Представители ЛДНР рассказали о своем видении «Минска» и недвусмысленно заявили о неспособности Киева навести элементарный порядок на подконтрольной ему территории Донбасса. Момент выбран удачно - по совокупности внутренних и внешних факторов сейчас украинским властям явно не до соглашений. Но будет ли практическая польза от дипломатического туше?
По итогам очередного, традиционно малоэффективного раунда переговоров контактных групп в столице Белоруссии, республиканская дипломатия выступила с непривычно жесткой риторикой, пошагово разложив, в каком виде размытые формулировки «Минска» реально приемлемы для республик.
«Один из самых важных пунктов - это сосуществование с центральной властью (Киевом) на договорных основах, то есть это полномочия по заключению договоров и на этой основе развитие в любом направлении: социальном, культурном, научном. Это то, на что мы согласились, подписав Минские соглашения. Это реальное самоуправление, которое отвечает Европейской хартии местного самоуправления», - подчеркнула и.о. министра иностранных дел ДНР Наталья Никонорова.
Ее коллега из Луганска, представитель ЛНР в политической подгруппе Родион Мирошник был более детален и представил республиканское видение одного из наиболее болезненных вопросов переговоров - выборов. «Мы будем выбирать наши органы власти. Выборы будут проходить по мажоритарной системе. Никакой партии «Свобода», никакого «Правового сектора», Радикальной партии на нашей территории быть не может. Когда у нас могилами покрыта вся территория региона, эти люди приедут к нам агитировать? Этого не будет», - перечеркнул он все ранее высказанные требования украинских политиков по выборам в Донбассе.
По мнению представителя ЛНР, также не следует рассчитывать на участие в процессе украинским СМИ, Центризбиркому Украины и гражданам, переехавшим из региона. «Цифра перемещенных лиц из Донбасса колеблется от 200 тыс., когда Украина говорит о выплатах пенсий, до 2 млн., когда в Киеве говорят о выборах. Извините, но при столь манипулятивной системе дайте мне такой ресурс в 2 млн., я вам любые выборы выиграю», - эмоционально отметил Мирошник.
Стоит отметить, что если с допуском к выборам украинских партий республики не соглашались никогда, то по поводу СМИ и участия переселенцев, кажется, окончательных решений ранее у Донецка и Луганска не было. По крайней мере, перед праймериз в ДНР шла речь о том, что украинские СМИ могут получить допуск для работы на выборах, но только те издания, что не участвовали в разжигании ненависти в адрес региона.
Также Родион Мирошник остановился на необходимости создания для мирного будущего «сдерживающих механизмов в отношениях Донбасса и Киева». «Это наличие силовых структур, это трансграничное сотрудничество, поскольку мы хотим жить спокойно со своими братьями из РФ. Это языковой вопрос. Запрещать русский язык для нас неприемлемо. Ну и разграничение финансовых потоков», - заявил он.
Кроме того, представитель ДНР Наталья Никонорова не преминула напомнить европейским гарантам и «непочтительном отношении» Киева к предложениям новоизбранного президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, который в бытность главой МИД разработал даже собственную формулу имплементации «Минска». Суть ее проста: закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», который Киев обязан приять согласно соглашениям, временно вступает в силу в день местных выборов на Донбассе. А после подтверждения экспертами миссии БДИПЧ ОБСЕ того, что выборы прошли честно и демократически, закон тут же обретает постоянное действие. Формулу ранее ободрили главы стран «нормандского формата», в том числе и Петр Порошенко. Однако, как сообщила Никонорова, «представители Киева заявили, что если они не будут согласны с редакцией формулы лидеров стран-гарантов, то она будет вынесена на доработку группам в Минске, после чего результаты их работы вернут в «нормандский формат».
«Таким образом, Киев специально создает «замкнутый круг», продолжая практику затягивания переговорного процесса», - пояснили в МИД ДНР. Затягиванием времени, конечно, никого не удивишь, но вот наработки нового президента ФРГ в качестве повода выбраны, согласитесь, как-то не по-европейски со стороны страны, стремящейся в Европу. Кроме Германии союзников в ЕС у Украины не так много и осталось, и можно надеяться, что приемник Франка-Вальтера на посту главы немецкого МИД это заметит.
В целом же ничего нового республиканские дипломаты не озвучили - это все тот же «Минск» в его первозданном, не продвинувшемся за два года ни на шаг вперед, виде. С той лишь разницей, что подписанный в феврале 2015 года «Комплекс мер» предлагался общественности как некий рамочный документ, в работе над которым стороны должны были достигнуть компромиссов, договориться о взаимоприемлемых условиях и, в конце концов, прийти к мирному урегулированию конфликта. Но от компромиссов официальный Киев все это время отказывался, видимо, рассчитывая на то, что западные партнеры смогут продавить российскую дипломатию, а ты вынудит идти на уступки именно Донбасс.
Не вышло и теперь, похоже, время «законного ничегонеделания» для Украины истекает, что развязывает республикам руки для инициатив, формально укладывающихся в «Минск». Так, 17 февраля главы республик выступили с совместным заявлением, в котором отметили, что официальные власти Украины довели подконтрольные им территории Донбасса до грани гуманитарной и экологической катастрофы. И так как надежд на благоразумие и компетентность Киева в республиках не питают, то ЛДНР решение реализовать программу гуманитарной помощи и экологической безопасности для своих территорий, оказавшихся под контролем ВСУ. Александр Захарченко и Игорь Плотницкий озвучили планы по оказанию помощи землякам и по восстановлению социально-экономических и культурных связей в регионе. А также потребовали допустить республиканских специалистов и международные организации к контролю над состоянием инфраструктуры жизнеобеспечения: фильтровальных, водоотливов и других комплексов энерго- и газоснабжение, а также к промышленным объектам, потенциально несущим угрозы техногенных катастроф.
Можно с уверенностью утверждать, что до практической реализации этих благих намерений если и дойдет, то не в обозримом будущем. Хотя формально предложения руководителей полностью соответствуют духу «Минска», для Киева они однозначно неприемлемы, так как репутационные риски от «сотрудничества с террористами» сегодня для Банковой как никогда велики.
По сути, и неожиданно резкие комментарии дипломатов, и гуманитарные инициативы глав республик, недвусмысленно намекают всем причастным к урегулированию: «У Украины нет конструктивных предложений? Они есть у нас». Нетрудно догадаться и почему эти символические выступления звучат именно сейчас - буквально на днях состоится глав МИД России, Украины, Франции и Германии, а уже совсем скоро Сергей Лавров планирует встречаться, в том числе и по «украинскому вопросу», с новым госсекретарем США Рексом Тиллерсоном. Конечно, ожидать, что все предложения республиканской стороны будут внезапно поддержаны Западом, не приходиться. Но, видимо, в РФ считают, что самое время попробовать ускорить разочарование ЕС и Вашингтона в киевских ставленниках, и смотреть на ситуацию более объективно. А для этого стороны должны предстать во всей красе. Одни - с «патриотами» на рельсах, другие - с гуманитарными инициативами и готовым мирным планом.
С.Яблоков
Источник