Особняк Кельха. Начало. Лестница

Dec 20, 2023 23:32


Попасть на экскурсию в особняк Кельха я мечтала 5 лет. И вот, наконец, мечта сбылась! Мне очень понравилось! Но, как ни странно, пост об этом долгожданном и интереснейшем мероприятии было все никак не написать. Сев все же за рассказ, я поняла, что он просто слишком большой, чтобы его можно было вместить в пост:) И информации много, и фотографий... и столько всего прекрасного там, что просто нельзя оставить без внимания... И я решила разбить рассказ на несколько частей. Растяну удовольствие:) И сегодня расскажу кто такие Кельхи, и покажу шикарную парадную лестницу.

Итак, особняк Кельха. Когда архитекторам давали заказ, было сказано, что это должен быть самый роскошный особняк в Санкт-Петербурге. Так кто же такие Кельхи, и откуда у них такие средства?
Отец Кельхов, хозяев особняка, заслужил потомственное дворянство 40-летней госслужбой, и его сыновья стали дворянами во втором поколении. Капиталами особыми при этом они не обладали, у них была только принадлежность к элитному сословию. Были также в то время в России богатейшие купцы Базановы, чья золото-серебряная империя по капитализации была сопоставима с нынешним Газпромом. И единственное, чего им не хватало - это принадлежности к более высокому сословию, которое открывало двери и в высший свет, и к определенным экономическим возможностям, недоступным купцам (в Википедии написано, что она была почетной гражданкой, это преддворянское сословие, но отец ее происходил из купцов, и на экскурсии о них говорили как о купцах). Дворяне, как правило, с купцами не роднились. Но тут интересы семей сошлись- одни получали сословие, другие- капиталы. К тому же случилось чудо- молодые люди, которых собирались поженить их семьи, по-настоящему полюбили друг друга. Т.е. этот союз был счастливым для всех. И наследница империи Базановых Варвара вышла замуж за перспективного молодого юриста Николая Кельха.


Это был счастливый брак, но, к сожалению, очень недолгий. Через 3 года Николай, которому не было еще и 30 лет, внезапно умер от разрыва сердца. У молодой супруги осталась 2хлетняя дочь и разбитое сердце. Дворянство передавалось только по мужской линии, так что Варвара стала дворянкой по мужу, а дочь, будучи по рождению дворянкой, передать своим потомкам это сословие не могла. Т.е. для Базановых сорвалась сделка века. Да и Кельхам не хотелось терять капиталы. И поняли, что нужен "запасной" Кельх. И таковой нашелся- младший брат Николая, Александр. Он был человеком не светским, занимался тыловым обеспечением воинских частей, и проводил много времени в гарнизонах. И все надежды Варвары на то, что брак с дворянином введет ее в светское общество, пошли прахом.

Чувств в новом союзе не возникло, молодые выполняли роли, которые им было положено выполнять. И весь декор особняка - высокопарная ода счастливой семейной жизни, и воплощение стремления выдать желаемое за действительное. В интерьере нет случайных деталей, каждый элемент что-то значит.

Парадный вход, пропустив гостей через тяжелую кованую дверь, принимает в дубовый тамбур с резными украшениями. Таким образом холодный воздух с улицы не пропускали в особняк, а пройдя через тамбур, гость оказывался перед роскошной лестницей молочного итальянского мрамора. Арка, венчающая первый пролет, с обеих сторон являет мужскую фигуру. Слева- молодой, пышащий силой мужчина, взгляд которого по-хозяйски направлен на вход. Эта фигура символизировала Александра Кельха, при котором оформлялся особняк (на деньги и под руководством его жены). Справа- фигура более старшего мужчины, с немного отстраненным взглядом, сильным, но с привкусом горечи. Эта фигура символизирует Николая, старшего брата Александра, первого мужа Варвары, безвременно покинувшего этот мир.

Сделать качественные фотки в особняке непросто, и не все у меня получилось красиво снять, поэтому некоторые кадры взяты на просторах сети.



Когда мрамор для лестницы привезли из Италии в Петербург, оказалось, что все мастерские, которые могли выполнить эту работу, на год перед загружены заказами, т.к. в столице шло активное строительство. Кельхи не хотели ждать, и отправили мрамор в Москву, где они нашли мастеров, готовых выполнить заказ по чертежам и наброскам архитекторов. Готовая лестница, целиком, с богатым резным оформлением балюстрады, была в целости и сохранности привезена из Москвы в Петербург и установлена в особняке, где и стоит по сей день. На уровне 2го этажа стены украшены копиями скульптур Антонио Кановы, исполненные (если я правильно помню) Марией Диллон.



Лестница ведет к парадным залам дворца, а жилые комнаты были на первом этаже. Лестницу от жилой части дома отделяла дверь с красивым кованым дюсепортом, изящно вписанным под свод мраморной арки. На эту часть дворца не пускают, но оформление этой арки достойно отдельного внимания. Она прекрасна. В каждой детали.


Потолок над лестницей (точнее, и над ней тоже)- предмет отдельного восторга. Уходящий ввысь свод, с художественным зенитным окном, и прекрасной массивной люстрой. Прекрасных деталей столько, что можно зависнуть на них надолго:) Красота неимоверная, на каждом сантиметре пространства. Это невозможно охватить и передать никакой фотографией, это надо видеть своими глазами...



А верхняя площадка лестницы выглядит так. В том месте, откуда сделан кадр, стоит огромнейшее зеркало, визуально расширяющее пространство, и умножающее роскошь декора. А слева на фото- площадка, с которой хозяин встречал гостей. Место поистине хозяйское, выигрышное, т.к. хозяину оттуда видно, кто поднимается по лестнице, задолго до того, как гости увидят его. Гости поднимаются, смотрят по сторонам, дивятся роскоши и красоте лестницы, потолка.. и потом, повернув на последний пролет, видят хозяина всего этого великолепия. Довольно эффектный ход для тех, кто любит покрасоваться.


На заднем плане видны три ниши с зелеными квадратами в центре и арочным сводом в форме раковины. Они выглядят довольно органично и так, но изначально в них были размещены скульптуры- редкие оригинальные работы Марии Диллон, трилогия "Утро. День. Ночь".

Особняк сохранился в первозданном виде, ему очень повезло- после революции в нем ненадолго разместили ВУЗ для кинематографистов (кинематограф только начинался тогда), а потом здесь был обком партии. И с этими хозяевами красота декора сохранилась. И в этом особняке все подлинное.

Но содержимое вышеупомянутых ниш долгое время считалось бесследно утраченным. К счастью, этот вердикт был ошибочным. Через 50 лет после революции эти скульптуры случайным образом были идентифицированы (на дне обнаружена подпись скульптора и названия) в музее Ростова-на-Дону, где размещались как работы неизвестного скульптора. Дело в том, что последние владельцы особняка, уезжая из Петербурга во время событий 17го года, увезли скульптуры с собой, и во время гражданской войны, пока еще была надежда на победу белогвардейцев, жили в Ростове-на-Дону. Когда стало понятно, что возврата к былому строю нет, и в Петербург уже к былой жизни не вернуться, они эмигрировали. А скульптуры оставили там, где жили в Ростове. Там их и нашли представители новой власти, национализировали, и передали в музей.

Эти скульптуры- гордость и достояние музея Ростова-на-Дону, и в особняк Кельха они не вернутся. Но то, что эти произведения искусства не утрачены, а живы и радуют глаз ценителей прекрасного, -замечательно!

мероприятия

Previous post Next post
Up