Мубай. Казанский стиль как он есть

Oct 16, 2012 13:54


Однажды поздно вечером сидя в холле отеля в Варшаве я краем уха услышал родную татарскую речь. Я, конечно, удивился. Все-таки не так много шансов услышать татарскую речь в столице Польши, тем более, что польские татары родной язык потеряли в веке семнадцатом. Обернувшись, я увидел молодого смугла парня, который беседовал с кем-то по телефону. Когда мы познакомились, выяснилось, что он молодой казах, который приехал в Варшаву на курсы актерского мастерства. По обрывкам фраз немудрено было перепутать татарский и казахский языки, именно с обсуждения этой темы и начался наш разговор. Дальше, переместившись в кафе, мы говорили о современном искусстве, Центральной Европе, польском театре и музыке. Мне стало интересно, с кем у этого молодого казаха ассоциируется современная татарская культура. Он мне сразу ответил, что ему нравится творчество музыканта и исполнителя Ильдара Мубаракшина, более известного как Мубай. 


Его ответ меня не удивил. Я и сам себя считаю ценителем творчества этого казанского музыканта. Насколько меня не удивил ответ молодого казахского актера ровно настолько же меня не удивляет тот факт, что Мубай до сих татарским музыкальным мейнстримом воспринимается как нечто сомнительное. Однако только у Мубая есть шанс остаться в истории татарской, а возможно и не только татарской, музыкальной истории как самое интересное и важное, что появилось в наших краях в начале XXI века. 
.
Ведь Мубай это, без преувеличения, главное событие в татарской музыкальной культуре последних лет. Важно то, что он появился именно в столице Татарстана и именно сейчас, когда это так необходимо. Необходимо потому, что Казань как растущий город с амбициями должен вырабатывать свой стиль, у него должна быть своя атмосфера. Возможно то, что делает Мубай, через какое-то время будут называть «казанским стилем». Безусловно, его творчество это часть общего дела по формированию татарской городской культуры. 


Мубай это, что-то качественное новое. Его творчество это что-то одновременно глубоко татарское и глубоко казанское. Рожденное в недрах татарской столицы, где-то в темных ее закоулках, как квинтэссенция татарской жизни Казани. Как и все по-настоящему татарское его музыка обращена вовнутрь, она сдержанна и без дикой экспрессии, но при этом держит в сильном напряжение, не отпускает. Очень интимно, очень лично. Каждая песня как отдельная Вселенная, замыкается на себе, она самодостаточна и ее нельзя с кем-то разделить, ей необходимо отдаться полностью, забыв обо всем.

Ценность его в индивидуальности, непохожести на других. С кем только не сравнивали творчество этого исполнителя, но полной аналогии найти невозможно, потому что ее просто нет. Есть в его музыке что-то и от португальского фадо, и от французского шансона, и от американского кантри, и от русского романса. В общем, гадать можно долго, однако ответ один: это просто Мубай.

Возможно в этой сдержанности, интенсивной внутренней работе, отказе от внешней экспрессии в пользу скромности и заключается «казанский стиль»? Как в настоящем традиционном татарском доме с отгороженным от посторонних глаз внутренним двором, «казанский стиль» должен привлекать своей глубинной.

Самое интересное не снаружи, самое интересное где-то глубоко внутри - вот что такое стиль по-казански.

Данис ГАРАЕВ

Городской информационный портал "Zur Kazan - Большая Казань"

Previous post Next post
Up