В.Э.Багдасарян
Доклад на
научном семинаре - круглом столе «Великая Отечественная: закончилась ли битва?»
«Великая Отечественная: закончилась ли битва?» (17 апреля 2015 г., Москва).
В последние несколько лет развертывается широкая, в масштабах страны, информационная кампания, в связи с памятью о Великой Победе. Казалось бы, делается все правильно, отдается дань памяти павшим, создаются художественные образы героев, проводятся конференции, разоблачаются провокации ревизионистов и фальсификаторов. Если бы не одно но… За Победой в Великой Отечественной последовала катастрофа поражения в «Холодной войне». Результаты, достигнутые более семидесяти лет назад, оказались аннулированы.
И тут важна констатация, что научное историческое сообщество к вызовам «новой холодной войны» оказалось совершенно не готово. Начну с оценки того, что произошло с исторической наукой, которая, казалось бы, и должна профессионально отражать информационно-психологическое наступление на Россию в фокусе истории освещать, и представлять, анализировать ситуацию, связанную с войной.
Я бы произошедшее определил как декогнитивизацию исторической науки. Происходит снижение планки от больших смыслов и больших проблем к феноменологии частных вопросов и образов. Священная история, в рамках которой историческое соединяется с ценностным, упразднена. Историософия, соединяющая историю с большими смыслами, лишается права считаться научной дисциплиной. Дальше упраздняется и история, понимаемая как развертываемый временной процесс. Вместе с этим упразднением происходит отказ от выдвижения мегавременных объяснительных моделей. Следующим шагом начинает деструктурироваться и история как факт, поскольку любой фактологический инцидент всегда интерпретируем. Остается в итоге история как источник. Свято место, как известно, не бывает пусто. Позиции, оставленные российской исторической наукой, замещаются другими.
Через принятие навязываемой извне исторической матрицы, происходит, как нечто само собой разумеющееся, замещение ценностей, смыслов, объяснительных моделей и интерпретаций. (Рис. 1).
Рис. 1. Декогнитивизация исторической науки как фактор десуверенизации
Как это отразилось на истории изучения Великой Отечественной войны? Понятно, что если это война, то в каждой войне есть противник. Соответственно, возникает тривиальный вопрос, а кто был противником с той стороны? И этот вопрос о противнике последовательно размывается и выхолащивается. С началом войны фашизм определялся, как мировое зло, вспоминая слова великой песни, «отродье человечества». Фашизм рассматривался как воплощенное зло, близкое к злу абсолютному. Далее фашизм определялся в советской историографии как экстремальное проявление империализма. Следующим этапом понимание фашизма исторически суживалось до трактовки его в качестве идеологии крайне правых 1920-х - первой половины 1940-х годов. Дальше масштаб определения противника еще более сузился. Выдвигается тезис о некорректности использования дефиниции фашизм, который имел место исключительно в Италии. В качестве противника теперь номинируется нацизм (национал-социализм). Дальнейшая конкретизация приводит к определению в качестве врага НСДАП и гитлеризма. И, наконец, имея ввиду тренд перехода к изучению истории повседневности, антропологизации истории, онтологический противник вообще исчезает. Враг оказывается не номинирован, и его определение размыто. (Рис. 2)
Рис. 2. Кто был противником в Великой Отечественной войне?
Геополитическая борьба может, как известно, вестись различными способами. Прямые военные действия далеко не единственный способ. Воздействовать на противника можно не только через силу, но и через поражение сознания, подмену ценностей. Первый тип войны может быть раскрыт через резонансное высказывание отставного американского генерала Роберта Скейлза о том, что суть политики на Украине - убивать русских как можно больше. Войну второго типа раскрывают слова Отто фон Бисмарка: «Русских невозможно победить, мы убедились в этом сотни раз, но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят себя сами».
Еще неизвестно какой тип борьбы наиболее опасен. По отношению к первому типу войн Россия выработала крепкую иммунную систему. Ко второму - оказалась не готова в должной мере. (Рис. 3).
Рис. 3. Война входит в природу глобализации
Фашизм в 1945 году был побежден в прямом противостоянии. Тогда имелся очевидный враг, и требовалось противодействовать всеми способами реализации вражеских планов. Но фашизм был лишь этапом в многовековой истории мировой экспансии Запада. После низвержения Гитлера западный проект не пресекся. Сменилась со временем лишь тактика борьбы с Россией. То, что не удалось Гитлеру с помощью военной силы, удалось посредством прививки ложных ценностей и идей. Гитлеровские планы в отношении политики на оккупированной территории достаточно хорошо известны. После уничтожения СССР все составляющие этого плана были реализованы буквально по пунктам. Реализовано они были без войны в классическом ее понимании. (Рис. 4).
Рис. 4. План «Ost» и современные реалии
А что историческая наука? Обратимся к содержанию немецкой школьной исторической политики на оккупированных территориях.
Во время войны, на оккупированных территориях не все школы были закрыты. В функционирующих школах велось преподавание неких гуманитарных дисциплин. Было два фиксируемых этапа нацистской политики в определении их содержания. Первый этап - объяснения истории России через борьбу азиатского и европейского начала. Азиатское представлялось со знаком минус, европейское - со знаком плюс. Оккупация и приход фашизма преподносилось как новая европеизация России и оценивалось как благо. Новый порядок, который устанавливался нацистами, преподносился как очередной этап российской европеизации. А не точно ли так выстраивается у нас изложение российского исторического процесса? Заявляется наличие общего мирового тренда, европейских ценностей, служивших основой модернизации России. Правильный вектор российского исторического развития, точно также как в гитлеровских циркулярах - европеизация. (Рис. 5).
Рис. 5. История России для российских школ в изложении немецких оккупационных властей периода Великой Отечественной войны
Однако на практике выстроить таким образом образовательный процесс не получалось.
И тогда осуществляется переход ко второму этапу. Суть его состояла в выхолащивании из истории больших смыслов, сужение континуума. От рассмотрения больших процессов уходили к рассмотрению жизни человека в ситуационном измерении. Новый предмет получил привлекательное наименование - «родиноведение». Что плохого в родиноведении? От большой истории в родионоведческом курсе отказывались вообще. Историю страны в рамках родионоведения не изучали, а изучали историю сел, историю фамилий, историю человека в быту, человека в повседневности. Ничего плохого в изучении истории повседневности нет. Но когда микроистория противопоставляется большой истории, это подрывает ту общность, которая выстраивается на соответствующем едином историческом сознании. (Рис. 6). А не тоже ли самое происходит сегодня?
Вместо истории как процесса, истории как концепции дается история как информация. В качестве наиболее перспективного направления рассматривается история повседневности, история локалитетов.
Рис. 6. Что изучали школьники на оккупированных территориях?
Обратимся к гитлеровской пропаганде среди советского населения. Смысл ее состоял в том, чтобы отделить народ в СССР от государственной власти. Выстраивалась дихотомия: с одной стороны, власть, жестокий тиран Сталин, с другой - народ. А теперь обратимся к тому, как преподносится в изложении истории войны с либеральных позиций. Та же самая дихотомия: была плохая власть и народ, добившейся победы вопреки Сталину. (Рис. 7).
Рис. 7. Антисоветские плакаты периода войны: отделить народ от государства
После проигрыша в «холодной войне» поражены оказались все те факторы, за счет которых семьдесят лет назад была достигнута Победа. Случайно ли такое факторное поражение? Если рассматривать глобальные войны ни как стечение обстоятельств - «так получилось», а реализацию проектных замыслов в геополитической борьбе, то в подрыве мощностных оснований России, способности ее противостоять врагу, обнаруживается с очевидностью целевой замысел. (Рис. 8).
Рис. 8. Факторы Победы: семьдесят лет назад и сегодня
Большую информацию к размышлениям предоставляют данные социологического опросного проекта «Мировые ценности». Мониторировалась, в частности, позиция о готовности населения сражаться за свою страну. Положение России оказалось ниже мирового уровня и одним из аутсайдерских. (Рис. 9).
Рис. 9. Опрос: World Values Survey Wave 6: 2010-2014. Удельный вес населения по странам мира, готового сражаться за свою страну, %
Проводимый с 1981 года опрос позволяет проследить отношение различных стран в динамике. И мы видим, как последовательно снижается удельный вес готовых сражаться за свою страну среди российского населения. Еще на начало 1990-х годов этот показатель в России был выше, чем в целом по миру. Но с этого времени ситуация принципиально ухудшилась, выражаясь устойчивым понижательным трендом. (Рис. 10).
Рис. 10. Опрос: World Values Survey Wave 6: 2010-2014. Удельный вес населения по странам мира, готового сражаться за свою страну, (историческая динамика), %
Очевидно, что процесс информационного наступления на историю войны, ревизии ее итогов, управляем. Каковы цели этих ревизий? Сегодня очевидными становятся попытки изменения системы Ялтинско-Потсдамского мироустройства. Речь идет о пересмотре итогов Второй мировой войны. Джордж Буш прямо говорил во время подготовки к празднованию прошлого юбилея Победы, ее шестидесятилетию о том, что Ялтинская решения несправедлива и фундаментально устарела.
Необходимо отдавать себе отчет, что все основополагающие принципы и институты жизнеустройства современного человечества восходят к 1945 году. Соответственно, и попытки делегитимизации модели, установленной семьдесят лет назад, неизбежно повергают мир в состояние хаоса. Делегитимизация итогов Второй мировой войны предполагает, соответственно, легитимизацию тех акторов и того устройства, которые были низвергнуты в результате Великой Победы. Не случайно, сегодня через семьдесят лет вновь поднимают голову фашизм и нацизм. Предпринимаются попытки их исторической реабилитации. Переписываются под этим углом зрения учебники истории. И вот уже фашистская идеология оказывается масштабной политической силой. Над миром реально нависает угроза новой фашизации.
Целевые установки такого рода историографических ревизий - реконструируемы. Будучи державой, внесшей основой вклад в победу над фашизмом, СССР, в соответствии с моделью Ялтинского мироустройства, выступал естественным гарантом недопущения новых мировых угроз фашизации. Эта роль была унаследована от него в качестве правопреемника Российской Федерацией. Ревизия итогов Второй мировой войны подразумевает в качестве политического последствия оттеснение России на периферию мировой политики. Уже воспроизводятся частично контуры довоенной модели Версальско-Вашингтонской системы, в соответствии с которой Советская Россия оказывалась в положении «мирового изгоя». Санкции, перспективы всеобъемлющей блокады, выстраивание «санитарного кордона», создание приграничных зон военной эскалации - все эти современные реалии представляют собой достаточно известный исторически инструментарий. (Рис. 11)
Рис. 11. Кампания по ревизии Ялтинско-Потсдамской системы
Ревизия истории Великой Отечественной войны развертывается синхронно по двум направлениям. (Рис. 12). В обоих случаях цель одна - лишить Россию ее победы. Делается это двумя способами.
Ревизия №1 состоит в утверждении позиции, что СССР к победе не причастен. На роль победителей утверждаются другие акторы. Лишить победы можно даже без прямой фальсификации, а через элементарное замалчивание фактов. Если не говорить о битвах на советско-германском фронте, а исключительно о битвах в Западной Европе, Африке и Тихом океане, то целевым образом формируется представление, что решающие события войны развертывались именно там.
Ревизия №2 заключается в проведении тезиса, что нахождение СССР в числе государств победителей нелигитимно. Нелигитимность обосновывается утверждением о подобности советского, сталинского режима германскому, фашистскому. Если же советский режим подобен фашистскому, то, по этой логике, место СССР должно было бы быть не среди триумфаторов, а среди тех, кто был осужден за преступления против человечества. Лишение победы - это, соответственно, и лишение того геополитического положения, которое Россия занимает по результатам Второй мировой войны и установления Ялтинско-Потсдамской системы мироустройства.
Рис. 12. Ревизия роли СССР во Второй мировой войне
Одним из концептов, направленных против советской истории представляет собой теория тоталитаризма. Согласно тоталитаристской теории, советскому режим был подобен фашистскому режиму. А исходя из этого, должна быть зафиксирована коллективная ответственность и фашистская, и советская за преступления прошлого. К сожалению вразумительного артикулированного ответа на вызов теории тоталитаризма не звучит, а сам концепт входит в любой учебник по политологии. (Рис. 13).
Рис. 13. Обоснование тождества коммунизма и фашизма
Конечно, советский режим был достаточно жестокий, и применял инструмент репрессий. Но репрессивными являлись многие государства в истории. Вопрос - какие цели ставились фашистским и советским режимами. Если в одном случае ценностная цель фундаментальное равенство - коммунизм, то в другом отношении - фундаментальное неравенство, неравенство антропологическое - фашизм. Эти системы не то что различны, они антагонизменны. А почему это, казалось бы, очевидное различие не фиксируется? А потому что современное либеральное сообщество как раз и ориентировано на тот самый полюс антропологического неравенства и, по сути дела, завуалировано разделяет ценностно платформу той стороны, которая проиграла во Второй мировой войне. (Рис. 14).
Рис. 14. В чем разница между фашизмом и коммунизмом?
Хроника развернутой антисоветской кампании звучит как сводка боевых действий.
2006 год: резолюция ПАСЕ «О необходимости международного осуждения преступлений тоталитарных коммунистических режимов».
2007 год: открытие Джорджем Бушем памятника жертвам коммунизма.
2008 год: пражская декларация «О европейской совести и коммунизме».
2009 год: резолюция Парламентской ассамблеи ОБСЕ «О воссоединении разделенной Европы», в которой сталинизм приравнивается к национал-социализму.
2010 год: новая пражская декларация «О преступлениях коммунизма».
2011 год: письмо в Еврокомиссию, подписанное главами Чехии, Болгарии, Румынии, Латвии, Литвы и Венгрии, с призывом запретить в Европе отрицание преступлений коммунизма.
2012 год: в Брюсселе проводится конференция «Правовое урегулирование коммунистических преступлений» с участием членов Европарламента, вынесшей решение создать наднациональную судебную организацию, целью которой является осуждение преступлений, совершенных коммунистическими тоталитарными режимами.
2013 год: снова в Брюсселе проходит конференция под названием «Давид и Голиаф. Малые народы под игом тоталитарных режимов», завершившуюся призывом - «Нюрнберг 2». Новый Нюрнберг мыслится судом над коммунизмом.
Понятно, что акцентировано наносится удар именно по коммунистическому периоду. И неслучайно, что в современной Украине сносят памятники Ленину. Но дальше от осуждения коммунизма следующим этапом осуществляется переход уже на осуждение России, как цивилизации.
В 2014-м году отмечалось 100 лет с начала Первой мировой войны. И вот в преддверии этой даты появляются работы, в частности, монография Шона МакМикина «Русские корни Первой мировой войны». Ревизия истории Первой мировой войны заключается в том, что ее будто бы развязала отнюдь не Германия, а «сербский национализм» и стоящий за ним «русский империализм». Характерно, что те же самые авторы, которые ранее выпускали работы, в которых выдвигался тезис о преимущественной виновности СССР в развязывании Второй мировой войны (Гитлер нанес только превентивный удар), сегодня уже идут дальше - Первую мировую войну развязала Российская Империя. И как вывод: Первую мировую войну развязала Россию, Вторую мировую войну развязала Россия, и сегодня Россия развязывает Третью мировую войну. За десоветизацией развертывается вытекающий из нее процесс дерусификация. (Рис. 15)
Рис. 15. Историческая война против России
Антисоветские выпады последнего времени четко соотносятся с обеими версиями обозначенных выше ревизий. Заявление министра иностранных дел Польши Гжегожа Схетыны «Освенцим освобождали украинцы» корреспондируется с моделью ревизии №1. Схема ревизии №2 раскрывается через высказывание украинского премьер-министра Арсения Яценюка о советском вторжении на Украину и в Германию.
Характерны недавние рекомендации Министерства образования и науки Украины о преподавании истории Второй мировой войны в украинских школах. Нерекомендовано использование в учебниках и в учебном процессе понятий «освобождение Украины», «Великая Отечественная война», «День Победы». Дается при этом пояснение: «СССР ставил своей целью не освобождение украинского народа, а возвращение его в состав Советской Империи. Волю и свободу украинский народ получил только в августе 1991 года. Освобождение Украины началось лишь с распадом Советского Союза».
Очевидный ревизионистский мотив прослеживается и в обращении, прозвучавшим на встрече президента США и премьер-министра Великобритании «Мы вместе победили нацистов и охотились за лидерами Аль-Каиды…». Из этой формулы следует, что основными акторами победы являлись страны англо-саксонского сообщества. Они, якобы, и сегодня ведут непримиримую борьбу с «мировым злом». Принципиально ничего нового для американской историографии в этой позиции нет. Из приводимых ниже фрагментов изданных в США работ разных лет следует, что слова Б.Обамы базируются на складывающимся годами историографическом фундаменте:
«Вторая мировая война была организована триумфом войск, командного состава, штабов и верховного командования, всех составных элементов армии США».
«Победа на фронтах Второй мировой войны в значительной степени была обеспечена благодаря американской промышленности, американским ресурсам и американским людским резервам».
«Хотя США вступили в войну с опозданием, их вклад в победу был решающим. Без их солдат и громадного производства бомб, кораблей и самолетов союзники наверняка потерпели бы поражение».
Наступление на историю Великой Отечественной войны не ограничивается внешним давлением. Существует и внутрироссийская пропаганда. О факте ее наличия свидетельствуют высказывания ряда известных представителей оппозиции.
Читать далее в
Источнике