Еще 3го ноября я была в Эрмитаже на экскурсии по импрессионистам. Информации получила очень много- может быть, потому и не написала ничего до сих пор, - такой объем и не охватить. Потому я решила не пытаться объять необъятное, и рассказать эпизодически, что запомнилось/впечатлило.
Экскурсия, которую нам проводила хранитель коллекции импрессионистов чудесная Ольга Леонтьева, началась от истоков - от того, с чего вообще появились импрессионисты. Оказывается, первыми революционерами в области классической живописи того времени были мастера Брензольской школы. Они первыми вышли из мастерских на пленэр (т.е. рисовать с натуры), и стали отражать в своих картинах обычную жизнь, в т.ч. неприглядные ее стороны- бытовые эпизоды, сельские пейзажи (где и развязшая дорога, в которой застряла телега, и покосившиеся постройки, и мрачное небо, и проч. атрибуты обыденности). Этим дерзким шагом они вызвали возмущение тогдашней общественности, которая не понимала, зачем все это рисовать, если это и так каждый день перед глазами.
В залах Эрмитажа есть картина, которая, как нам сказали, произвела большое впечатление на молодого Моне. Правда это или нет, но картина, несмотря на ее бытовой сюжет, совершенно магнетическая. В ней удивительно прекрасная игра света. Репродукции не передают этого эффекта, но живьем она буквально притягивает взгляд, и хочется на нее смотреть и смотреть. Констан Тройон "Отправление на рынок"
Я всегда полагала, что импрессионизм- это направление в изобразительном искусстве, определенная техника рисования, и к импрессионистам относится довольно много художников. Удивительным был для меня факт, что импрессионисты в чистом виде это небольшая группа парижских художников, друзей, и их всего 6: Моне, Ренуар, Писсарро, Сислей, Берта Моризо, Эдгар Дега. И Сезанн, который позже от них отошел. Все остальные- это творческие вариации с использованием элементов этой техники.
Причем даже Дега нетипичный импрессионист, т.к. он не выходил на пленэр, и любил рисовать пастелью. Дега аристократ, его фамилия имела иное написание- Де Га, но он став художником, стал писать фамилию слитно. У него классическое образование, и единственный из них, у кого была поддержка семьи в становлении художником. На его картинах всегда люди, а не пейзажи. И в его картинах именно рисунок и композиция основа, а не цвет, как у других импрессионистов. Пастель- материал, который сложно сохранять, ибо он осыпается. В Главном штабе в Эрмитаже для пастелей создана особая комната, где прохладнее, чем в других залах, и поддерживается специальная атмосфера, более гуманная для пастелей. В ней висит картина, кот. на фото слева. Картина справа называется "после ванны". Выразительная работа, но вызывает вопрос, что это за квадраты на изображении, как кафельная плитка. Оказалось, что это не кафель, а черновая разметка. Художник не планировал ее обнажать, в первозданном виде у картины этого видно не было. Но с течением времени верхний слой пастели осыпался, и стала видна разметка. В принципе (это мое субъективное впечатление) это картину не испортило:)
Одной из особенностей импрессионистов является то, что в их картинах нет сюжета. Они ловят состояние. На одной из первых картин Клода Моне "Женщина в саду", которая представлена в экспозиции Эрмитажа, изначально были женщина и мужчина. Но потом художник закрасил мужчину, т.к. его наличие создавало сюжет. И получилась просто картина-настроение, где женщина гуляет по саду.
Ренуар, в отличие от Дега, был из простых- сыном портного, и классического образования не имел. В детстве он пел в хоре в церкви недалеко от Лувра, ему даже пророчили карьеру оперного певца. Потом мальчиком пошел работать расписывать фарфор. Платили гроши, но он здорово преуспел в росписи тарелок, и даже неплохо на этом заработал, - помог родителям купить дом. Затем стали появляться промышленные производства посуды, и ручная роспись стала терять востребованность. И он стал художником.
Он любил рисовать простых людей (вероятно, просто это своя, понятная среда), и считал, что девушкам образование ни к чему, и чтение книг, размышления- тоже. Такие его моделями стать не могли. Таня театрально-критически глянула на меня, и сказала "не быть тебе моделью Ренуара":) Также он очень ценил чистую, безупречную кожу у моделей. Тут, возможно, сказывается опыт росписи фафора. В коллекции Эрмитажа представлен целый ряд его картин, из разных периодов его творческой жизни.
Одна из картин, казалось бы, незамысловатый портрет ребенка, но чем-то цепляла. Девочка как девочка, но что-то не то в ней, не девчачье. Оказалось, что на портрете ребенок банкира, который заказал картину, но это не девочка, а мальчик! Нам объяснили, что в то время во Франции детей до определенного возраста одевали одинаково, независимо от гендера, в платья. Нас этот факт удивил, и позже я почитала об этом- вот статейка любопытная на эту тему:
Почему 400 лет все дети носили платья, и как различали девочек и мальчиков в одинаковых одеждах.
Тут и волосы длинные, и одежда как у девочки. А вот взгляд и выражение лица- мальчишечье, и художник это очень тонко поймал и отразил в картине. Это и дало нам ощущение, что образ не девчачий.
Одной из муз Ренуара была актриса театра «Комеди Франсез» Жанна Самари. Он нарисовал целых 5 ее портретов, и один из них, в полный рост, мы видели в Эрмитаже. Судя по фотографиям этой актрисы, художник ее явно приукрасил:) Она была волевая, простоватая, яркая, но скорее харизмой, чем внешней красотой. А на его портретах ее образ нежный, женственный. И на том портрете, кот. мы видели, я не увидела в нем харизмы и характера, какой был на фото. По мне так совсем другая трансляция у персонажа на картине. Я бы даже сказала неуверенный. Что хотел сказать этим художник- это уже никто не скажет, можно только гадать. Но картина достойная, безусловно. То, как он изобразил платье, чисто технически - достойно отдельного восхищения.
Последние 20 лет жизни Ренуар болел артритом, был прикован к инвалидному креслу, терпел сильные боли, но не прекратил рисовать. Кисть привязывали ему к руке, чтобы она не выпадала. Настоящий художник, не по ремеслу, а по призванию.
Конечно, посмотрели мы гораздо больше картин, но обо всех все равно не расскажешь:) Так что остановлюсь на этих. Интересная была экскурсия, я очень довольна, что ее посетила. Хранитель коллекции импрессионистов Эрмитажа- прекрасна. Рассказывает интересно, с таким мягким, интеллигентным обаянием. Буду рада посетить вторую экскурсию по этой теме, продолжение.