Вчера посетила выставку Карла Брюллова, проходящую в Русском музее. К организации выставки у меня остались вопросики, но сама экспозиция, конечно, прекрасна. Брюллов поистине великий художник, и было радостно и приятно полюбоваться его произведениями.
В сентябре я видела картину Нарцисс Караваджо, теперь вот увидела работу Брюллова на эту тему. Признаться, его нарцисс более привлекателен на мой вкус, чем у Караваджо:) Это дипломная работа Брюллова. За нее он не получил высший балл, на который рассчитывал, и потому написал еще одну работу, с которой уже достиг желаемого. Мне понравился и Нарцисс:)
Когда Брюллов написал картину Итальянское утро (она в Третьяковке, на выставку ее не привезли), она была очень тепло принята, император был в восторге, и заказал еще одну картину, ей в пару. И Брюллов написал "Итальянский полдень". Но эта картина, напротив, была критически встречена общественностью, а заказчик был разочарован. Тут нарушение классических норм- девушка старовата для модели, и пышнотелая, да и простая, и сюжет банален, слишком бытовой, не академичный. В общем, фу-фу. А мы сейчас смотрим и любуемся. Художник опередил свое время.
Репродукция картины "Всадница" висела у моей бабушки на стене (и до сих пор висит), и я видела ее каждый раз, когда приезжала к бабушке. Можно сказать, что я с ней выросла. И было интересно увидеть ее в оригинале, вживую. Оказалось, она в оригинале весьма масштабна (метра 3 высотой). И впечатление производит, конечно, несравнимо ярче, чем репродукция:) Но встретилась я с ней как с родной:) Все-таки все детство прошло с этим образом:)
А на фото справа- г-жа Салтыкова. Прекрасный портрет. Но я привела его здесь по другой причине- какая в нем рама! Раму изготавливал не Брюллов, но она отдельное произведение искусства.
Главным экспонатом выставки, конечно, является картина "Последний день Помпеи", написанная во время жизни в Италии. Масштабная, яркая, эмоциональная картина, наполненная символикой и смыслами. Она только что вернулась с реставрации, хорошо освещена, и представлена зрителю в полной красе. Сфоткать ее целиком нереально, да и незачем, поэтому даю фрагменты. На этой картине, кстати, художник увековечил и себя- в одном из персонажей в толпе слева на заднем плане, с ящиком с кистями на голове. И в этом образе даже нет аллегоричности - в молодости Блюллов и правда был похож на античного Апполона, так что он очень органично вписался в контекст сюжета.
Брюллов принимал участие в оформлении Исаакиевского собора. Эскизы, выполненные углем, с которыми он участвовал в конкурсе, тоже представлены на выставке. Вообще сложно представить, какой величины должны быть фигуры росписи в соборах, чтобы зритель мог рассмотреть, что изображено на куполе и под ним. Абсолютные цифры выглядят сухо, и только увидев своими глазами эти изображения, понимаешь, насколько они огромны. Эти эскизы метра 4, наверное, высотой. Художник пытался убедить Монферрана сделать фрески - масло в питерском климате долго не проживет. Но Монферран настоял на масле. И увы, довольно скоро роспись Брюллова стала осыпаться, питерский климат беспощаден. И там, где была роспись, сейчас мозаики. А из большой работы Брюллова почти ничего не сохранилось. На выставке представлен фрагмент из того, что смогли спасти. Фигуры огромны. А стиль, кстати, напоминает Рафаэля. Не прошла даром работа по копированию 40-метровой фрески Рафаэля во время учебы в Риме.
В отдельном зале представлены рисунки из дорожных альбомов Брюллова. Карандашные, и акварельные. Он любил и пошутить, судя по всему, потому что есть и шуточные рисунки. Вот, к примеру, акварель "Сон монашки":)
Питерский климат оказался суров и к самому художнику- врачи велели ему уехать поправлять здоровье в более гуманные климатические условия. И он уехал на Мадейру. Поправив здоровье, он отправился в Италию.
Умер великий мастер всего в 52 года, но успел оставить огромное наследие из своих произведений. Похоронен в Риме.
По поводу организации выставки. Почему-то нам не выдали наушников- экскурсовод сказала, что люди, которые обслуживают эти тех.средства, уже ушли. Но экскурсии при этом проводятся. Мне сложно понять, как это возможно. В итоге мы были вынуждены стоять максимально близко к экскурсоводу, чтобы что-то из экскурсии слышать, иначе ничего не слышно. Еще более обескураживающий момент- освещение картин. Зал, где Последний день Помпеи, освещен хорошо и современно. А первые залы - там только одна большая люстра посреди зала, и картины не освещены. Т.е. ты на них смотришь, в оригинале, но половину не видишь, в темных участках не видно деталей, а некоторые еще и бликуют стеклом. Как такое возможно в одном из главных музеев страны, где точно знают, как показывать картины, и что нужно для того, чтобы они смотрелись- я не понимаю. Но первые залы представляют экспонаты именно так.
Что касается экскурсии, то я избалована, конечно, уже индивидуальным форматом, где можно задавать любые вопросы, и слышать не академичные факты, а что-то более живое, дающее возможность проникнуться к художнику и его творчеству. Тут дама пожилая экскурсовод тоже старалась, и я ей признательна, но порою она увлекалась рассказом про людей, которых изобразил художник, с описанием родственных связей, и я, признаться, теряла нить, кто там чей бастард, кто чей племянник, и кого за кого выдали замуж. Да и не очень понимаю, зачем мне эта информация:) Про технику художника, факты его жизни было бы гораздо интереснее.
Но в целом я все равно, конечно, рада, что побывала на выставке, и увидела произведения великого мастера вживую. Выставка однозначно достойна посещения.