Сказка ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок.
Вот и вышел очередной альбом, как это любят сейчас говорить, культовой группы "АлисА". Поклонники и фанаты ждали его два года. Еще больший интерес к предстоящему релизу подогревало то, что впервые группа на концертах не исполняла новые песни. И все терялись в догадках, каким будет новое творение Константина Кинчева. Ходили неясные слухи, что в этом альбоме будет превалировать стиль "готический рок". Но как известно, понятие "готики" довольно разниться, да в прочем как и большинство рок-металл направлений являются смешением стилей и четкое точное определение можно дать только паре-тройке направлений. Но это было некое отступление.
Поклонники стали получать минимальное представление о предстоящем альбоме с осени 2006 года, когда шли съемки клипа-трейлера к фильму "Волкодав" песни "На пороге неба", затем был релиз песни "Падал снег" на "Нашем радио", было также известно, что в новый альбом войдет кавер-версия песни "Старые раны" Майка Науменко. Но даже по этим трем песням тяжело было представить альбом целиком.
И вот 31 марта долгожданный альбом вышел в свет.
Надо сказать, что как ни странно поклонники и фанаты оказались почти единодушны в своем вердикте: альбом сильный и довольно неплохой.
Итак ребенок появился. Но каким он все-таки оказался?
Нет, однозначно он не получился готик-роком. Мне он кажется по стилю больше подходит к тому, что играет Therion, эдакий dum-dead simphony metall, но как я уже говорила выше, многие сейчас играют на смешении стилей....В альбоме слышаться нотки и хэви метала, и дум-металла, и симфони-рока, и даже в некоторых песнях пробивается красивый и мелодичный вокал очень похожий на женский (Кохи из "Pushking"), который придает еще большую глубину песням.
Альбом продолжает традиции предшевствующих двух релизов по целостности. Каждая песня не может быть вырвана из контекста общего звучания....Каждая последующая оказывается продолжением предыдущей.
В тоже время по текстовому наполнению "Стать Севера" возвращает нас к временам "Шабаша", только уже выросшего, окрепшего, более мудрого и менее импульсивного. Тексты песен снова полны аллегориями, намеками, полутонами, давая слушателю дорисовать полную картину своими собственными красками.
Открывает эту книгу глава, под названием "Дым", рассказывая о мирской суете о внутренней борьбе. В пресс-релизе написали, что это "отповедь бездомным по своей воле". Что ж, возможно, но мое воображение увидело не "отповедь", а грусть. Грусть за тех, кто потерялся в этом мире, полном страстей и искушения, и которые подспудно ищут и свой Дом с теплым очагом и дым которого виден далеко вокруг.
"Светлая память останется лишь на словах,
Дух суеты истребит эту чудную блажь.
Вестник утраты -
Пульс тишины
Станет бессонницей душ
В час полной луны."
Переварачиваем страницу, и читаем повесть про "Иго любви". Здесь уже вместе с ритмами гитар ставится прямой вопрос к слушателям, чуть напоминая знаменитые алисовские "хиты". Эта песня-призыв, песня-действие. Да, те кто действительно любит, знает, что такое "Иго Любви", однако далеко не всякий может принять на себя этот крест.
"Кто
Готов не прятать глаза?
Готов открыто принять
За благо - иго Любви?
Ночь…
Огнём проходит гроза,
И молний Белую рать
Венчает Спас на крови!"
А вот и сказка-быль "На пороге неба". Как любая сказка, она рассказывает о поисках клада и этот клад сам ты, твоя душа. Она полна образов и иносказаний, хорошо слаженная музыка дополняет целостность картины. И ты будто находишься в ней и видишь все изнутри. Что ж, лучше, кажется не скажешь:
"Я метался в поисках себя
По полянам от росы седым.
То ли ядом жгла луна,
То ли я дошел до дна,
То ли лето закатилось в дым."
Легенда "Стать Севера" продолжает линию песни "Небо славян", но только менее напористо и более магко. Она переносит нас в тот мир, который еще остался,слава Богу, не только в сказаниях, но и наяву, который надо беречь как драгоценный металл. Так и кажется что ощущаешь взглядом, кожей "синь Онеги да Ладоги", чувствуешь вкус и запах "мед брусники да клевера", вдыхая полной грудью, стоишь летним днем и "радость ливня и радуги" (помните ощущения детства?) И так же как и автор, хочется прокричать:"Окуни меня стать Севера."
Вот медленно открывается еще одня страница и перед глазами встает древняя рукопись "Печаль". Это довольно старая и даже уже не раз слышанная песня Алисы. Но от этого ее новизна и харизма не меняется. Она больше похожа на дневник, тщательно писавшийся долгие годы, а потом хозяин перечитал его и обобщил все в нескольких словах...В ней прямо горит вся боль, вся тоска человека, который "мечется в поисках себя". Она как зеркало, отражает все внутренние метания души. И вместе с музыкой слушателю дан уникальный шанс наконец-то ПОНЯТЬ, заглянуть чуть-чуть туда, где открыт доступ только избранным.
"Как тут проходить виражи,
Направь, подскажи, укажи,
Кто здесь слышит песню мою.
Чей Храм, чей предел, чей приход,
Ни кто, ни когда не поймет
Кому, и зачем я пою."
И снова, как будто сбросилось наваждение,чтобы прекрыть ту дверь, появляется сказание "Падал снег". Композиция как бы уравновешивает предыдущие слишком открытые рассказы, опять сведя повествование к сказкам и сказаниям. Вроде и не о чем, но в тоже время, как говорил сам автор, "это глубоко лисностная песня". Только вот все спрятано за сказочными образами, поди-разбери. Но в этом и есть ее прелесть. Это песня-загадка, которая не так проста, как может казаться с самого начала.
"Души
выстудил синий лед…
Стужей
холода не унять…
Кружит
зимами напролет
Души…
Вьюжит…"
А эта глава с посвящением. Песня "Жизнь струны" посвещаня Виктору Цою. Песня-память, песня-жизнь, песня-боль. Слушая ее, приходит аналог Тальковская "Памяти Виктора Цоя", только тут по-алисовски все более образно и зашифровано. Да: "Жизнь струны - тугая нить. Жизнь струны - лихая смерть".
И вот читатель-слушатель уже держит в руках последнюю главу книги "Северная быль". Которая как бы подводит итог, возвращая поэтапно к каждой песне, чуть-чуть приоткрывая смысл каждой из них.
"Северная быль,
Верным, как наказ.
Ветры мнут ковыль,
Я веду рассказ."
Что тут еще можно добавить, автор рассказал достаточно, но и оставил место для самостоятельной работы слушателя-читателя. Какие он сделает выводы из этой сказки? Какие извлечет уроки?
И как в любой хорошей книге, после оглавления, идут комментарии. В виде двух песен "Ветер" и "Рок-н-ролл". Первая, продолжает линию альбома, как бы являясь некой подсказкой, намеком. Вторая же - это гимн посвященный всем тем, кто нашел силы нести свой огонь людям, как древнегреческий Прометей. Это гимн русскому, российскому року. В ней слышны голоса как мэтров русского рока, так и хоть молодых, но уже признанных рок-исполнителей.
Что ж, это очередная победа Алисы. Этот альбом сложно сравнивать с предшевствующими, он просто иной, другой, но такой же близкий и родной.
Кому-то "Стать Севера" покажется слишком не по-алисовски мягкой. Кому-то может показаться, что Кинчев "сдулся", исписался. Но закончить мне хочется этот обзор опять словами Талькова:
"А когда затихают бои,
На привале, а не а строю,
Я о мире и о любви
Сочиняю и пою.
Облегченно вздыхают враги
А друзья говорят: "Устал"...
Ошибаются те и другие.
Это - привал.
Я завтра снова в бой сорвусь,
Но точно знаю, что вернусь
Пусть даже через сто веков
В страну не дураков, а - гениев.
И, поверженный в бою,
Я воскресну - и спою
На первом дне рождения страны,
вернувшейся с войны..."
И АлисА еще не раз споет. Каким будет это слово в следующий раз угадать тяжело, но то что оно снова будет актуальным и жизненным несомненно.