Когда я слышу слова «В интересное время мы живём» - а слышу я их нередко - мне почему-то думается, что в них есть некая неправда. Потому что, на мой взгляд, нет времени неинтересного - есть лишь бОльшая или меньшая скорость изменения обстановки. Само собой, нынче эта скорость приближена к космической. За это надо благодарить и современные технологии обмена информацией, способные изменить любую обстановку на свою противоположность буквально в считаные часы, и определенные политические соображения, использующие эти технологии, что называется, на всю катушку. Да, сегодняшнее время можно назвать эпохой перемен, которую кто-то называет проклятием, а кто-то благословляет. Но интересно, что даже в такие переменчивые эпохи сохраняются некие опорные столбы, и эти столбы незаметно становятся рычагами, позволяющими поворачивать мир в нужную реформаторам сторону.
Так, в нашу эпоху переформатирования мира, в сфере отношений России и совокупного Запада особое значение приобрел феномен русофобии. Нельзя сказать, что когда-либо отношения России и Запада не сопровождались этим феноменом. Но нередки были времена, когда на первый план в этих взаимоотношениях выступало любопытство, уважение или хотя бы прагматика. Сегодня же ситуация в двусторонних отношениях такова, что независимо от действий России, она наталкивается на ответные действия Запада, практически полностью определённые этим феноменом.
http://www.kritisches-netzwerk.de/forum/der-russische-daemon-feindbild-russland-das-phaenomen-der-russophobie Особенно заметно это стало в годы, которые сегодня СМИ называют «эпохой Путина», когда запущенный в конце 80-х годов процесс сдачи и распродажи России Западу был существенно замедлен и приобрёл некие прагматические черты, с попытками сделать этот процесс пусть не взаимовыгодным, но хотя бы не столь откровенно грабительским. Россия стала предпринимать попытки защитить себя от полного развала, что моментально вызвало на Западе резкую и крайне негативную реакцию, с воскрешением всех антирусских мифов. Вся мнимая дружелюбность Запада по отношению к России, характерная для 90-х - начала 2000-х годов, внезапно сменилась открыто негативной, а сегодня уже и просто враждебной риторикой. И эта враждебность выражена не только словами, но и вполне реальными действиями, такими, как появление баз НАТО непосредственно у наших границ, и, конечно, целиком руководимыми и спонсируемыми Западом событиями на Украине.
Феномен русофобии оказался, таким образом, руководящим мотиватором действий Запада, и в качестве какового был неоднократно отмечен разнообразными западными политиками, от француженки Марин ле Пен до австрийца Эвальда Штадлера. Для тех, кто осмеливался указать на откровенную необоснованность столь резко негативной реакции Запада на робкую попытку соблюдения Россией собственных интересов, западными СМИ в период начала событий на Украине было изобретено даже специальное понятие - вначале оно звучало как «понимающий Путина», а сегодня все чаще оно встречается в печати как гораздо более бесстыдное «понимающий Россию / русских» .
http://www.kritisches-netzwerk.de/forum/der-russische-daemon-feindbild-russland-das-phaenomen-der-russophobieКартинка в переводе не нуждается. Подпись внизу: Ваша система наведения. Ваша служба комментирования.
Неудивительно, что в западном обществе стали появляться люди, внимание которых данная ситуация привлекла. С одной стороны, возникла масса идеологически заряженных комментаторов в СМИ, которые объясняли либерально настроенному, погружённому в потребительский полусон западному читателю и телезрителю, что в виду имеется вовсе не лишенная толерантности русофобия (нетолерантность на Западе сегодня практически табуирована), а лишь симметричный ответ политиков на реально существующую угрозу западным ценностям. С другой стороны, появились также куда более редкие, но тем более ценные и достойные внимания исследователи, предпринимающие попытку честного анализа всего, что происходит сегодня на поле взаимодействия России и Запада. Об одном из таких исследователей я хотела бы рассказать.
В апреле этого года в Австрии была издана книга под названием «Россия: образ врага. История одной демонизации». Автор книги - австрийский публицист и издатель Ханнес Хофбауэр. Тема исследования Восточной Европы для него не нова, им написано довольно любопытное исследование войны в Югославии, а угол зрения, нелицеприятный для Запада, тоже можно назвать характерным для автора: так, его перу принадлежит книга «Диктатура капитала: потеря суверенитета в постдемократическую эпоху». При этом нельзя сказать, что он является леваком - он довольно критически отзывается о левом движении, особенно в Европе. Он убежден, что левое движение не имеет настоящих целей и чересчур сильно встроено в общемировые капиталистические отношения, а потому не способно достичь каких-либо реальных результатов, меняющих мир или хотя бы жизнь конкретных людей, т.к. нельзя бороться с мироустройством, будучи полностью от этого мироустройства зависимым и им обусловленным. Но общая антикапиталистическая настроенность автора не вызывает сомнения. Мне довелось встретиться и побеседовать с ним, и я не могу не поделиться своими впечатлениями об авторе и его книге.
В своей новой книге Ханнес Хофбауэр исследует феномен западной русофобии начиная с 15-го века. Он довольно подробно рассматривает историю становления взаимоотношений Руси и западных стран, и указывает на проявления русофобии со стороны Запада тогда, когда реальной основы для нее, в виде геополитических соображений или военной угрозы гегемонии Запада на определенной территории со стороны России, не было и в помине. Более того, он отмечает, что само продвижение России к морям и расширение границ Российского государства состоялось в значительной степени как ответ на притеснение со стороны Запада.
Но и это не всё. Наиболее захватывающей книга становится, когда читатель доходит до глав, посвященных развалу социалистического лагеря, постсоветскому времени, а также современным событиям на Украине. В них автор подробно рассматривает обкатку практического воплощения теории цветных революций в Югославии, упоминая о роли неправительственных организаций и схемах финансирования антиправительственных акций через такие организации. И отдельно останавливается на Украине, как ярком примере работы Запада на целенаправленное ослабление России при активном участии униатской церкви и заигрывании украинских элит с Западом вообще и НАТО в частности. Он с документальной точностью описывает всё, что предшествовало майданным выступлениям в конце 2013 года, и всё, что за ними последовало, включая Одесскую резню и войну на Донбассе. Не менее подробно и объективно он описывает и договор об ассоциации с ЕС, отказ подписать который и запустил антиправительственные выступления в Киеве. Кроме того, автор дотошно суммирует все инициированные и поддержанные западом попытки расшатать российскую государственность - от «безобидных» пляшущих в храме девиц, до куда более весомых выступлений Ходорковского. И все эти эпизоды рассмотрены параллельно с реакцией на них Запада, проводится сопоставление реальных происшествий и западной подачи этих фактов, формирования общественного мнения по отношению к этим событиям.
Автор напрямую говорит о том, что западного обывателя попросту обманывают, и иллюстрирует это многочисленными примерами как из истории далекой, так и новейшей, той, что сегодня представлена на страницах ежедневных изданий. И утверждает, что западная русофобия не основана на реальных угрозах со стороны России, а является продуктом лишь западного сознания и западного отношения к России, как государству и русским, как народу.
Вы спросите: «Ну, и что же в этом такого, что мы, русские до сих пор не знали? Что нового для нас говорит автор?» Новым для нас является подход, взгляд стопроцентно западного интеллектуала на своё же общество и царящие в нём установки. Новой для меня также стала нетипично накалённая для представителя Запада жажда докопаться до истины, пусть и не в том смысле, который характерен для русских - когда Закон требуется освятить Благодатью, а человеческие установления опереть на Правду инобытия. Нет, Хофбауэр, будучи представителем западного общества, вполне прагматичен. Он «всего лишь» стремится показать, что опора на заведомо ложные представления о России, о её мотивах, действиях и о её значении для Европы и мира уже играет с Западом злую шутку. Автор доказывает, что западный мир теряет равновесие, поскольку европейская русофобия, препятствующая установлению нормальных отношений Европы с Россией, на деле сегодня во многом куётся в США, подогревается США, и служит лишь усилению влияния США, ведущих свою игру и не обращающих внимания на интересы европейской части совокупного Запада. Вызывает интерес также взгляд представителя Запада на влиятельные, с его точки зрения, фигуры российского идеологического фронта, где отмечены, в частности, Проханов и Дугин, а также некто А.Бузгалин (на встрече с которым мне также удалось побывать, об этом тоже, вероятно, имеет смысл отписаться - но это уже отдельная тема, да и повод нужен).
Неудивительно, что после презентации книги в Австрии, Швейцарии и Германии автор также получил клеймо «понимателя русских». Он, впрочем, не особенно им тяготится, считая, что объективность важнее официального признания. Жаль только, что русский читатель пока лишён возможности познакомиться с этой книгой лично: её русского перевода не существует. Хотя приобщение к тому взгляду на нас, нашу историю и события сегодняшних дней, какой представляет Ханнес Хофбауэр, было бы полезно как с точки зрения понимания процессов, идущих в западном обществе, так и с точки зрения ознакомления с очень добросовестно выполненной работой по подбору фактического материала.