нулевый "Jaguar XJ "!!!
Jaguar XJ by
Anatolyi Zubkov 8 февраля 1985 года скончался основатель «Ягуара» Уильям Лайонс. Вспомним его самую сомнительную победу на фоне гибели 85 человек.
Майк Хоторн на новеньком автомобиле первым пересёк финишную черту гонки «24 часа Ле-Мана» 1955 года и принёс D-Type первую победу в знаменитом марафоне. На следующий день французские газеты вышли с фотографией отмечающих триумф Хоторна и его напарника Айвора Бьюба на фоне сообщений о похоронах 83 погибших зрителей и гонщика Пьера Левега…
История этой победы началась двумя годами ранее. «Ягуар» стремился выиграть «24 часа Ле-Мана», самую престижную гонку спортивных машин того времени. Таким образом глава компании Уильям Лайонс пытался доказать превосходство своей техники над конкурентами. Автомобили Лайонса уже тогда славились изящным дизайном, продуманными инженерными решениями и баснословной скоростью - именно с «Ягуаров» пошла традиция указывать максимальную скорость машин.
Лайонс относился к разработке машин как к искусству, кроме того, будучи опытным инженером, он был способен создавать недорогие автомобили.
Лайонс относился к разработке машин как к искусству, кроме того, будучи опытным инженером, он был способен создавать недорогие автомобили и не стремился накручивать цены на свою продукцию. Именно это и стало причиной того, что «Ягуар» в то время не был до конца признан среди люксовых марок - машины этой категории должны стоить дороже. Победа в «24 часах Ле-Мана» не только бы поставила «Ягуар» в один ряд с самыми престижными марками, но и доказала бы, что автомобили Лайонса - лучшие в мире.
Выпущенная в 1951 году C-Type выиграла «24 часа Ле-Мана» в 53-м, но конкуренты во главе с «Мерседесом» не стояли на месте. Преемницей победителя стала модель D-Type, для которой был разработан новый кузов, однако механику было решено перенести из старой машины. По большому счёту D-Type не представлял собой ничего по-настоящему нового, однако в целом автомобиль был выполнен в духе «Ягуара». В нём применялись все свежие идеи - полумонокок, вокруг которого выстроен обтекаемый кузов, дисковые тормоза. Машина представляла собой гармоничную мозаику современных технологий в стильной упаковке.
В 1954 году D-Type проиграла «Феррари». Из-за технических неполадок «Ягуар» отстал на круг и финишировал вторым. Следующий год инженеры потратили на испытания различных конфигураций кузова для улучшения аэродинамики, ведь в 55-м они должны были противостоять немецкой новинке - «Мерседесу» 300 SLR, построенному на основе доминировавшего в Формуле-1 W196. Кроме этого, в числе фаворитов назывались «Астон Мартины», так что гонка обещала быть очень напряжённой.
На третьем часу гонки произошла трагедия, вошедшая в историю как самый кровавый инцидент в автоспорте. В конце 35-го круга пилот «Ягуара» Майк Хоторн увидел, что с пит-уолла его зовут на дозаправку. Благодаря дисковым тормозам его D-Type была способна эффективнее конкурентов сбрасывать скорость, и англичанин в последний момент ударил по тормозам. Шедший позади него на «Остин-Хили 100» Лэнс Маклин не ожидал подобного манёвра, но всё же успел отрулить влево. Позади этой группы на скорости 240 км/ч мчался «Мерседес» Левега - француз налетел на автомобиль Маклина и взлетел в воздух. Неуправляемый 300 SLR рухнул на трибуны и разлетелся на части - вырванный двигатель полетел в толпу, а лопнувший бензобак взорвался. Разбитым «Мерседесом» убило 83 зрителей, а вылетевший из кокпита Левег скончался от удара головой о трибуну.
Судьи решили продолжить гонку: расходившиеся зрители могли помешать каретам «скорой помощи» добраться до трассы. Чуть позже в «Мерседесе» решили сняться с дистанции, несмотря на лидирование в гонке. Подобное предложение было сделано и «Ягуару», но британцы отказались - D-Type первым встретил клетчатый флаг.
Широко известно, что после этого события гонки в Швейцарии были запрещены на несколько десятилетий, «Мерседес» свернул спортивную программу, а чуть позже их примеру последовал и «Ягуар». Однако куда реже вспоминается ещё одна трагедия, связанная с той гонкой.
По пути на трассу в Ле-Мане в ДТП погиб 25-летний сын главы «Ягуара» - Джон Майкл Лайонс. Он был единственным сыном Уильяма Лайонса и Греты Браун, у которых были ещё две дочери. Несмотря на утрату, несмотря на гибель десятков людей в Ле-Мане, Лайонс остался верен любимому делу - созданию машин, хотя многие считали виновным в аварии именно Хоторна, гонщика «Ягуара».
После этих событий D-Type в составе частной команды ещё дважды выиграл в Ле-Мане, при этом в 1957 году в составе победившего экипажа выступал Эйвор Бьюб, напарник Хоторна по гонке 1955-го. Тем не менее дальнейшая судьба Хоторна и Бьюба тоже оказалась печальной.
По пути на трассу в Ле-Мане в ДТП погиб 25-летний сын главы «Ягуара» - Джон Майкл Лайонс. Он был единственным сыном Уильяма Лайонса.
В январе 1959 года в аварии на шоссе А3 за рулём «Ягуара» Mk1 погиб Майк Хоторн, а всего семью месяцами позже от травм полученных в аварии в гонке Формулы-2 в Клермон-Ферране скончался Эйвор Бьюб. Уильям Лайонс оставался у руля компании вплоть до 1972 года, после чего сконцентрировался на разведении скота на собственной ферме. Он умер ровно 29 лет назад - 8 февраля 1985 года в возрасте 83 лет.
«Ягуар» же по-прежнему остаётся одной из самых узнаваемых марок в мире. На автомобилях этой фирмы, ныне принадлежащей индийскому концерну TATA, ездят представители шоу-бизнеса и истеблишмента. Она остаётся символом престижа, статуса и роскоши, хотя первоначально над автомобилями Лайонса посмеивались, считая, что хорошая машина не может стоить так дёшево. А пять лет назад на аукционе Bonhams за £2,2 млн был продан самый первый экземпляр D-Type. Всего было выпущено 87 таких автомобилей.
Ужасная авария на "24 часах Ле-Мана" 1955 года