Руки прочь от хипстеров!

Oct 12, 2012 02:32


На днях я прочитал статью моего друга Руслана Айсина «Хипстеры: рожденные постмодерном».

В последнее время стало модно ругать и обличать хипстеров и прочую модную городскую молодежь. Какими только эпитетами не наделяют эту часть молодежной тусовки - гедонисты, позеры, модники и т.д. Вот и Руслан Айсин пишет: «Хипстерство - это полная деидеологизация, профанация, слом системы ценностей, лишения ее каких-то бы не было ориентиров».

Мне иногда, кажется, что люди, которые пишут такие вещи о молодежных субкультурах ориентируются на какие-то свои внутренние системы оценок и стереотипы, которые имеют мало общего с самим сообществом, о котором идет речь.



ХИПСТЕРЫ В РОССИИ. КАКИЕ ОНИ?

В общем и целом то, что отличает современных хипстеров от остального населения, это определенные культурные коды - одежда, музыка, кино, определенные сайты, литература, которой увлекается именно данная часть молодежной среды. Цепочку можно продолжить - определённые места, клубы, кафе и т.д. Но опять-таки, все эти рамки условны - где граница между хипстером и просто хорошо одетым молодым человеком?

На самом деле, хипстерство, это вполне себе идеалогизированное, наполненное своим смыслом, содержанием и своими ориентирами прослойка городской молодежи. Безусловно, в их эстетике находит отражение дух своего времени (привет постмодерну), что характерно для любого периода - именно остро все чувствующая молодежь в своем творчестве, в своих работах наиболее четко отражали и отражают состояния того общества в котором они живут. Да, порой это происходило и происходит чрезмерно откровенно и нарочито в чем-то, но такова молодежь.

Интересно в этом отношении творчество одного из наиболее популярных в среде российских хипстеров музыканта Муджуса (Mujuice). Многие критики любят сравнивать его творчество с тем, что в конце 80-х годов делал Виктор Цой. Муджус, как и Цой 20 лет назад, также отражает настроения наиболее чувствительной и жаждущей части общества - молодежи. Только если в конце 80-х годов, времени «перестройки» люди ожидали чего-то нового и незабвенный Виктор пел «мы ждем перемен», то в творчестве Муджуса мы видим ощущение определенной усталости и тошноты от всего происходящего вокруг, отсюда на замену «мы ждем перемен» приходит «утро, в которое мы умрем» и «все бессмысленно и бесполезно». При чем тут гедонизм, профанация и позерство? Разве это не эхо сартровской тошноты?

Именно эти глубокие переживания и терзания, которые испытывают молодые ребята в возрасте от 18 до 30 лет, могут стать источником в будущем для чего-то интересного и созидательного.

Современное российское хипстерство это обратное проявление общей маргинализации и дебилизации российской молодежи. Это молодое поколение, которое имеет свой вкус в литературе, кино, одежде, музыке. Вкус возможно оспоримый, но он есть и это, безусловно, лучше т.н. культуры массы маргинализированного приподъездного быдла (привет 90-м) с одной стороны и фашиствующей толпы националистов и прочих фанатиков, которые заявили о себе четко в нулевые, со стороны другой.

ПРИ ЧЕМ ТУТ МИТИНГИ?

По мнению, Руслана Айсина, для хипстеров прошедшие митинги это очередная тусовка, место, где можно было бы покрасоваться, нарисовать креативный плакат и т.д. Однако любое публичное пространство это место посмотреть на других и показать себя. Это универсальная характеристика любого публичного пространства и места. И когда сам Руслан пишет статьи или выступает на собраниях, он также руководствуется теми же принципами, так же как и его идеологический учитель, Гейдар Джемаль, когда выступает на разных ток-шоу, дебатах и т.д. Это, в общем-то, нормально и естественно.

Ну никак не хипстеры виноваты в том, что митинговая активность в России захлебнулась и пошла на нет. В общем-то, без этого «креативного класса» и имеющегося не удалось бы добиться. Слова песен Муджуса о том, что «все бессмысленно и бесполезно» были написаны до известных «болотных» событий. Однако именно данная часть городской общественности откликнулась на призыв заявить о своем мнении.

Меня всегда пугали разного рода попытки найти козла отпущения в масштабах целого общества. Для одних во всех бедах виноваты мигранты, для других мифический «Запад»…

КТО БЫЛ ДО ХИПСТЕРОВ?

Кстати, когда я прочитал статью Айсина, то почему-то вспомнил годы своего недавнего студенчества - ранние и середина нулевых годов. Тогда в России еще практически не было хипстеров и их роль выполняли те, кого условно называли «клаберами» или «неформалами». В их числе был и я. Как и современных хипстеров тех «клаберов» также объединяли определенные клубы, музыкальные направления, мода, книги, фильмы и так далее. Название «клаберы» или «неформалы» использовалось очень условно, так как в их число входили практически все кто нестандартно выглядел, слушал не попсовую музыку и читал не массовую литературу. Ничего не напоминает? ;)

В Казани, например, местами притяжения подобной публики были такие места как «Грот», «Хеликоптер», «Станция», с определенными оговорками старый и новый «Доктор», музыкальная точка «Ozon.pro» в Униксе (всегда можно было найти массу знакомого народа тусующегося поблизости), магазины «Другое кино», где можно было не только купить интересный арт-хаус, но и почитать казанский самиздат «Прощай оружие», магазин «Пилот» в КАИ и т.д.

Наше поколение также обвиняли в духовной пустоте, гедонизме, позерстве и прочем. Конечно, для нас было важно, что слушает человек, одежда была маркером «своего», книги и фильмы, также говорили многое о человеке. Тогда нас называли бездуховным потерянным поколением, которых интересует только музыка, шмотки и кино. Однако именно из этого слоя вышла наиболее думающая часть наших ровесников. И я знаю этих людей, это было одно сообщество. Многие ныне молодые и успешные ученые, журналисты, актеры, врачи, адвокаты, менеджеры еще 7-8 лет назад обвешенные разноцветными бусами, фенечками, в широких джинсах или клешах, топтали своими кедами с британским флагом танцполы в такт лондонскому uk garage. Как мы могли любить тех, кто не видел разницы между шеффилдским bassline и лондонским 2 step? В то время никак, поскольку это был способ дистанцироваться от пошлости и серости окружающей действительности. Мы были не согласны и уходили в себя, в свои интересы, в свой круг символов и предпочтений. Только пережив и переборов в себе все это, путем рефлексии через книги, кино, музыку и прочее это поколение находило свой выход. Да, кто-то пропадал, не возвращался в духовном и физическом смысле этого слова, однако никакой другой путь не давал гарантий полного физического и духовного выздоровления.

Поэтому, когда сейчас приходится слышать совершенно те же самые обвинения в отношении новой генерации креативной городской молодежи хочется то ли плакать, то ли смеяться. В общем, ничего не меняется. Однако все серьезно, ведь большая опасность заключается именно в подкупающей легкости и простате такой аргументации - все «западное» это тупик. А хипстеры пришли к нам именно «оттуда». Такая вот упрощённая логическая цепочка: постмодерн-Запад-хипстеры-тупик. Ничего не смущает?

Данис ГАРАЕВ

Городской информационный портал "Zur Kazan - Большая Казань"

Previous post Next post
Up