“Это был отличный год! Хорошо, что мы провели его вместе”. Отличный год. Отличный, блядь, год. Когда кажется, что дальше уже просто некуда, что мы достигли предела культурной нищеты, неожиданно открывается потайная дверь в подвал, где ещё более пусто.
Просто смайликов оказалось недостаточно, они ведь однообразны и скучны, не позволяют как следует выражать свои эмоции (ничего, что когда-то обходились двоеточием и парой скобок). Отлично, теперь есть стикеры, whatever the fuck that means. Вот оно, событие года - стикеры на Фейсбуке. Ещё меньше слов в комментариях. К чему вообще эти слова, в них слишком легко допустить ошибку. То ли дело огромные уебанские рожи. Воткнул рожу с языком или кота огромного, и все сразу понимают, ты креативен и эмоционален, не такой как все.
А ещё “открытки” эти “забавные”. “Смешные”, “умные”, “радостные”, “вдохновляющие”. Нет, пожалуй, я устану расставлять кавычки. Запостил открытку, и на душе сразу теплее, лента, опять же, разноцветнее. А ещё лучше сразу коллекцию. 20 открыток про нас с вами, про женщин, про любовь, про новый год, про соседей, про работу. Ничто не делает второсортную шутку или банальную игру слов привлекательнее, чем креативненький шрифт и гламурненький фончик.
И притчи. Кругом эти приторные рассказы от мудрецов, старцев, йогов. Самая ужасная форма нравоучений. Как надо жить, чтобы было хорошо. Что нужно думать, как надо чувствовать. Как правильно, как неправильно. Достигни просветления, слушай старших, кушай кашу, стряхивай и подмывайся. Уроки чистого и светлого для дошкольников. Впрочем, чему тут удивляться. Люди, выросшие на Коэльо, принялись воспитывать других. Как умеют.
Но ещё хуже - трогательные истории. “Они угостили бездомного пиццей… И то, что он сделал, трогает до глубины души”! “Вы не поверите, что произошло дальше”! “Люди вокруг потеряли дар речи”! И тут же комментарии: “Ничего себе”, “Я расстроился”, “Вот они, настоящие герои”. И там же огромная умиляющаяся морда очередного кота со нарисованной скупой слезой. И лайки, десятки лайков, сотни лайков.
И листиклы. “15 лучших видео с котиками, которые просят печеньки”. “23 совета для начинающих бизнесменов”. “18 способов надурить начальника”. “15 вопросов самому себе”. И там же кликбейты. “#6 меня просто пригвоздил”. “После #2 не мог поднять челюсть”. “На самом деле #9 вполне работает”. Весь контент с Адме.ру отлично выделяет вас в толпе людей, которые не способны прочитать что-то длиннее списка из нескольких пунктов. На самом деле нет, конечно же.
А ещё коубы, вайны и тому подобная секундная срань. Ещё короче, ещё проще, ещё меньше слов. “А вот так мы себя чувствуем, когда…” и объяснение ситуации, эмоции или чувства в пяти секундах сценой из какого-нибудь фильма. Объяснение эмоций для зомби. “Да, точняк, один в один”! И поскролил дальше. Но прежде лайк хуйнуть не забыть бы. Или приколы. Мужик больно упал, под музыку! Кот запрыгнул в коробку, а потом выпрыгнул! Под музыку! И про Обаму ещё что-нибудь, обязательно с бананами. Тоже под музыку! Главное, чтобы не текст, который надо читать. Слишком мало времени, слишком много всего ещё нужно успеть проскролить. Поколение tl;dr.
Конструктор постов тоже отличная вещь. “Я сижу в __, делаю __, чувствую себя при этом __”. Что, где, как. Хуяк, и готово. Когда-то над твиттером смеялись, мол, зачем писать, что я делаю в данный момент, а если я в туалете? Но ведь это и есть лакмусовая бумажка. Если не получается придумать, чем поделиться кроме как про толчок, то как бы вот он, показатель. Но есть решение. Либо “что-где-как” по шаблону, либо ищи кнопку share на соседних сайтах. Тыцкнул share, добавил “Супер!” и готово. И теперь ты гражданский журналист, контент-криэйтор, интересный и разносторонний человек.
И венцом всему фотографии. Фотки. Фоточки. Карточки. Фотограммы. Еда, коты, дети, дети, дети, ёлки, еда, плюшевые мишки, путешествия, еда, путешествия, еда, тусовки, коты, путешествия, дети, тусовки, тусовки, тусовки, природа, старгород, креативные селфи, путешествия, еда, дети, животные. И ведь, сука, хорошие же у всех телефоны давно, там же везде есть кнопка “сделать красиво”. Но почему фотографии в массе своей - удручающее говно? Впрочем, лучше чем
вот здесь я всё равно не скажу.
Меня спрашивают, почему я не люблю Фейсбук. Я еще понимаю, когда его используют в качестве мессенджера, но как платформу для потребления контента? Вот это всё
бурлящее и хлюпающее, самодовольное и пустое, с шутками и печальными историями, с бесконечными перепостами друг друга. И лайки. Десятки и сотни лайков.
Я крайне редко оставляю лайки. Вся концепция давно обесцененна. Я не хочу, чтобы моё взвешенное решение одобрить чей-то пост или фотографию оказывалось равнозначным лайку от тех, для кого это сродни mark as read.
Практически любые обсуждения чего угодно в Фейсбуке напоминают кухонный междусобойчик, с подмигиванием, заигрыванием, зализыванием друг другу. И каждому обязательно вставить своё слово. И юмор этот, блядь, искромётный. Все же свои. И высказывания редко когда оказываются длиннее одной строки, да и то в лучшем случае, чаще всё смайлы да стикеры. Атрофия диалога. А после десятка комментариев уже и не понять, кто с кем и о чём разговаривает, потому что никакой вложенности не предусмотрено. Раскрывать треды на сотни комментариев бессмысленно.
Безудержное коллекционирование шапочных знакомых привело к тому, что люди делятся чем-то с теми, с кем и о погоде разговаривать не стали бы. Я, например, совершенно точно знаю, что с некоторыми своими друзьями совсем не схожусь во взглядах на жизнь, мне они интересны лишь в определённом контексте, чаще в личном общении. И я не хочу в них разочаровываться, читая бессмысленные однострочные посты о политике или смысле жизни. И их столь же “глубокие” комментарии мне тоже ни к чему. ЖЖ, при всей своей убогости и тотальном опустении всё же предполагает (предполагал?) несколько иной уровень диалога (какие бы странные люди не заглядывали сюда за эти годы). Я никогда особо не скрывал свой журнал, но я и не приглашаю сюда всех, с кем едва знаком.
ЖЖ так и остался своего рода трибуной, где всегда можно было ныть перед пустым залом или для небольшого общества анонимных кого угодно, но можно было пытаться собрать большую аудиторию, попытаться заинтересовать. Фейсбук же изначально воспринимался как нечто персональное, виртуальная адресная книга, но перерос в платформу. Только вот я перестал понимать, платформу для чего.
Конечно, я сейчас не оригинален в этом своём напыщенном снобизме. И, безусловно, касается всё сказанное не только Фейсбука, но и других социальных сетей, но суть от этого не меняется.
В общем, отличный был год. Хорошо, что провели его вместе.
Click to view