошо придумали, и спасибо вам за это. А что у вас есть в холодильнике? Я просто так спрашиваю, не думайте. - Если бы я помнил, - пробормотал я. - Сейчас перенесу телефон на кухню, и мы с вами посмотрим. Я прошел на кухню, и провод тянулся за мной, как змея. - Итак, - сказал я, - открываем холодильник. - А вы можете телефон носить с собой? Никогда не слышала о таком. - Конечно, могу. А ваш телефон где стоит? - В коридоре. Он висит на стенке. И что у вас в холодильнике? - Значит, так… что тут, в пакете? Это яйца, неинтересно. - Яйца? - Ага. Куриные. Вот, хотите, принесу курицу? Нет, она французская, мороженая. Пока вы ее сварите, совсем проголодаетесь. И мама придет с работы. Лучше мы возьмем колбасы. Или нет, нашел марокканские сардины, шестьдесят копеек банка. И к ним есть полбанки майонеза. Вы слышите? - Да, - ответила Нина совсем тихо. - Зачем вы так шутите? Я сначала хотела засмеяться, а потом мне стало грустно. - Это еще почему? В самом деле так проголодались? - Нет, вы же знаете. - Что я знаю? - Знаете, - настаивала Нина. Потом помолчала и добавила: - Ну и пусть! Скажите, а у вас есть красная икра? - Нет, - признался я. - Зато есть филе палтуса. - Не надо, хватит, - сказала Нина твердо. - Давайте отвлечемся. Я же все поняла. - Что поняла? - Что вы тоже голодный. А что у вас из окна видно? - Из окна? Дома, копировальная фабрика. Как раз сейчас, полдвенадцатого, смена кончается. И много девушек выходит из проходной. И еще виден «Мосфильм». И пожарная команда. И железная дорога. Вот по ней сейчас идет электричка. - И вы все видите? - Электричка, правда, далеко идет. Видна только цепочка огоньков, окон! - Вот вы и врете! - Нельзя так со старшими разговаривать, - отозвался я. - Я не могу врать. Я могу ошибаться. Так в чем же я ошибся? - Вы ошиблись в том, что видите электричку. Ее нельзя увидеть. - Что же она, невидимая, что ли? - Нет, она видимая, только окна светиться не могут. Да вы вообще из окна не выглядывали. - Почему? Я стою перед самым окном. - А у вас в кухне свет горит? - Конечно, а как же я в темноте в холодильник бы лазил. У меня в нем перегорела лампочка. - Вот, видите, я вас уже в третий раз поймала. - Нина, милая, объясни мне, на чем ты меня поймала. - Если вы смотрите в окно, то откинули затемнение. А если откинули затемнение, то потушили свет. Правильно? - Неправильно. Зачем же мне затемнение? Война, что ли? - Ой-ой-ой! Как же можно так завираться? А что же, мир, что ли? - Ну, я понимаю, Вьетнам, Ближний Восток… Я не об этом. - И я не об этом… Постойте, а вы инвалид? - К счастью, все у меня на месте. - У вас бронь? - Какая бронь? - А почему вы тогда не на фронте?
Вот тут я в первый раз заподозрил неладное. Девочка меня вроде бы разыгрывала. Но делала это так обыкновенно и серьезно, что чуть было меня не испугала.
- На каком я должен быть фронте, Нина? - На самом обыкновенном. Где все. Где папа. На фронте с немцами. Я серьезно говорю, я не шучу. А то вы так странно разговариваете. Может быть, вы не врете о курице и яйцах? - Не вру, - признался я. - И никакого фронта нет. Может быть, и в самом деле мне подъехать к вам? - Так я в самом деле не шучу! - почти крикнула Нина. - И вы перестаньте. Мне было сначала интересно и весело. А теперь стало как-то не так. Вы меня простите. Как будто вы не притворяетесь, а говорите правду. - Честное слово, девочка, я говорю правду, - сказал я. - Мне даже страшно стало. У нас печка почти не греет. Дров мало. И темно. Только коптилка. Сегодня электричества нет. И мне одной сидеть ой как не хочется. Я все теплые вещи на себя накутала. И тут же она резко и как-то сердито повторила вопрос: - Вы почему не на фронте? - На каком я могу быть фронте? Какой может быть фронт в семьдесят втором году?! - Вы меня разыгрываете?
Голос опять сменил тон, был он недоверчив, был он маленьким, три вершка от пола. И невероятная, забытая картинка возникла перед глазами - то, что было со мной, но много лет, тридцать или больше лет назад. Когда мне тоже было двенадцать лет. И в комнате стояла «буржуйка». И я сижу на диване, подобрав ноги. И горит свечка, или это была керосиновая лампа? И курица кажется нереальной, сказочной птицей, которую едят только в романах, хотя я тогда не думал о курице…
- Вы почему замолчали? - спросила Нина. - Вы лучше говорите. - Нина, - сказал я, - какой сейчас год? - Сорок второй, - ответила Нина.
И я уже складывал в голове ломтики несообразностей в ее словах. Она не знает кинотеатра «Россия». И номер телефона у нее только из шести цифр. И затемнение…
- Ты не ошибаешься? - спросил я. - Нет, - стояла на своем Нина.
Она верила в то, что говорила. Может, голос обманул меня? Может, ей не тринадцать лет? Может, она сорокалетняя женщина, заболела еще тогда, девочкой, и ей кажется, что она осталась там, где война?
- Послушайте, - сказал я спокойно, - не вешайте трубку. Сегодня двадцать третье декабря 1972 года. Война кончилась двадцать семь лет назад. Вы это знаете? - Нет, - сказала Нина. - Теперь знайте. Сейчас двенадцатый час… Ну как вам объяснить? - Ладно, - сказала Нина покорно. - Я тоже знаю, что вы не привезете мне курицу. Мне надо было догадаться, что французских кур не бывает. - Почему? - Во Франции немцы. - Во Франции давным-давно нет никаких немцев. Только если туристы. Но немецкие туристы бывают и у нас. - Как так? Кто их пускает? - А почему не пускать? - Вы не вздумайте сказать, что фрицы нас победят! Вы, наверное, просто вредитель или шпион? - Нет, я работаю в СЭВе, в Совете Экономической Взаимопомощи. Занимаюсь венграми. - Вот и опять врете! В Венгрии фашисты. - Венгры давным-давно прогнали своих фашистов. Венгрия - социалистическая республика. - Ой, а я уж боялась, что вы и в самом деле вредитель. А вы все-таки все выдумываете. Нет, не возражайте. Вы лучше расскажите мне, как будет потом. Придумайте что хотите, только чтобы было хорошо. Пожалуйста. И извините меня, что я так с вами грубо разговаривала. Я просто не поняла.
И я не стал больше спорить. Как объяснить это? Я опять представил себе, как сижу в этом самом сорок втором году, как мне хочется узнать, когда наши возьмут Берлин и повесят Гитлера. И еще узнать, где я потерял хлебную карточку за октябрь. И сказал: - Мы победим фашистов 9 мая 1945 года. - Не может быть! Очень долго ждать. - Слушай, Нина, и не перебивай. Я знаю лучше. И Берлин мы возьмем второго мая. Даже будет такая медаль - «За взятие Берлина». А Гитлер покончит с собой. Он примет яд. И даст его Еве Браун. А потом эсэсовцы вынесут его тело во двор имперской канцелярии, и обольют бензином, и сожгут.
Я рассказывал это не Нине. Я рассказывал это себе. И я послушно повторял факты, если Нина не верила или не понимала сразу, возвращался, когда она просила пояснить что-нибудь, и чуть было не потерял вновь ее доверия, когда сказал, что Сталин умрет. Но я потом вернул ее веру, поведав о Юрии Гагарине и о новом Арбате. И даже насмешил Нину, рассказав о том, что женщины будут носить брюки-клеш и совсем короткие юбки. И даже вспомнил, когда наши перейдут границу с Пруссией. Я потерял чувство реальности. Девочка Нина и мальчишка Вадик сидели передо мной на диване и слушали. Только они были голодные как черти. И дела у Вадика обстояли даже хуже, чем у Нины: хлебную карточку он потерял, и до конца месяца им с матерью придется жить на одну карточку - рабочую карточку, потому что Вадик посеял свою где-то во дворе, и только через пятнадцать лет он вдруг вспомнит, как это было, и будет снова расстраиваться, потому что карточку можно было найти даже через неделю; она, конечно, свалилась в подвал, когда он бросил на решетку пальто, собираясь погонять в футбол. И я сказал, уже потом, когда Нина устала слушать то, что полагала хорошей сказкой: - Ты знаешь Петровку? - Знаю, - сказала Нина. - А ее не переименуют? - Нет. Так вот… Я рассказал, как войти во двор под арку и где в глубине двора есть подвал, закрытый решеткой. И если это октябрь сорок второго года, середина месяца, то в подвале, вернее всего, лежит хлебная карточка. Мы там, во дворе играли в футбол, и я эту карточку потерял.
- Какой ужас! - сказала Нина. - Я бы этого не пережила. Надо сейчас же ее отыскать. Сделайте это.
Она тоже вошла во вкус игры, и где-то реальность ушла, и уже ни она, ни я не понимали, в каком году мы находимся, - мы были вне времени, ближе к ее сорок второму году.
- Я не могу найти карточку, - объяснил я. - Прошло много лет. Но если сможешь, зайди туда, подвал должен быть открыт. В крайнем случае скажешь, что карточку обронила ты.
И в этот момент нас разъединили.
Нины не было. Что-то затрещало в трубке, женский голос произнес: - Это 143-18-15? Вас вызывает Орджоникидзе. - Вы ошиблись номером, - ответил я. - Извините, - сказал женский голос равнодушно.
И были короткие гудки.
Я сразу же набрал снова Нинин номер. Мне нужно было извиниться. Нужно было посмеяться вместе с девочкой. Ведь получилась, в общем, чепуха…
- Да, - сказал голос Нины. Другой Нины. - Это вы? - спросил я. - А, это ты, Вадим? Что, тебе не спится? - Извини, - сказал я. - Мне другая Нина нужна. - Что?
Я повесил трубку и снова набрал номер.
- Ты с ума сошел? - спросила Нина. - Ты пил? - Извини, - сказал я и снова бросил трубку.
Теперь звонить было бесполезно. Звонок из Орджоникидзе все вернул на свои места. А какой у нее настоящий телефон? Арбат - три, нет, Арбат - один - тридцать два - тринадцать… Нет, сорок…
Взрослая Нина позвонила мне сама.
- Я весь вечер сидела дома, - сказала она. - Думала, ты позвонишь, объяснишь, почему ты вчера так вел себя. Но ты, видно, совсем сошел с ума. - Наверное, - согласился я. Мне не хотелось рассказывать ей о длинных разговорах с другой Ниной. - Какая еще другая Нина? - спросила она. - Это образ? Ты хочешь видеть меня иной? - Спокойной ночи, Ниночка, - сказал я. - Завтра все объясню.
…Самое интересное, что у этой странной истории был не менее странный конец. На следующий день утром я поехал к маме. И сказал, что разберу антресоли. Я три года обещал это сделать, а тут приехал сам. Я знаю, что мама ничего не выкидывает. Из того, что, как ей кажется, может пригодиться. Я копался часа полтора в старых журналах, учебниках, разрозненных томах приложений к «Ниве». Книги были не пыльными, но пахли старой, теплой пылью. Наконец я отыскал телефонную книгу за 1950 год. Книга распухла от вложенных в нее записок и заложенных бумажками страниц, углы которых были обтрепаны и замусолены. Книга была настолько знакома, что казалось странным, как я мог ее забыть, - если б не разговор с Ниной, так бы никогда и не вспомнил о ее существовании. И стало чуть стыдно, как перед честно отслужившим костюмом, который отдают старьевщику на верную смерть. Четыре первые цифры известны. Г-1-32… И еще я знал, что телефон, если никто из нас не притворялся, если надо мной не подшутили, стоял в переулке Сивцев Вражек, в доме 15/25. Никаких шансов найти телефон не было. Я уселся с книгой в коридоре, вытащив из ванной табуретку. Мама ничего не поняла, улыбнулась только, проходя мимо, и сказала: - Ты всегда так. Начинаешь разбирать книги, зачитываешься через десять минут, и уборке конец. Она не заметила, что я читаю телефонную книгу.
Я нашел этот телефон. Двадцать лет назад он стоял в той же квартире, что и в сорок втором году. И записан был на Фролову К.Г.
Согласен, я занимался чепухой. Искал то, чего и быть не могло. Но вполне допускаю, что процентов десять вполне нормальных людей, окажись они на моем месте, сделали бы то же самое. И я поехал на Сивцев Вражек.
Новые жильцы в квартире не знали, куда уехали Фроловы. Да и жили ли они здесь? Но мне повезло в домоуправлении. Старенькая бухгалтерша помнила Фроловых, с ее помощью я узнал все, что требовалось, через адресный стол.
Уже стемнело. По новому району среди одинаковых панельных башен гуляла поземка. В стандартном двухэтажном магазине продавали французских кур в покрытых инеем прозрачных пакетах. У меня появился соблазн купить курицу и принести ее, как обещал, хоть и с тридцатилетним опозданием. Но я хорошо сделал, что не купил ее. В квартире никого не было. И по тому, как гулко разносился звонок, мне показалось, что здесь люди не живут. Уехали.
Я хотел было уйти, но потом, раз уж забрался так далеко, позвонил в дверь рядом. - Скажите, Фролова Нина Сергеевна - ваша соседка? Парень в майке, с дымящимся паяльником в руке, ответил равнодушно: - Они уехали. - Куда? - Месяц как уехали на Север. До весны не вернутся. И Нина Сергеевна, и муж ее.
Я извинился, начал спускаться по лестнице. И думал, что в Москве, вполне вероятно, живет не одна Нина Сергеевна Фролова 1930 года рождения. И тут дверь сзади снова растворилась.
- Погодите, - сказал тот же парень. - Мать что-то сказать хочет.
Мать его тут же появилась в дверях, запахивая халат.
- А вы кем ей будете? - Так просто. - ответил я. - Знакомый. - Не Вадим Николаевич? - Вадим Николаевич. - Ну вот, - обрадовалась женщина, - чуть было вас не упустила. Она бы мне никогда этого не простила. Нина так и сказала: не прощу. И записку на дверь приколола. Только записку, наверное, ребята сорвали. Месяц уже прошел. Она сказала, что вы в декабре придете. И даже сказала, что постарается вернуться, но далеко-то как…
Женщина стояла в дверях, глядела на меня, словно ждала, что я сейчас открою какую-то тайну, расскажу ей о неудачной любви. Наверное, она и Нину пытала: кто он тебе? И Нина тоже сказала ей: «Просто знакомый».
Женщина выдержала паузу, достала письмо из кармана халата.
«Дорогой Вадим Николаевич! Я, конечно, знаю, что вы не придете. Да и как можно верить детским мечтам, которые и себе самой уже кажутся только мечтами. Но ведь хлебная карточка была в том самом подвале, о котором вы успели мне сказать…»
***
Это - уже не ностальгия. Это - довольно скоро - может стать нашим будущим.