7 лет назад я посмотрела спектакль "Наш городок", и
он меня настолько впечатлил, что с того момента началась моя большая любовь к Молодежному театру на Фонтанке, которая принесла мне за эти годы множество прекрасных театральных вечеров. А сегодня я посмотрела этот спектакль снова.
Интересно, что любой спектакль - он как живой организм, изменчивый и многогранный, и всякий раз он разный. Да, те же самые люди играют тот же самый материал в рамках одной и той же отрепетированной постановки. Но все равно -каждый раз что-то немного иначе. То один феерит, то другой, то кто-то более спокойно сыграет, чем обычно, то мажорно пройдет спектакль, то весело, то ровно. Об этом не задумываешься, посещая спектакль единожды, но если смотришь постановку не впервые, и смотришь внимательно, эта разница заметна. Я замечала это в спектакле "Мой бедный Марат", наблюдала это и в спектакле "Ведьма", который смотрела аж 4 раза, каждый раз он мне нравился, но всякий раз по-иному. Вот и сегодняшний "Наш городок" был прекрасным, но другим, отличным от того, что я видела 7 лет назад.
Впечатления хорошие, все смыслы раскрыты, все отыграно отлично. Но для меня этот спектакль прошел спокойнее, чем первый. Некоторые моменты, которые меня очень впечатлили в прошлый раз, сегодня звучали по-иному. Например, отчаянно-надрывный возглас Эмили, когда перед ней захлопнулись ворота кладбища, отделив ее от родных- "Когда это пройдет?"-, обескураживший своей пронзительной болью, и тронувший самое сердце, в этот раз не прозвучал. Вместо него Эмили несколько раз задала вопрос "когда пройдет это чувство?"- смысл тот же, но эмоция другая. Вместо яркой, разящей пронзительности - почти детская растерянность. Тоже жизненно, тоже понятно, но иная выразительность, и эмоциональный след иной.
Немножко иначе прозвучала для меня и сразившая меня в прошлый раз сцена, где доктор приходит на могилу жены. Она без реплик. И в этот раз тоже Вадим Волков очень убедительно отыграл драматичность момента. Но в этот раз меня не пронзило, и слез не было. Может, стоял он чуток иначе, ракурс был иной, не знаю. Но я помню, что в прошлый раз вся женская часть зрителей хлюпала носами в 3м действии, утирая слезы, и я вместе с ними, и то же рассказывали все те, кто по моей рекомендации смотрел этот спектакль. А сегодня эмоциональный отклик зала был более спокойный и задумчивый. Меня на слезы на пробрало, и соответствующих признаков вокруг я почти не слышала (были, но немного). И при этом - тема раскрыта и впечатление сильное и яркое. Как так? А вот так, это театр, тут все живое.
Удивила меня сегодня Эмилия Спивак. Она почему-то несколько переигрывала, используя неестественные интонации, которые я уже слышала от нее в других спектаклях, где были совершенно иные образы и характеры. Зачем она это делает- непонятно. Она такая разная в инструментах выразительности и органичная в кино, - играть она умеет, и делает это хорошо. Но почему на сцене родного театра она рвет себя эмоциями, играет, но при этом использует эти шаблонные и странные интонации, обедняя выразительность своей игры, искажая органичность образа, я не понимаю. Очень напрасно. Хоть бы папа ей подсказал, что ли, режиссер все-таки, руководитель театра, направил бы на путь истинной выразительности обратно:).
Поскольку сюжет мне уже был хорошо знаком, сегодня я имела возможность замечать детали, и более широкие планы. Сегодня я по-настоящему насладилась танцем "в невесомости", который исполняют Эмили и Джордж (Э.Спивак и К.Дунаевский) в сцене первого свидания в кафе. Танец с причудливым рисунком, проходящий словно в замедленной съемке. Он прекрасен. Дивной красоты сцена, завораживающая. Оригинальное решение, интересный рисунок, неожиданные, но элегантные, красивые линии, переходы, обволакивающая атмосферность, и ощущение невесомости, полета. Да, вот оно, парящее ощущение невесомости, когда человеком овладевает влюбленность. Очень выразительная сцена!
И как-то во время первого просмотра я это не уловила, или не запомнила, но сегодня я заметила, рассмотрела, и поняла смысловой посыл танца этой пары, который показан почти в самом финале. У него похожий рисунок! Тот же стиль, то же развитие и характер линий. И тот же посыл- герои тянутся друг к другу, их чувства живы, и ощущение друг друга тоже. Вот только теперь они в разных мирах, и не могут прикоснуться друг к другу. Красивый танец, но уже с другим эмоциональным оттенком, драматическим. Но как и действия спектакля, в каждом из которых показан разный период времени жизни персонажей, дополняют друг друга, так и эти два танца, похожие, и одновременно разные, сливаются во что-то единое, глубокое и прекрасное. Замечательно. Хореографу-постановщику Сергею Грицаю большое зрительское спасибо за эту великолепную работу.
И по-прежнему это замечательный спектакль, живой и искренний, и заставляющий задуматься о ценности мгновения- каждого мгновения нашей жизни. Очень рада, что снова его увидела. Прекрасно провела вечер.