Сегодня мы были в Александринском театре на спектакле
Счастье, поставленном модным нынче режиссером Андреем Могучим. Собственно, из-за этого я на этот спектакль и пошла- познакомиться с творчеством Могучего. Он уже много в каких наших маститых театрах отметился, в БДТ вообще работает худруком, и неоднозначная слава его оригинальности велика, а билеты на его постановки высоки. А тут спектакль поставлен по мотивам сказки, ограничение 6+, так что вроде как спектакль считается детским, что видно и по аудитории- в зале очень много детей, и цены на билеты оч. гуманные, так что я решила, что это удачный способ ознакомиться с "могучей режиссурой", как это ласково называет
pollijin.
Мы были заранее готовы к авангардным странным формам, знали на что шли. Но все равно в течение первого действия нет-нет да подумывалось, что к дилеру Могучего лучше не обращаться, его товар ооочень ядреный:) В глазах рябило от ярких красок и уродливых форм, и слух резал скандальный визгливый голос главной героини. Но резкого неприятия не было, и желания уйти не возникало. Мы пытались абстрагироваться от форм, и вникать в суть,- благо, несмотря на крики, суету и балаган, творящийся на сцене, все это было не просто так, вполне отчетливо прочитывались узнаваемые типичные ситуации, очень даже жизненные. Постановка полна аллегорий, как в оформлении, так и в повествовании, и несмотря на столь оригинальный способ преподнесения информации, интерпретация этих аллегорий не вызывает затруднений, все довольно прозрачно, по кр. мере, для взрослых. И надо сказать, что темы, которые поднимаются в этом спектакле, актуальны и важны не только для детей, но и для взрослых, причем иногда даже неизвестно, для кого больше.
Фотографии с сайта театра
Во втором отделении градус гротеска немного поубавился, герои стали потихоньку обретать более привычные человеческие черты, да и мы втянулись, и пообвыклись со стилем режиссерской мысли, так что было уже полегче. События развивались стремительно, сознательность героев наглядно эволюционировала.
А третье действие- некое откровение. Оно расставляет все по своим местам, показывает корни и причины всех тех бурных сцен, что мы видели до этого. И хотя это аллегоричная сказка, но диалог девочки с госпожой тьмой звучит пронзительно, и попадает в самое сердце. И главная мысль спектакля, на которой акцентировано внимание, действительно очень верна и важна: любить- это счастье.
В этом спектакле оч. хорошо показаны все психологически зыбкие и потенциально болезненные для ребенка места в ситуации, когда ожидается рождение еще одного ребенка. Типичные страхи (например, самый распространенный, что когда родится маленький, старшего ребенка перестанут любить), ревность, эгоизм... И эта история поучительна для взрослых, т.к. показывает, откуда берется все это у ребенка, почему он начинает зачастую так некрасиво себя вести, и для детей, т.к. наглядно показывает им, как подобное поведение нехорошо выглядит со стороны, и объясняет им главное: любить- это счастье, любить самому. Дети, особенно маленькие, смотрели с интересом, увлеченно, а значит до них достучались, они были эмоционально вовлечены в происходящее.
Что еще стоит отметить, так это юмор- ненавязчивый, ситуативный, непосредственный, не пошлый, и весьма жизненный. Некоторые моменты веселили в основном взрослых, но смех был, и немало, и он здорово разряжал атмосферу нагнетаемой драматургии повествования.
Резюме. Я вряд ли когда-то стану фанатом Могучего, все-таки его стиль это не совсем мое. Но, несмотря на всю его вопиющую оригинальность, я способна понять и принять его постановку, т.е. при случае можно что-то еще посмотреть, не пугаясь разочарования. Мы не пожалели, что сегодня посмотрели этот спектакль, он оставил у нас яркое, ёмкое впечатление, и хорошее, теплое послевкусие.