После Оперы Гарнье программа тура закончилась, и небольшой компанией мы отправились в музей Орсэ. Благодаря Гарри, который нас любезно встретил, мы прошли без очереди, и отправились на встречу с прекрасным.
Музей располагается в здании бывшего вокзала, и под ним до сих пор есть рельсы, а внутри здания высоченный арочный свод, создающий особую эстетику. А визитной карточкой Орсэ, дающей моментальное узнавание, стали большие настенные часы. Курантов они не бьют, работают тихо, но они изящны и красивы, и очень гармонично смотрятся, с высоты обозревая свои владения.
Прекрасные скульптуры, расположенные в центральном зале с таким высоким сводом, смотрятся там идеально. Подумалось, что скульптуры надо показывать именно так- где есть пространство и свет, создающие ощущение лёгкости, так гармонично дополняющее монуменальную красоту мраморных изваяний.
Видели и чувственную скульптуру сына Наполеона третьего (мальчик с собакой). Увидев эту скульптуру Наполеон 3и его супруга прослезились. Автор подумал, что не угодил монарху, и его карьере конец. Но оказалось, что напротив, скульптура очень пришлась по душе монарху, он сказал, что скульптору удалось уловить суть, и что в образе собаки при принце он видит себя. В инете пишут, что "Карпо стал семейным скульптором Наполеона III, идеализируя всех его домашних, и наиболее известной его работой является статуя юного принца с собакой." Не знаю, что на счет идеализации, и даже вполне возможно, что это так, но скульптура принца с собакой и правда трепетная и нежная.
Работы Дега мы привыкли видеть на полотнах, а в одном из залов Орсэ стоит скульптура, созданная этим мастером. Не мраморная. "Маленькая танцовщица 14ти лет". В те времена театр не был храмом искусства, артистки выступали в роли содержанок состоятельных граждан. В закулисье Оперы Гарнье, где нынче репетиционный зал, прежде после спектаклей проходили смотрины- мужчины выбирали артисток, а артистки, стоя на балкончике под потолком, решали, пойдут они с тем или иным мужчиной или нет. По сути, огламуренный эскорт. Некоторые матери, у которых не было приданого дочерям, специально сдавали дочерей в театр, чтобы найти им мецената. Фигуру такой девушки, совсем юной, трагично обреченно ожидающей своей участи, и воплотил в своей скульптуре Дега. Некрасивая барышня, неэстетичная поза, но очень красноречивая, драматичная скульптура.
Есть в Орсэ и макет Оперы Гарнье в разрезе. Любопытно было его посмотреть, найти на нем, где мы ходили утром.
Богат Орсэ и на шедевры живописи. Про впечатлившую меня
картину Моне я рассказывала ранее. Была там и другая картина, оставившая неизгладимое впечатление- «Данте и Вергилий в аду» Вильяма Бугро. Как написано в Википедии, "Сюжет картины «Данте и Вергилий в аду» Вильяма Бугро основан на сцене из «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь XXX). Действие происходит в восьмом кругу ада, где отбывают наказание фальсификаторы и фальшивомонетчики. Данте в сопровождении Вергилия наблюдает бой между двумя проклятыми душами: Джанни Скикки, который выдал себя за покойного богача, чтобы от его имени составить завещание с выгодой для себя, атакует и кусает в шею еретика и алхимика Капоккио. Участники безумной, яростной драки будто потеряли человеческий разум, желая лишь одного - разорвать друг друга на кусочки."
Картина с непривлекательным сюжетом и визуалом, но обладающая невероятным магнетизмом. Ни одна репродукция не передает ту энергию, которая в ней словно закована, и того магнетического воздействия, которое она оказывает на зрителя. Если бы не надо было идти за экскурсией, я бы надолго около нее зависла, наверное. Она завораживает.
В первую очередь музей Орсэ знаменит своей коллекцией импрессионистов. И мы посмотрели целый ряд известных картин Моне, Мане, Ван Гога, обсудили их жизнь, и версию смерти Ван Гога, по которой ушёл из жизни он не добровольно, а по воле случая, благородно прикрыв ложным признанием чужую роковую ошибку. Кроме вышеупомянутой картины никакая меня не впечатлила настолько, чтобы ее фотографировать, так что это было просто знакомство с известными работами.
Под занавес экскурсии мы полюбовались убранством 'привокзальной' бальной залы. Я так увлеклась рассматриванием и фотографированием зеркального декора, в котором так эффектно отражались элементы позолоты, что уже сильно после задалась вопросом, каким образом этот зал использовался. Ведь в такой интерьер потанцевать перед отправлением поезда не заскочишь, стало быть, пассажиры поездов не могли быть посетителями зала. Тогда кто там танцевал, для чего этот зал был при вокзале? Этот момент мне потом разъяснил Гарри. Оказывается, в здании, кот. занимает Орсэ, был не только вокзал, но и привокзальный отель. На схеме ниже цветом отмечено, где располагался отель. По сути по всему периметру здания. И вот для постояльцев этого отеля и был этот танцевальный зал.
К сожалению, смотрели экспозицию мы с другим гидом, который совсем 'не_Гарри', но все же было познавательно, и я очень рада, что там побывала. Музей Орсэ- в Париже к посещению обязателен!