Оригинал взят у
kovalenin в
Всеволод Чаплин: «Наша тема - всё, господа. Вот теперь как» Интервью прот. Всеволода Чаплина, которое Кураев использовал для нападок на Патриарха, порадовало. Я, каюсь, и сам воспринимал отца Всеволода скорее как просто выразителя официальной позиции Церкви.
Но в интервью раскрывается его живое переживание - и оно об Истории. Это раскрытие невозможно было бы без важнейшего: Церковь теперь ощущает себя по-новому, раскрепощаясь для своей миссии о всём мире.
Предлагаю не обсуждать детали того, как неэкономист говорит об экономике, неполитик о политике, неисторик об истории. А просто почувствовать настрой. Это дух Церкви действующей, «тема которой - всё», потому что всерьёз
целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира. Дух активного, Красного Православия и
Православного социализма.
То, что при этом в иных деталях мы расходимся, сейчас второстепенно, ибо дух творит форму, и практика нас объединит.
Далее - фрагменты интервью. Вопросы задают Красовский и Cобчак.
К: Давайте тогда вернёмся к выбору святого князя Владимира. Святой князь Владимир выбирает, в общем, нечто утилитарное. Он выбирает товар. Он выбирает: быть с Западной Европой или быть с Византийской империей.
Прот.Всеволод: По-моему, его выбор был гораздо менее рационален, чем это потом разложили на части. …Не думаю я, что здесь был только расчёт. Вообще, самые сногсшибательные истории успехов в мировых процессах - это истории безнадёжности: еврейская история, протестанты, которые создали Америку. Тут не было расчёта. Когда ты присоединяешься к сильному, ты обычно проигрываешь. А когда вдруг понимаешь, что у тебя есть возможности своей, цинично говоря, игры, а правильно говоря, миссии, у тебя гораздо больше получается.
Да, Византия, то есть Восточная Римская империя была тогда сильным государством. Наверное, хазары были, в принципе, не слабые. Большая была штука, да, с меньшей там исторической укоренённостью и так далее. Запад тоже был неслабым тогда, да? Расчёт был не главным, потому что человек увидел идею, некую поступь истории. Он на самом деле тогда одержал над ними победу.
К: А сейчас-то зачем выбирать православие?
Прот.Всеволод: А вот затем же: чтобы перевернуть историю.
К: Снова?
Прот.Всеволод: Снова, конечно. Россия без глобальной миссии - это чушь.
С: Так какая сегодня миссия у России?
Прот.Всеволод: Изменить историю. Сделать её основанной не на общественном договоре, а на Божьей правде. Во всем: в экономике, в политике.
К: А это как? Ну, по пунктам? Что такое «Божья правда» в экономике?
Прот.Всеволод: ...Предложить другую систему: отказа от процентов. Нам это по силам. Мы предложили экономическую систему социализма. И если бы не военное влияние на ситуацию со стороны Запада… …Эту ситуацию решили не экономическими методами, а методами военного и политического давления. Иначе социализм бы уже был во всем мире, потому что это лучший строй.
С: То есть вы - люди, которые были гонимы в коммунистические времена, - защищаете социализм?
Прот.Всеволод: Конечно, социализм нам нравится. Эту систему нужно было освободить от атеизма. Это правовая система, которая была основана на христианской контуиции.
К: То есть, ежели социализм, то есть экономическое учение Маркса, объединить с государственным православием, получится идеальная система?
Прот.Всеволод: Объединить с сильной центральной властью, которая всегда собственно православные традиции выражала.
К: Сильная центральная власть была все эти годы - Сталин был…
Прот.Всеволод: Да. И это была как раз православная модель. В ней неправильным было только безбожие. Сильная центральная власть и мощный акцент на справедливость. В том числе экономическую и социальную. Это была православная модель. Я даже думаю, что, если бы не было революции 1917 года, некая форма социализма возникла бы в России
...
К: Прагматики не имеют права принимать участие в управлении Россией?
Прот.Всеволод: Они имеют право участвовать в управлении Россией, но они не имеют права говорить, что их идеи - это безальтернативные законы, по которым должна жить страна.
Прот.Всеволод: В прагматической линейке вообще никто не имеет такого права. А вот высшая власть имеет. «Таково наше видение, так велит Бог».
...
С: Ну, понятно. Вы просто ссылаетесь на социалистическую модель в Советском Союзе, что «если бы усы Ивана Ивановича, да к ушам Ивана Петровича». А я не понимаю, зачем вообще туда смотреть - в прошлое. Есть современность. Есть скандинавские страны, где прекрасно реализована социальная социалистическая модель - Швеция, Норвегия.
Прот.Всеволод: Это тоталитарные страны. У них там меньше свободы, чем у нас. Скажешь, что однополые браки - это плохо, и тебя посадят в тюрьму.
К: Так или иначе мы все равно приходим к теме пид**сов.
С: Общая-то суть ясна: там высокий уровень ВВП, хорошее качество жизни, хорошая экология, все живут примерно на одном уровне.
Прот.Всеволод: Нет там свободы.
К: Нет свободы - это значит, что пид*ров вешать не дают?
Прот.Всеволод: Это возможность построить такую экономическую модель, которая была в Советском Союзе, то есть полностью своя банковская система, возможность не зависеть ни от Уолл-стрит, ни от Центробанка.
К: То есть финансовая изоляция?
Прот.Всеволод: Почему обязательно изоляция? Независимый проект - это не изоляция, а попытка глобальной конкуренции. Попытка выстроить другой мир… …Самое главное - производство смыслов… Не обязательно иметь материальный результат. Смысл важнее.
С: То есть мы будем мировую экономику строить на смыслах?
Прот.Всеволод: А будут смыслы - закрутится и промышленность, и интеллектуальная сфера гораздо быстрее.
...
Прот.Всеволод: Самый главный враг России сегодня - это не НАТО и не Америка. Это обыватель, которого нужно вытащить из его норы. Надо его убедить в том, что жить только ради кошелька и брюк неинтересно.
К: Как будете убеждать?
Прот.Всеволод: Словом.
К: Серьёзно?! Вам никто не поверит.
С: Вы будете выступать против кошелька и брюк, а сидите откормленный, в золотом кресте и в таких хороших штанах. Как это получается: пчелы против меда?
Прот.Всеволод: Ну, я родился толстым, очевидно, толстым и умру - есть такая беда. А так вы знаете, как-то что-то считаю себя вправе говорить, что умеренность лучше, чем неумеренность, и жить ради земных вещей точно глупо.
К: Жить комфортно - глупо?
Прот.Всеволод: Жить ради того, что кончается, глупо. А комфортно - плохо.
К: ...То есть братоубийственная война в Украине - это хорошо? Ополченцев благословляете?
Прот.Всеволод: Ещё раз, война - это всегда плохо, но лучше война, чем сытая самоуспокоенность. Лучше страдания, чем горделивая самоуверенность. Лучше война, чем несправедливый мир.
К: А Россия должна проводить такую военную экспансию по всему миру?
Прот.Всеволод: Думаю, что нет. Смысл важнее. При помощи смыслов можно приобрести гораздо больше и людей, и территорий, что у нас всегда и получалось, кстати. Нужно уметь защищаться, но военная агрессия обычно всегда кончалась плохо для того народа, который ее развязал. Я боюсь, что для нынешней западной цивилизации, которая действует военной силой на самом деле, это тоже кончится плохо. Агрессоры всегда плохо кончали в истории.
…
К: А почему вы все время говорите про мировые экономические центры власти? Вы же про Бога должны быть!
С: Это же не ваша тема.
Прот.Всеволод: Наша тема - всё, господа. Вот теперь как.