Вести с полей. Субсидии и налоги в сфере потребления топлива

Jan 09, 2014 03:42

Наткнулся на интересное исследование субсидий и налогов в сфере потребления бензина и дизеля в мировом масштабе. Объем субсидий в 2012 году составил примерно 110 млрд. долл. - практически поровну на бензин и дизель. Графики ниже демонстрируют средние цены на топливо и среднегодовой объем потребления на душу населения. Размер круга представляет численность населения страны.






Для того, чтобы ориентироваться в графике: среднегодовая цена на нефть в целом везде примерно одинакова с поправкой на доставку, в США налог на бензин составляет около 0,49 долл. на галлон, в Германии и Голландии - около 4 долл. (Средняя цена бензина составила 5,26 долл. за галлон, дизель - 4,12 долл.). Т.е. чем левее на графике страна, тем больше субсидии, чем правее - тем больше налоги, чем выше - тем больше потребление на душу населения. Страны по оси "США" - минимальные налоги и субсидии (или их отсутствие).

Крупнейшими по объемам субсидий странами ожидаемо стали Саудовская Аравия, Иран, Индонезия и Венесуэла, которые, таким образом, осуществляют социальную поддержку наиболее нуждающихся слоев населения за счет недополученной прибыли от экспорта нефти. Отдельной строкой идет Египет, добыча которого по данным ВР в 1995 году достигла 0,924 mbd и с тех пор снизилась до 0,728 mbd в 2012 году, тогда как потребление выросло до 0,744 mbd: страна определенно тяготится субсидиями, но отказаться по политическим мотивам не может.

Десятка крупнейших по объему субсидий стран составляет около 90% всего объема:



Кроме того, можно сделать ещё ряд выводов:

(1) Субсидии в Китае и Индии, в которых их обвиняли, минимальны: цены на бензин в обоих странах выше, чем в США, и лишь дизель в Индии немного дешевле. Ни та ни другая страна не попали в десятку стран - и это учитывая фантастическую численность населения.

(2) Китай и Индия даже близко не подошли к потреблению на душу населения т.н. "развитых" стран - чтобы его достичь необходимо нарастить потребление в несколько раз. Для сравнения - по данным той же ВР в 2012 году объем нетто-импорта нефти и нефтепродуктов Китаем и Индией составил 9,1 mbd, США - 7,9 mbd, Европы - 10,3 mbd. Совокупный объем мирового импорта составил 55,3 mbd.

Загадка для знатоков: сколько нужно "баккенов" и "игл фордов" (примерно 2 mbd за 5 лет, начиная с 2008 года, и при этом "игл форд" стал рекордсменом по капитальным затратам - более 116 млрд. долл.) чтобы Америка и Китай-Индия "разошлись", если в ближайшие годы только Китай будет наращивать потребление привычными темпами ( около 7% в год)?

(3) Не удивительно, что американцы вцепились в нефть всеми присосками - им если что падать выше всех ;)

Китай, энергетическая политика

Previous post Next post
Up