КРАТКО ОБ ИГРЕ «Театр-V» для тех, кто еще не играл
Случилось так, что несколько лет назад у меня был довольно сложный период - я ломал голову одновременно над несколькими важнейшими для меня задачами.
В основном это были рабочие вопросы, но на них наложились личные проблемы, финансовые, что-то еще. Причем я точно знал, что решения есть. Знал, что додумаюсь до них позже, такое уже много раз бывало. Но мне надо было не позже, а именно тогда. Решая рабочие вопросы, я провел с коллегами мозговой штурм - не помогло, все варианты крутились вокруг одних и тех же стандартных решений.
И тогда я впервые серьезно задумался - неужели нельзя разработать метод, который бы реально был способен помочь человеку найти эффективный способ решения важной текущей задачи в течение относительно короткого времени? Сколько времени, усилий, средств, в конце концов, это могло бы сэкономить для огромного количества людей!
Сама по себе задача - разработать эдакий катализатор нахождения эффективных решений текущей задачи - меня здорово увлекла. И процесс пошел.
Спустя четыре года появилась игра, которая сейчас называется «Театр-V». Разумеется, у игры была своя эволюция - сначала она была разработана как настольная игра для 5-6 игроков, а спустя еще пару лет родилась Интернет версия, позволяющая сегодня тысячам людей одновременно решать с ее помощью свои задачи.
Итак, прежде всего, Театр-V - это метод творческого решения актуальной задачи.
В начале игры оригинальных способов решения задачи нет, поскольку в нашем сознании присутствуют только консервативные пути - привычные подходы, шаблонные модели поведения и мышления, которыми мы обычно пользуемся. Но они оказываются неэффективными для решения именно этой задачи. Не может быть новый способ найден и в окружении - так как если мы даже и наткнемся на готовое решение, то не признаем его своим собственным. Мы не знаем заранее, что изобретем к концу игры, поскольку знание - это также форма существования предыдущего опыта.
Что же происходит во время игры? Каким образом за сравнительно короткое время, 3-5 сеансов, нам удается изобрести новый способ решения текущей задачи?
Разнообразные игровые задания требуют от нас создания разнообразных образов, способных с этими заданиями справиться. И вот тут, в процессе творческого поиска, у игроков отчетливо проявляются привычные подходы и шаблоны мышления, влияющие на решение его основной задачи. И, что важнее всего, доносятся до сознания игрока благодаря немедленной открытой реакции партнеров по игре.
Например, вы приходите на игру с задачей найти достойную и хорошо оплачиваемую работу, выбираете тему «Деятельность». Казалось бы - причем здесь игра? Зачем тратить время на какие-то досужие разговоры с незнакомыми людьми, когда надо просто искать работу? Ну ладно уж - решаете вы, сыграю разок…
И вот уже я выбираю игровое задание, начинаю его выполнять, на мой взгляд - весьма профессионально. И вдруг, происходит непонятное - соигроки мне не верят!? Как так? Почему? Что случилось? И уже к концу первого сеанса я вдруг совершенно ясно осознаю, что моим потенциальным работодателям, офисы которых я «обиваю» уж полгода, не столько важны 10 страниц моего резюме, сколько важно понять - можно ли лично мне доверить важный и ответственный участок работы? Я вспоминаю свои последние встречи с работодателями, и покрываюсь холодным потом - ведь я вел себя на этих встречах также, как только что на игре: несдержанно, неубедительно, требуя от них проверить мои дипломы и т.д. Сам бы я никогда и не додумался до этого. Но соигроки говорят мне прямо «в глаза» все, что обо мне думают, и я вдруг отчетливо вижу свой привычный шаблон мышления и поведения, мои привычные реакции в аналогичной ситуации. И наступает озарение - буду себя вести, как и прежде, то останусь неудачником, искренне уверенным в том, что работодатели - никчемные люди, а на работу берут только по знакомству. А если я изменю свои подходы к общению? Пробуем, еще раз, по-другому…
Оп-па, получилось! А вот и решение моей задачи! И тут я понимаю: игра, кроме всего прочего - также и великолепный полигон для обкатки, тренировки своих идей, подходов, реакций, коммуникации и пр.
Материал, с помощью которого мы на игре творим - это произведения искусства разных стран и эпох - живопись, музыка, архитектура, литература, кино. Творчество в Игре возникает из творчества великих мастеров. Мы осваиваем искусство поиска нестандартных решений на фундаменте чистого искусства. Ведь не только живопись, музыка, архитектура или кино являются искусством. Сама жизнь есть искусство, в сущности самое важное и в то же время самое трудное и сложное искусство для человека. В искусстве жить человек одновременно художник и модель, скульптор и мрамор, доктор и пациент.
Жизнь и Игра - дилемма древняя. Является ли игра незначительной частью нашей жизни, или вся жизнь - это форма игры? Вы можете четко разделить - здесь я играю, а здесь - настоящая, реальная жизнь? А может быть, вы играете везде, но лишь с разной степенью вовлеченности относитесь к разным своим ролям? Тогда почему бы не освоить еще одну роль - именно ту, которая поможет вам решить важную задачу? Единственное условие - роль придется осваивать «серьезно и ответственно», придется вжиться в нее. Следовательно - расширить круг своих убеждений, изменить «играючи» некоторые свои привычки, научиться чему-то новому - стать «больше», чем вы есть сегодня.
Подумайте, в чем, собственно, выражается развитие личности? На основании чего вы можете сказать, что ваша личность стала более зрелой, развитой по сравнению с годичной давностью? Может быть, показателем личностного роста является именно уровень, качество решаемых нами задач?
А может быть, это эволюция играемых нами ролей..?
В конечном итоге то, как вы решаете задачу, наиболее важную для вас сегодня, определяет, какая задача будет для вас самой актуальной через 5-10 лет. Но если вы не научитесь решать сегодняшние задачи, не научитесь осваивать новые роли, то и через 5, и через 10 лет уровень ваших задач останется прежним, сегодняшним.
Vislinsky
Статья взята с сайта
http://vislinsky.com