Оригинал взят у
d_clarence в
Зачем поп большевикам Стрелять попа за то, что он поп - глупо, непрактично и просто политически вредно. То есть совсем не по-большевистски. Попа расстреливают за:
а) мятеж и призыв к мятежу против Советской Власти;
б) тяжкое уголовное преступление.
Все. Да, его могут убить залетные бандиты, может стрельнуть слетевший с катушек ответственный работник - к которому обязательно будут потом вопросы. Но это время такое и не обязательно быть священнослужителем, чтоб попасть под раздачу.
В 1921-22 годах стрелять попа просто нерентабельно! Он, зачастую, единственный грамотный человек на селе. Без него никуда.
Чтоб не быть голословным:
"Инструкция русским отделам АРА по распределению питания населения от 22 февраля 1922
п. 1 Организация Комитетов по питанию.
Комитеты должны быть организованы в следующем составе:
1. Председатель сельского совета.
2. Представитель крестьянского комитета взаимопомощи.
3. Учитель.
4. Священник.
5. Доктор или фельдшер.
6. Член кооператива.
7. Агроном.
В комитете должно быть не менее 7 человек, а потому, если представителей, упомянутых в пп. 3-7 в деревне не окажется, то недостающие члены назначаются инструктором АРА по согласованию с наличными членами комитета."
ГАСО Ф. Р-79. Оп. 1. Д. 2. Л. 64-64 об.
Надо ли говорить, что учитель, доктор и агроном - невиданная роскошь для большинства деревень? А вот батюшка всегда под рукой. Подавляющее число деревенских комитетов по распределению продовольствия были сформированы фактически сельскими священниками и ими же фактически или косвенно руководились. И ничего. Все работали. Стреляли только за главное преступление во время Голода - растрату и утаивание продовольствия. Да и то не всегда - дефицит кадров, а людей спасать надо.
Так что, как бы отдельным отморозкам ни хотелось, - попа уже просто так не расстрелять, а с 1921 года от попа уже жизнь деревни зависит. Сельские батюшки - низовой механизм распределения помощи непосредственно в руки.